"Педагогические возможности использования информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов".
Предварительный просмотр:
«Не с курьёзами и диковинками науки
должно в школе занимать дитя,
а, напротив – приучить его находить
занимательное в том,
что его беспрестанно и повсюду окружает» .
К.Д.Ушинский
Концепция – это способ понимания, соображения и выводы. Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Моя педагогическая концепция основывается прежде всего на любви к детям. Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Аксиомой является мысль о том, что начальная школа - основа всего дальнейшего образования человека. Главная цель начального образования формулируется двумя словами: научить учиться.
В современном информационном мире это словосочетание обретает очень глубокий смысл. Научить учиться сегодня означает, прежде всего, вооружить детей способностью свободно работать с разными источниками информации.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, поэтому основой своей педагогической деятельности я считаю "Педагогические возможности использования информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов".
Создание условий для всестороннего развития каждого ученика, раскрытие его возможностей, талантов, способности действовать различных жизненных ситуациях как личность – это главная моя педагогическая цель.
Актуальность проблемы.
Каким должен быть современный урок? Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться.
Гипотеза:
Построение процесса познания на уроке и внеурочной деятельности так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия. Формирование положительных мотивов учебной деятельности, познавательного интереса; развитие интеллектуальной сферы обучающихся через развивающие игры и занимательные задания, поисково-исследовательскую деятельность и проектное обучение; расширение кругозора учащихся, выходящих за рамки программы по изучаемому предмету.
Задачи:
- Увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
- Создание у школьников установки на творчество, на свободный, но ответственный выбор.
- Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах.
- Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика.
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- Последовательное формирование у школьников обобщенных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научно-популярной, справочной литературой;
- Проведение фенологических наблюдений, опытов, измерений;
- Изучение взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- Воспитание бережного отношения к природе, результатам труда людей, формирование экологической культуры.
Ожидаемый результат:
- сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Работа с компьютером у детей повышает интерес и усиливает возможности доступа к современной, свежей информации, осуществляет «диалог» с источником знаний, к новой форме оценки знаний.
На этапе актуализации знаний предложенный наглядный материал помогает подвести учащихся к определению темы урока, активировать мыслительную деятельность. При изучении нового материала используются наглядное сопровождение урока (видеосюжеты, фотографии, иллюстрации, графические схемы), что способствует качественно обработать и сохранить полученную информацию, а также расширяет кругозор учащихся об изучаемых объектах окружающей среды.
Данную работу можно использовать, как на уроках природоведения, окружающего мира, на других уроках, так и во внеурочной работе с целью воспитания экологической культуры детей младшего школьного возраста, кроме того, можно использовать при работе с родителями во время родительских собраний или консультаций.
Демонстрационный материал, опыты, игровые задания, тесты, помещенные на дисках, помогают разнообразить во время уроков виды деятельности детей, проверить сумму полученных знаний, даёт возможность ребёнку самостоятельно работать на компьютере.
Наблюдения показали, что такие уроки с применением информационных технологий вызывают большой интерес у учащихся, которая выражается в росте количества вопросов, задаваемых детьми, а так же в поиске ответов на трудные вопросы. Возрастает количество учащихся, готовящих самостоятельно дополнительную информацию к уроку. Данные уроки также способствуют формированию компьютерной грамотности.
Личностно-ориентированное развивающее обучение имеет место во всех видах деятельности: урочной, кружковой и внеурочной на протяжении всей работы. Комбинация элементов традиционных методов с инновационными подходами: наличие наглядности, использование аудио- , видео- и мультимедийной техники, компьютера, использование электронных учебных пособий, применение педагогики сотрудничества, проектной, здоровьесберегающих, интерактивных и игровых технологий. Проведение презентаций поисково-исследовательской деятельности. Высокий уровень мотивации к познавательной деятельности. Созданные условия для творческой работы, занятия интересным делом в результате проведения развивающих игр и занимательных заданий по окружающему миру на уроках и внеурочной деятельности разовьет желание познать новое, умение применить в жизненной практике результатов своих трудов, гордость за свои успехи.
Возможности ИКТ:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание текстовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
- усиление интенсивности урока;
- повышение мотивации учащихся;
- мониторинг их достижений.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
- для обозначения темы урока;
- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
- как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.);
- для индивидуальной работы;
- для закрепления изученного материала;
- для домашнего задания;
- для контроля учащихся.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. “Презентация” - переводится с английского как “представление”.
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Диагностический этап, на котором проведены психолого-педагогические исследования в классе, которые показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя и является мотивом активной деятельности и всего обучения.
На своих уроках использую технологии:
- Технология проблемно-диалогического обучения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что учитель – “режиссер” учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу). Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по своему. Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний.
- Технология формирования правильного типа читательской деятельности. Слова К. Д. Ушинского могут стать смыслом данной технологии: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело". Основное отличие от традиционной методики работы с текстом до чтения - антиципация – умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе слов. Во время работы с текстом дети задают вопросы к автору, достигают понимания на уровне «смысла». Использование технологии предполагает разнообразие творческих заданий.
- Технология оценивания описывает правила: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «по каким критериям оценивать». Технология оценивания учебных успехов позволяет развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
- Для передачи знаний, развития воспитания детей использую информационно – компьютерные технологии, без которых сегодня уже школу представить невозможно. Это вносит радость, позволяет проводить уроки на более высоком эмоциональном уровне, является мощнейшим стимулом для творчества учителя и ученика
- Применение здоровьесберегающих педагогических технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, развивает стремление быть здоровым, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
Говоря о современных педагогических технологиях, применяемых мной, не могу оставить без внимания технологию «портфолио» (в начальной школе прежде всего сам ученик фиксирует свои творческие успехи), игровые, проектные и другие.
Какой должна быть среда детства для естественного, благоприятного и счастливого пребывания в школе каждого ребенка? Какие условия нужны для всестороннего развития творческой, современной личности? Это:
- безопасная среда;
- доброта, любовь, уважение, общественное одобрение;
- творческий профессиональный педагог;
- условия для занятий спортом и творчеством;
- эстетическое оформление окружающей обстановки;
- высокотехнологичное учебное оборудование.
А из маленького человека, если обеспечить оптимальные условия, в результате вырастает творческая личность, способная найти своё место в мире и реализоваться.
Я считаю, что становление личности происходит постепенно, то есть в процессе движения вверх.
Основной мой подход к обучению – проблемно-поисковый.
Использование на уроках разнообразие методов и организационных форм:
- наблюдения природы и общественной жизни;
- практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера;
- творческие задания;
- дидактические и ролевые игры;
- учебные диалоги;
- моделирование объектов и явлений окружающего мира;
- разнообразие организационных форм;
- работа в группах и парах;
- индивидуальные задания;
- уроки в предметных классах;
- экскурсии и учебные прогулки;
- коллективное решение проблемных вопросов;
- встречи с людьми различных профессий;
- посильная деятельность по охране среды.
Итак, ученик – творец, он получает право на свободный поиск, который не всегда должен заканчиваться удачей. Он получает право на самооценку, самое ответственное, самое серьёзное, самое трудное право. У него исчезает страх перед выбором, хотя остается ответственность за выбор, которая теперь возложена на него, но не снята с учителя.
Подведем итог.
• Использование информационно-коммуникационных технологий дает учителю начальных классов экономию времени на уроке; глубину погружения в материал; повышенную мотивацию обучения; интегрированный подход в обучении; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
• Динамика качества знаний положительная. Познавательный интерес на уроках высокий, это доказывает то, что многие дети участвуют в школьных и районных олимпиадах, занимают призовые места, выступают на научных конференциях, готовят презентации, создают мультимедийные игры, участвуют в разработках проектных уроков. Именно такие показатели побуждают и стимулируют обучаемых.
• Результаты и достижения инновации положительно влияют на жизнь учреждения, на базе школы проводятся мастер-классы, открытые уроки и семинары по проблемам внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс начальной школы.
Положительная динамика результатов проверки знаний моих четвероклассников даёт уверенность, что к концу обучения в начальной школе значительно увеличится количество учеников, способных справиться не только с программным, но и с максимальным уровнем сложности. Это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Я верю в успех и счастье своих учеников. Вижу, как стремятся они к познанию, обладают огромным потенциалом к саморазвитию, способны чувствовать окружающий мир. Уже сегодня размышляют о том, в каком мире предстоит жить и творить, занять достойное место. Каждый ребёнок уникален и талантлив, необходимо только дать возможность реализовать свои способности, создать комфортные условия для каждого ученика.
Каждый человек вольно или невольно, сам или с помощью других выбирает свой путь в жизни. И хочет того он или не хочет – отвечает за свой выбор перед собой. Я не сожалею о выбранном мною пути. Я – УЧИТЕЛЬ! И я нашла школу – «Школа Радуга» в которой, благодаря её атмосфере и общению с коллегами, постоянно происходит мой личностный рост. В этой школе живет идея, воплощенная в творчество, а дети учатся думать и любить.