ИКТ в обучении учащихся начальной школы

Агрикова Светлана Валентиновна

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее? Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

 

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет мне развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ в начальной школе не только позволяют повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя. Для того, чтобы ребятам было интересно на уроках математики, я использую не только разработки собственных презентаций, но и презентации, созданные другими учителями, внося в них изменения в соответствии с потребностями своих учащихся, а также электронное приложение «Уроки математики». Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье сберегающих технологий. Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.                                                                                        
 
Основным        являются:
- технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
- методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
- технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
 
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: 
- усиление интенсивности урока;
- повышение мотивации учащихся;
- мониторинг их достижений.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
 
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.
4. Для контроля учащихся.                                                                        
 
При подготовке к урокам можно использовать электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам; логические игры; тестовые задания; ресурсы Интернет; электронные энциклопедии. Использование мультимедийных презентаций в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных, игровых работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения учеников.                                                
 
Итак, основной целью применения ИКТ является: развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности. Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.
 
    

 

 

Комментарии

Данилова Ирина Васильевна

Спасибо. Скоро будет проходить районное методическое объединение начальных классов на эту тему. Думаю, что кое-что использую для выступления. А чтобы работать по технологии ИКТ, нужно оборудование, а его как всегда недостаточно.

Агрикова Светлана Валентиновна

Ирина Васильевна, спасибо за комментарий. У нас в школе во всех начальных классах установили интерактивные доски Mimio-studio. Появилось большое поле для творческой деятельности. Возможность провести урок интересно и увлекательно захватывает и вдохновляет. Интересно обменяться опытом с коллегами, работающими с этими досками. Спасибо