СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ .
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ .
Изменение направлений развития современной образовательной системы ставит перед школой задачу формирования творческой личности ,способной ориентироваться в многообразие мира .Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества ,потребностями в творчески мыслящих людях ,обладающих нестандартным взглядом на проблемы , владеющих навыками исследовательской работы .
Одной из приоритетных задач современной школы является создания необходимых и полноценных условий для личностного развития ребенка, субъективности ученика в учебном процессе , формирования активной позиции ребенка .Решение данной задачи особенно актуально для начальной школы поскольку с позиции отечественных психологов В .В.Давыдова, Л.С.Выгодског Д.Б.Давыдова и др. учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 –10 лет.
В связи с этим огромное значение приобретает совершенствование
нового учебного содержания и методов обучения. Методы обучения выполняют много функци. Главными являются обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. Это означает, что с помощью методов учителя не только обучают, но также решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно – воспитательного процесса.
Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижения ими образовательных целей, [ 1] Метод является частью вида
Метод может быть не только способом деятельности, но и способом организации деятельности, то есть метаметодом. Методы обучения состоят из приемов - отдельных разовых действий . В методе ярко просматриваются объективная и субъективная части. Там, где педагог вносит конкретные изменения в метод, проявляется его творчество.
Среди последних наиболее успешными с точки зрения решения названной задачи в начальной школе признаны методы проблемного изложения, частично - поисковый метод, метод исследования, проектный метод.
Рассмотрим более подробно данные методы обучения.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской деятельности к творческой деятельности. В начальной школе ученики еще не могут самостоятельно решать проблемные задачи , а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы , излагая ее решение от начала до конца. И хотя ученики при таком методе не участники, а лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.
Частично –(поисковый (эвристический) метод обучения заключается в следующих характерных признаках
а) знания детям нужно добывать самостоятельно
б) учитель не сообщает и не излагает знания, а организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств.
в) ученики под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникшие задачи, разрешают проблемные ситуации, проводят анализ, сравнение, обобщение, приходят к выводу, в результате данной работы у учеников формируются осознанные прочные знания. Частично - поисковый метод получил своё название потому, что ученики не всегда самостоятельно решают сложную учебную проблему от начала и до конца .Исходя из этого учебная деятельность развивается по схеме -ученики - учитель - ученики и т.д Часть знаний сообщает учитель, часть ученики добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая ) беседа.
Исследовательский метод обучения выражается в следующих характерных признаках
А) учитель вместе с учениками формирует проблему, решению которой посвящается отрезок учебного времени.
Б) знания ученикам не сообщаются. Школьники самостоятельно добывают их процессе исследования проблем сравнения различных вариантов полученных ответов .
В) деятельность учителя сводится к управлению процессом решения проблемных задач.
Г) обучение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Этот метод предусматривает творческое усвоение знаний.
Метод проектирования распространён крайне редко. Учитывая достоинство метода проекта и возрастные возможности учащихся 7 –10 лет целесообразно уже в начальной школе. Основными достоинствами проектного метода является высокая степень самостоятельности, инициативности учеников и их познавательной мотивированности, развитие социальных навыков детей в процессе групповых взаимодействий, приобретение ими опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений, навыков.
,, …Проектное обучение поощеряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия. [ 4 , 260 ]
Для продуктивной проектно- учебной деятельности младших школьников необходимо постепенно сформировать особую готовность , ,,зрелость ,, , которая заключается в следующим .
1Это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально - интелликтуальных взаимодействий в процессе обучения
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации дефицита информации или способов действий)
- умение управлять голосом (говорить чётко регулировать громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, и доказывать его)
– умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере рациональное, оригинальное решение)
2 Это развитие мышления учащихся, определённая интеллектуальная зрелость. Прежде всего, сформированность обощённости умственных действий как интегративной характеристики, включающий
- развитие аналитико - синтетических действий
- сформированность алгоритма сравнительного анализа
- умение вычленять существенный признак, соотношения данных, составляющих условие задачи
- возможность выделять общий способ действий
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи
К интеллектуальной зрелости относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самодеятельность .3 Это готовность младших школьников к эффективной проектной деятельности рассматривается как развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая формирует у детей необходимые умения
-адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное - выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания и замечания Формирования данных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения
В целом в проектной деятельности младших школьников выделяют структурные этапы учебной деятельности -- мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой, ученики обсуждают, предлагают собственные идеи - планирующий - подготовительный (определяется тема и цели проекта ,вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса ,согласовываются способы совместной деятельности сначала с помощью учителя, с нарастанием самостоятельности -- информационно - операционный ( ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, выполняя проект, учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником) - рефлексивно - оценочный (ученики, представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности ) Проектное обучение не должно вытеснять классно – урочную систему, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.
Современная дидактика стоит перед проблемой гуманизации обучения, принципиальным переосмыслением роли учителя и учащихся в учебно – воспитательном процессе, перед необходимостью создания условий для организации учебного сотрудничества во взаимодействии педагог…учащийся. . Учебное сотрудничество может сложиться при определенной организации обучения , когда постановка учебных задач требует поиска новых способов действий .Невозможность действовать по готовому образцу создает потребность взаимодействовать со взрослыми .
Вступая в новые отношения с учителем и друг с другом, дети постепенно становятся субъектами учебной деятельности, приобретая самое главное умение - умение самостоятельно учится. Кроме того, их отличает хорошая ориентировка в ситуациях, требующих новых способов действий, умение дискутировать, рассуждать, доказывать, наличие творческой, критической, самостоятельной мысли, проявление личностных черт, убеждений и позиций. Работа в малых группах, парах, оказывает большое влияние на формирование детского коллектива, учебной мотивации и произвольного принятия учебной задачи в любой предметной области.
ЛИТЕРАТУРА
1 А.В.Хуторской Современная дидактика. Санкт – Петербург 2001 2 И.П.Подласый Педагогика начальной школы 2000 3 Г.А.Цукерман Виды общения в обучении . Томск 1993 4 Д.Г.Левитес Практика обучения современные образовательные технологии Воронеж 1998 5 Журнал Начальная школа 2004 - 2 6З.И.Калмыкова Продуктивное мышление как основа обучаемости Москва 1981