ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

 

Какое интересное и полезное дело — школьный кукольный театр! Разве не замечательно всё сделать своими руками — и кукол, и сцену, — многому научиться и в конце концов самим разыграть пьесу. Но как организовать такой театр?

Как самим сделать кукол — от самых простых до более сложных?

 Как построить ширму и сцену?

 Как научиться управлять куклами, как сделать бутафорию и декорации и как поставить спектакль?

 Может быть, и мы у себя в школе организуем свой веселый кукольный театр. Желаю вам успеха!

Петрушки - «пальцевые» или «перчаточные» куклы.

В современных кукольных театрах артисты играют куклами самого различного устройства. Простейшими по устройству являются «петрушки» или, как их иногда называют, «пальцевые» или «перчаточные» куклы.

«Петрушки» имеют голову с отверстием внизу (в которое входит палец руки кукловода) и чехольчик с двумя рукавчиками. Кукловод надевает «петрушку» на руку, как перчатку. Обыкновенно указательным пальцем он управляет головой куклы, а большим и средним пальцами — ее руками. Конечно, это не единственный способ управления «петрушкой».

Тростевые куклы

Разновидностью кукол, показываемых из-за ширмы, являются тростевые куклы или, как их иногда называют, яванские (по месту предполагаемой их родины — острова Ява).

Эти куклы также управляются непосредственно рукой кукловода, вдетой в куклу, но устройство их более сложно, чем «петрушек».

Тростевые куклы имеют подвижную голову, полый чехол, в который входит рука кукловода, управляющая головой и торсом куклы, и руки, имеющие локтевое сочленение, а иногда и подвижные кисти.

Марионетки

 

Марионетки — так называют кукол, управляемых системой нитей, прикрепленных к их голове, торсу и конечностям. 
Марионетки видны зрителю во весь свой рост. Они могут не только ходить по полу, но и подниматься по лестницам, взбираться на трапецию, — словом, делать почти все, что делает человек. Только движения их будут более порывистыми, угловатыми, более условными, не совсем такими, как у живых существ.
 
Выбор пьесы сценария и кукол.
Содержание пьесы, образы действующих в ней лиц, их внешняя характеристика и поступки, условия, в которых разыгрывается действие пьесы, подскажут нам выбор кукол.
Мы знаем, что «петрушки» — это очень общительные и подвижные куклы, к тому же свободно и легко обращающиеся с вещами; что тростевые куклы отличаются большей плавностью движений, а марионетки легко отделяются от пола, могут подниматься по лестницам и даже летать по воздуху. Вот и подумаем, какими куклами нам интереснее воспользоваться для постановки выбранной пьесы, какие куклы найдут в ней наиболее выгодные условия для того, чтобы полнее использовать все свои игровые возможности.
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolobok.doc43.5 КБ
Office presentation icon kukolnyy_teatr_2.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:

КОЛОБОК

Сценарий для постановки русской народной сказки в  кукольном театре.

Действующие лица:

 Колобок

 Дед

 Бабка

 Заяц

 Волк

 Медведь

 Лиса

Действие первое

На переднем плане слева деревенский дом. Справа деревья. На втором плане лес. Из-за деревьев справа выходит Дед с вязанкой хвороста и идет к дому. На середине сцены останавливается и кладет вязанку на край ширмы.

Дед:

 Ох, умаялся! Устал!

 Я сегодня рано встал,

 Десять грядок посадил,

 В лес за хворостом сходил.

 Много переделал дел,

 А покушать не успел.

 Бабка, скоро ли обед?

Из окна выглядывает Бабка.

Бабка (весело):

 А его, дедочек, нет!

 Ели хлеб и пили квас,

 Вот и вышел весь запас!

 Будет новый урожай,

 Так обедать приезжай!

Бабка выходит из дома, забирает хворост и снова скрывается в доме. Кто-то скребется. Дед прислушивается.

Дед:

Погоди-ка, бабка, слышишь,

 В кладовой скребутся мыши.

 Ты скорей туда пойди,

 По сусекам помети.

 Собери муку в совок,

 Испечем мы колобок.

 В общем, бабка, покумекай.

Бабка выходит из дома с ведром и дает его Деду.

Бабка:

Ты ж пока сходи на реку

 И водицы принеси,

 Чтобы тесто замесить!

 Ну а лучше ключевой

 Да не мертвой, а живой!

Дед берет ведро и скрывается за деревьями справа.

Бабка:

Как пойду я, как пойду,

 По сусекам помету!

 Соберу муку в совок,

 Испеку нам колобок!

Бабка скрывается в доме, возвращается с миской, ставит ее на край ширмы. Из-за деревьев справа выходит Дед с ведром, подходит к Бабке.

Дед:

Вот студеная вода!

Бабка:

Наливай ее сюда!

Дед выливает воду в миску. Бабка начинает месить тесто.

Бабка (поет):

Тили-тили-тили-тесто –

 Дед жених, а я невеста,

 Коли доживем до мая,

 Будет свадьба золотая!

Бабка перестает месить и достает из миски ком теста.

Дед:

Ставь его скорее в печку!

Бабка:

Обожди, мое сердечко!

 Коли тесто подойдет,

 Легче в рот потом войдет!

 Ждем, ждем, ждем… А вот сейчас

 Ставить в печку в самый раз!

Бабка уносит комок теста в дом.

Дед:

Вот премудрое занятье!

 Никогда не мог понять я,

 Почему бы хлеб нам печь

 Не могла сама испечь?

Бабка выглядывает в окно.

Бабка:

Что стремиться к чудесам,

 Если можешь сделать сам?

Бабка выносит Колобка на крыльцо.

Бабка:

Вот смотри-ка, с пылу с жару!

 Скоро сядем к самовару

 И, как водится, вдвоем

 С колобком чайку попьем.

Дед хочет его взять, но обжигается.

Дед:

Ай!

Бабка:

Ты руки не тяни,

 Пригодятся нам они.

 Подожди еще малечко,

 Пусть постынет на крылечке.

 Мы ж, пока он спустит жар,

 Подогреем самовар.

Дед с Бабкой скрываются в доме.

Колобок (испуганно):

В печке чуть не засушили,

 А теперь и съесть решили.

 Ждать я смерти не могу,

 Я из дома убегу!

Колобок спрыгивает с крылечка и скрывается за правой кулисой. Бабка и дед выходят из дома.

Бабка (изумленно):

Дед, смотри, он укатился,

 С нами даже не простился!

Дед (сокрушенно):

 А все ты! Мол, посиди,

 Подожди да подожди.

 Вот, остались без обеда!

Бабка:

Может быть, пойдем по следу?

Дед:

Полно, бабка, не шути,

 Колобка нам не найти!

Бабка (причитая):

Эх, дедочек мой, дедочек,

 Укатился колобочек,

 Сколько лет с тобой живем –

 Все вдвоем да все вдвоем…

 Нет ни дочки, ни сынка.

Дед:

Да не уж-то Колобка

 Хочешь ты усыновить?

Бабка (вздыхая):

Может быть, дед, может быть!

 Он ведь только что родился.

 Ах, зачем он укатился

 И куда теперь пойдет?

 Пропадет он, пропадет!

Дед:

Да уж, вышел бойкий слишком!

Бабка:

Ох, хлебнет беды мальчишка.

 Воротился бы домой

 Колобок, сыночек мой!

 А все ты! У, бессердечный!

Дед:

Что ж меня ты пилишь вечно?

 Нет моей ни в чем вины.

 Бабка, испеки блины!

Действие второе

На переднем плане слева и справа несколько деревьев. На втором плане лес. Из-за деревьев слева выкатывается Колобок.

Колобок:

Я по коробу скребен,

 По сусеку я метен,

 У меня румяный бок.

 Я – веселый Колобок!

Навстречу Колобку из-за деревьев справа выходит Заяц.

Заяц:

Любит серенький зайчишка

 Бегать по лесу вприпрыжку!

 Ушками все слушать,

 Зубками все кушать!

 Ты же свеженький совсем,

 Погоди, тебя я съем!

Колобок отпрыгивает в сторону.

Колобок:

Не хочу я быть обедом,

 Я ушел от бабки с дедом!

 Я не попаду в беду,

 От тебя, Косой, уйду!

Колобок быстро катится мимо Зайца и исчезает за деревьями справа. Заяц убегает за ним.

Заяц:

Стой!

Колобок:

Гоняйся хоть полдня,

 Не догонишь ты меня!

Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Колобок:

Я по коробу скребен,

 По сусеку я метен,

 У меня румяный бок.

 Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Волк.

Волк:

Хочет ухватить волчок

 Всех зубами за бочок,

 Положить в свой ротик,

 А потом в животик.

 Ты вот свеженький совсем!

 Погоди, тебя я съем!

Колобок:

Не хочу я быть обедом!

 Я ушел от бабки с дедом,

 Ты меня бы не пужал,

 Я от Зайца убежал!

 Догонять меня без толку,

 Убегу я и от волка!

Колобок быстро катится мимо Волка и исчезает за деревьями справа. Волк убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Колобок:

Я по коробу скребен,

 По сусеку я метен,

 У меня румяный бок.

 Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Медведь.

Медведь:

Обожает с медом пышки

 Кушать косолапый мишка.

 Ты же свеженький совсем!

 Погоди, тебя я съем!

Колобок:

Не хочу я быть обедом!

 Я ушел от бабки с дедом,

 Ты меня бы не пужал,

 Я от Зайца убежал!

 Догонять меня без толку,

 Убежал я и от Волка.

 Я не попаду в беду,

 От тебя, Медведь, уйду!

Колобок быстро катится мимо Медведя и исчезает за деревьями справа. Медведь убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Колобок:

Я по коробу скребен,

 По сусеку я метен,

 У меня румяный бок.

 Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Лиса.

Лиса:

 Вы слыхали про лису?

 Нет хитрей меня в лесу.

 В назиданье детям всем

 Колобка сейчас я съем!

Колобок:

Не хочу я быть обедом!

 Я ушел от бабки с дедом,

 И от Зайца убежал.

 Волк мне тоже угрожал.

 Я его не испугался,

 И Медведю я не дался!

 Я не попаду в беду,

 От тебя, Лиса, уйду!

Лиса (вкрадчиво):

Славно, милый, ты поешь,

 Жаль, что слов не разберешь.

 Сядь ко мне на язычок,

 Про румяный спой бочок.

Колобок:

Я по коробу скребен,

 По сусеку я метен,

 У меня румяный бок.

 Я – веселый...

Лиса набрасывается на Колобка и съедает его.

Лиса:

Колобок!

 Он ушел от бабки с дедом,

 Не хотел он быть обедом.

 Сел ко мне на язычок...

 А ведь вкусный, дурачок!

Конец.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МБОУ школа №47 Мисько Т.З . Школьный КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР.

Слайд 2

Куклы Петрушки Тростевые куклы Марионетки

Слайд 3

Ширма и сцена Такое представление во время своих путешествий в XVII веке по Московии (в 1636 году) видел западный дипломат и ученый Адам Олеарий и зарисовал его. Этот рисунок является первым документальным свидетельством о петрушечном представлении в России и дает нам понятие об устройстве самого «театра». Позднее петрушечники стали делать складные ширмы, такие, как показано на рисунке . Эти ширмы они носили у себя за спиной и, кочуя с места на место, показывали свои незатейливые представления.

Слайд 4

Ширма и сцена В современных кукольных спектаклях пользуются ширмами самых разнообразных форм и размеров. Зачастую ширмы, в прямом смысле этого слова, в спектакле отсутствуют и заменяются различными деталями декораций, за которыми скрываются кукловоды. Это вносит большое разнообразие в игру кукол, позволяет им играть в различных точках сцены, а не только у края ширмы. Однако при таких сложных решениях сценического пространства надо всегда учитывать рост кукловода и наиболее удобное для него положение, чтобы он, как правило, мог управлять куклами стоя во весь рост, без необходимости пригибаться, опускаться на колени или склонять голову.

Слайд 5

Выбор пьесы сценария и кукол. Содержание пьесы, образы действующих в ней лиц, их внешняя характеристика и поступки, условия, в которых разыгрывается действие пьесы, подскажут нам выбор кукол. Мы знаем, что «петрушки» — это очень общительные и подвижные куклы, к тому же свободно и легко обращающиеся с вещами; что тростевые куклы отличаются большей плавностью движений, а марионетки легко отделяются от пола, могут подниматься по лестницам и даже летать по воздуху. Вот и подумаем, какими куклами нам интереснее воспользоваться для постановки выбранной пьесы, какие куклы найдут в ней наиболее выгодные условия для того, чтобы полнее использовать все свои игровые возможности.

Слайд 6

Давайте разберём сценарий русской народной сказки «КОЛОБОК»