Квалификационная работа на тему:"Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьнииков"
Проектная деятельность во внеурочной и классно-урочной системе. Формирование познавательных УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД | 311.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Волгоградской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»
(ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»)
Кафедра начального образования
«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников»
Выполнил: слушатель курсов № 208
учитель начальных классов МБОУ кадетская школа имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова г. Волжский
Быченкова Елена Васильевна
Проверил: профессор, д.п.н.
Николаева Марина Владимировна
Волгоград – 2012 год
Содержание
- Введение ………………………. ………………………………………… 3
Глава 1. Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО.
1.1 Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе ………………………………………………………………….. 7
1.2 Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников …………………………………………………………………... 11
Глава 2. Описание педагогического опыта по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии.
2.1 Классификация, типология проектов ………………………………….. 19
2.2 Результативность опыта………………………………………………… 27
Заключение…………………………………………………………………… 36
Список литературы.
Приложение.
1. Введение
Практическая актуальность: Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
- высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
- межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
В.Гузеев подчёркивал, что «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».[ 4 ]
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.
Теоретическая актуальность исследования определяется тем, что в науке недостаточно исследований, посвященных проблеме, цель которой - сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов, сырья , энергии и информации в нужный для человека продукт, а также умения рационально использовать полученные знания. Все это свидетельствует о необходимости проведения детального исследования данной проблемы.
Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется необходимостью выдвижения проблемы развития проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Цель исследования: апробировать проектную технологию, как средство формирования познавательной универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе
Предмет исследования: процесс формирования (формы, методы и средства) познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу и выявить сущность понятия метода проекта в психолого-педагогической литературе;
2) определить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках организации проектной деятельности;
3) описать и обосновать формы и методы средств, формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности;
4) представить результативность педагогического опыта.
База исследования: МБОУ кадетская школа имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова
Практическая значимость: в ходе исследования были рассмотрены формы, методы и средства формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и в работе педагогов начальной школы.
Глава 1. Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС ООН
1.1 Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе
Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.
Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы уже при советской власти данного метода не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа не обеспечивала учащихся необходимым объёмом систематических знаний, группируя учебный материал различных предметов вокруг проектов, носящих в основном практический характер.
Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и до недавнего времени в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» рассматривается как вид профессиональной деятельности. Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении. Как отмечает И.и. ляхов, в настоящее время усилился процесс проектизации знания, культуры и производства. Т.о. проектность – определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры, связанных с творческой деятельностью человека.[9]
В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым можно не стихийно, а целенаправленно.
Как отмечают известные современные ученые (И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром. [9]
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Обзор психолого-педагогической литературы показал, что в настоящий момент метод проектирования распространён недостаточно, ориентирован в основном на средние и старшие звенья школьного обучения и мало затрагивает начальную школу. Между тем, учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования. А тенденции, проявляющиеся в организации проектной деятельности младших школьников, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта.
Подготовка к проектной деятельности ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.
1.2 Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы, которые определяют и позволяют решить задачи:
- приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
- разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
- разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
- создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
Принципы:
- интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
- непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
- межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Овладение обучающимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников:
- формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, диагностических умений,
- становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др. Однако, учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности.
- обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.
Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.
Проектная деятельность несет в себе следующие функции:
1) преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;
2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;
3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;
4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;
5) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;
6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;
7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя как субъекта деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
- обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
- научиться применять полученные знания,
- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуславливает развитие личности школьника.
Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит
для развития разных сторон личности ребенка.
В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Проектная деятельность позволяет:
- формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;
- формировать у детей учебную мотивацию;
- диагностировать интеллектуальное развитие детей.
Направления деятельности:
- совершенствование психолого-педагогических технологий сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих эмоциональной разрядке обучающихся через реализацию проектов «Учись учиться», «Помоги себе сам»;
- повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;
- организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающие приоритетные задачи воспитания и обучения;
- вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
- сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
- глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
- приобретение коммуникативных умений;
- выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
программа каникулярного оздоровления детей через учебный лагерь, учебные и научно-исследовательские экспедиции.
Таким образом, Н.Ю.Пахомова даёт следующие определения учебного проекта [ 11 ]:
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия младших школьников: [1]
- деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями.
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблемы.
Глава 2. Описание педагогического опыта по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий средствами проектной технологии.
2.1 Классификация, типология проектов.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые [ 14 ]:
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –
исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
- Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций [12, 14, 15].
По доминирующей в проекте деятельности:
- практико-ориентированные;
- исследовательские;
- информационные;
- творческие;
- ролевые.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.
Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Информационные проекты направлен на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).
Ролевые проекты проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?
По характеру контактов между участниками:
- моно проект (в рамках одной области знания);
- межпредметный проект.
По характеру координации проекта:
- непосредственный (жесткий, гибкий);
- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
По характеру контактов между участниками:
- внутриклассные;
- внутришкольные;
- межрегиональные;
- международные.
По количеству участников проекта:
- индивидуальные;
- групповые.
По продолжительности:
- мини-проекты (укладываются в 1 урок);
- краткосрочные (4-6 уроков);
- среднесрочные;
- долгосрочные.
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.
Остановимся на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов [ 5 ]:
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создаёт условия для активности школьника |
Субъект обучения | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Исходя из этого, Е.Н.Землянская выделяет несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направит ее в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявить, какой информации или каких умений не достает);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: « Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Все сказанное справедливо и по отношению к учащимся начальной школы. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проекта, то нарушается преемственность между этапами развития учебно–познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную деятельность, должна быть в области познавательных интересов учащихся в зоне их ближнего развития.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы впоследствии применять такие умения?»
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки- наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен проект.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности- презентация (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте.
Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого–физиологические особенности младших школьников.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, которую Н.В.Иванова видит в следующем. [ 6 ]
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, это сформированность обобщённости умственных действий, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
Третьим показателем готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъектности младшего школьника в процессе обучения. В тех же случаях. Когда целенаправленное формирование названных показателей не осуществляется, использование метода проектов неэффективно и затруднено.
2.2 Результативность опыта
Метод проектов я использую в своей практике пятый год. Первые два года эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашего класса. Попытки использовать метод проектов на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.
Примером этому могут служить следующие проекты:
- Экологический проект «Наша Земля в наших руках» (Фото в презентации)
- «Лес наше богатство» - экологический проект; (Приложение № 1)
- Кулинарные рецепты нашего класса.
- Литературный проект Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
- «Здоровым быть модно» - здоровьесберегающий проект
- «Новые приключения барона Мюнхаузена» Художественная книга нашего класса
В ходе этой работы я пришла к выводу, что проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.
В Образовательной системе «Гармония» проектная деятельность рассматривается как форма внеурочной деятельности.
Проектную деятельность предваряю необходимым этапом- работой над темой, в процессе которой детям предлагаю собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия служит одним из основных источников информации по теме. Дети знакомятся, как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на возникающие вопросы.
В итоге внеурочная проектная деятельность состоит из двух компонентов: работа над темой и работа над проектом.
При этом, работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
А работа над проектами – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Основные этапы внеурочной проектной деятельности:
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентация.
6. Самооценка процесса и результата деятельности.
Выбор темы.
Работа над темой мы начинаем с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она достаточно ёмкая, а в ней выделяется много разных подтем по интересам детей. Например, в теме «Природные зоны» выделяются подтемы: «Животные», «Растения», «Труд людей», «Климатические условия».
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. В качестве источников информации выступают книги, фильмы, экскурсии в музей, на природу, родители.
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее.
Выбор проектов.
После завершения этапа сбора информации предлагаю детям принять участие в реализации проектов. При этом знакомлю детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя им возможность самим придумать свои проекты. В первом классе лучше не озадачивать детей придумыванием своих проектов, а предложить им на выбор доступные и реально выполнимые проекты.
Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (на некоторых уроках и после) и вне школы. Если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом, прихожу ему на помощь или советую обратиться к родителям.
Каждый ребёнок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект.
Презентации.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Самооценка.
Итоговым моментом в работе над любым проектом является самооценка процесса и результата собственной деятельности. Эту самооценку мы осуществляем с помощью самооценочных листов.
Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности я использую:
- часть урока;
– время занятий в группах продленного дня;
– внеурочное время.
Примерами проектов, созданных с учащимися 4г класса в 2011-2012 учебном году могут служить:
- Проект «Белый Бим Черное ухо» - выставка рисунков и настольная игра;
- Фотоконкурс «Мое книжное лето» - фотогазета;
- Проект «Лес наше богатство»
Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с распределением социальных ролей. Роли меняются от проекта к проекту, это позволяет детям пробовать себя в разных социальных ролях: организатором, исполнителем и экспертом деятельности.
Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению комплексного творческого проекта «Белый Бим Черное ухо»
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
- Подготовительный этап включал разработку творческого комплексного проекта, знакомство учащихся и родителей с проектной технологией;
- Основной этап предусматривал реализацию проекта с учащимися начальных классов и выявление уровня сформированности коммуникативной, информационной компетентностей и компетенции решения проблем в проектной деятельности;
- Контрольный этап предполагал определение динамики продвижения учащихся, анализ результатов работы.
Данная работа проводилась в 4г класса МБОУ кадетская школа города Волжского.
Паспорт проекта.
Тема: «Белыйм Бим Черное ухо».
Цели:
- познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;
- вовлечь каждого обучающегося в активный творческий процесс;
- учить представлять свой труд в виде презентации;
- воспитывать интерес к художественной литературе.
Задачи проекта:
- развитие творчества, способностей к изобретательству, эстетического вкуса обучающихся;
- формирование умений взаимодействия и взаимопомощи в группе;
- разработка и изготовление предполагаемого продукта проекта.
Тип проекта:
- групповой;
- внеурочный;
- среднесрочный;
- творческий, практико-ориентированный.
Предполагаемый продукт проекта: - выставка рисунков;
- настольная игра.
Этап 1. Предпроектная подготовка (работа над темой)
С 01.06 по 11.09 2011г. в школе проводился Читательский марафон. Задолго до этого (в мае) в классе началась предпроектная подготовка:
- знакомство с творчеством Г. Троепольского;
- чтение книги Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»;
Материалы, найденные дома, в библиотеке, даже в Интернете ребята несли в школу и мы детально прорабатывали всё найденное по теме.
В это же время с учащимися была проведена беседа «Я выполняю проект», в ходе которой шло обсуждение вопросов: что такое проект и как он выполняется, этапы проекта и его возможные продукты, что значит презентация проекта и его самоанализ. Поскольку ранее учащиеся участвовали в проектной деятельности, то они сами предлагали разработанную ими структуру проекта. В основном все ребята заинтересовались данной темой проекта и активно включились в работу.
А второй продукт проекта (создание настольной игры) предложили уже ребята в процессе работы.
На одном из собраний родители были ознакомлены с методикой организации проектной деятельности детей и мы совместными усилиями определили оптимальные формы их возможного участия: помощь советом, творческими идеями, информацией, проявление заинтересованности. Родители получили соответствующие памятки.
Этап 2. Планирование (выбор проектов).
- из рисунков ребят оформить выставку;
- приготовить индивидуальную защиту проекта;
- для работы по созданию игры было решено:
- составить правила игры;
- выполнить эскиз игрового поля;
- подобрать и изготовить иллюстративный материал;
- оформить игру;
- апробировать игру.
Этап 3. Практическая реализация проекта.
- Оформление выставки рисунков;
- Создание настольной игры. Апробация игры.
Этап 4. Презентаци.
Презентация нашего проекта проходила для учащихся начальных классов. Нами была выбрана театрализация с элементами диалога. Жюри, состоящее из учителей, учеников и гостей праздника, оценивали каждый проект и его презентацию по особым критериям. Наш проект был высоко оценен жюри и получил звание как самый творческий проект
Этап 5. Самооценка результатов и собственной деятельности.
Итоговым моментом в работе над данным проектом явилась письменная самооценка участниками проекта процесса и результата собственной деятельности, которая осуществлялась с помощью листов самооценивания.
Динамика продвижения учащихся.
По моим наблюдениям, откликам детей и родителей проект нашёл эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.
Во время работы над проектом 2 раза проводилось анкетирование.
В первой части проекта учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?» Были предложены варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «мне всё равно», - из которых ученик должен был выбрать только один. Отрицательных ответов не последовало, но три ученика выбрали ответ «мне всё равно».
Также учащиеся оценили своё отношение к творческому проекту. Ответы были следующие:
- «проект интересный» - 64%;
- «нужный» - 22%;
- «непонятный» - 11%;
- «трудный» - 3%.
Результаты исследования показали, что не все участники поняли суть и методику выполнения проекта, поэтому у некоторых проектная деятельность вызывала беспокойство.
Также на данном этапе работы по результатам педагогического наблюдения определялся уровень сформированности у младших школьников ключевых компетентностей. К таковым относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка информации) и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). На данном этапе у учащихся были частично сформированы ключевые компетенции. Преобладал низкий уровень решения проблемы и работы с информацией, частично средний уровень коммуникации.
После завершения работы над проектом уровень компетентностей учащихся повысился. Наметилась тенденция роста уровня компетенции решения проблем и работы с информацией, однако критерии коммуникации остались без изменения. На мой взгляд, для повышения уровня коммуникативной компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности.
Индекс удовлетворённости учащихся проектной деятельностью повысился, так как всем без исключения нравилось участвовать в проекте.
Учащиеся повторно оценили своё отношение к проекту. По сравнению с предыдущими ответами динамика положительного отношения к данному виду работ налицо:
- «проект интересный» - 73%;
- «нужный» - 90%;
- «понятный» - 80%;
- «полезный» - 64%;
Было определено, какой этап работы над проектом ученикам понравился больше всего. 48% участников проекта на первое место поставили презентацию, поиск информации – 36%; реализацию проекта - 11%, а 5% участникам «понравилось всё».
В своих отзывах о проделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила, какие были трудности и достижения.
Таким образом, анализ полученных результатов после проведения контрольного этапа эксперимента, показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.
Также в ходе проведенной работы у обучающихся были сформированы познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся стали лучше извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Научились представлять информацию в виде схемы. Проводить обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Устанавливать причинно-следственные связи. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Исследовать собственные нестандартные способы решения, преобразовывать объект, импровизировать и изменять его творчески.
Заключение
Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.
Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности». Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.
Данный проект был разработан, внедрён в практику и в настоящее время завершён.
Были решены следующие задачи:
- раскрыто понятие метода проектов;
- показана специфика применения проектного метода в начальной школе;
- разработан и реализован творческий комплексный проект;
- выявлены уровни сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности у учащихся.
Цели достигнуты:
- определены возможности использования проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы в начальной школе;
- повысился уровень ключевых компетентностей младших школьников в ходе проектной деятельности.
Исследование показало, что проектная деятельность в рамках школы учит детей:
- распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
- ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
- оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
- добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
- планировать свою работу;
- оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
- выявлять и анализировать допущенные ошибки.
Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.
Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010.
2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения Директор школы. М.1995, №6
5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2005. №9
6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Нач.школа. – 2004. - №2.
7. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. Начальная школа.2008. №8
8. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа.2006. №1
9. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших
школьников М.: Вентана - Граф, 2002
10. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Нар. образование. – 2000. - №7.
11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005
12. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
14. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
15. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения Завуч 2003. №6
16. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль «Академия развития». – 1997 .
Приложение.
Защита проекта «Лес - наше богатство»
Уч. 1 На урок мы все пришли
Природные зоны изучать должны.
Уч.2 И перед нами встал стеной
Лес наш щедрый и родной.
Уч 3. Лесную зону мы все изучали
И вопрос такой себе задавали.
Уч 4. Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Уч.5 Мы про лес все прочитали
Факты интересные собрали.
Уч. 6 Долго думали, решали,
Наблюдали, рассуждали,
Уч. 7 А потом всем классом дружно
К презентации пришли.
Уч.8 Мы про лес вам все расскажем
Презентацию покажем.
Уч.9 Лес – это общий дом для растений и животных. Лес невозможно представить без деревьев. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес. Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Лесная полоса протянулась от западных границ почти до побережья Тихого океана.
Уч. 10 Площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, превышает в Российской Федерации 1180 млн. га. В настоящее время лесами занято 45% территории нашей страны. Запасы древесины на корню в целом по России составляли 80 млрд. кубометров.
Уч 10а Лес – это еще и кустарники, и травянистая растительность, микроорганизмы и другие компоненты окружающей природной среды, биологически внутри взаимовлияющих друг на друга в своем развитии.
Уч. 11 Лес – это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Один гектар зеленых насаждений за час может поглотить 2 кг углекислоты.
Уч 12. Лес - ты же видишь – мы твои.
И нет ничего милее:
Бродить и думать здесь.
Уч. 13 Он излечит, обогреет,
И накормит русский лес.
Уч.14 Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Уч. 15 Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадят сейчас.
Уч. 16 Мы акцию в классе
Своем провели.
Уч. 17 Родителей к ней
подключить мы смогли
Уч. 18 Собрали мы дома
Отходы бумаги.
Уч. 19 И макулатуру дружно
В контейнер мы сдали
Уч. 20 Пусть лучше и краше,
Сама, как весна,
Становится наша
Родная страна.
Уч. 21 О нашем проекте
Мы всем рассказали.
И сдать макулатуру
2в класс позвали.
Уч.22 Всех призываем помнить одно.
Хором: Лес – наше богатство!
Уч. 23 И правила леса выполнять заодно
Уч. 24 Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать.
Уч.25 Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
Уч. 26 Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
Уч. 27 Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку и др.)
Уч. 28 Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Уч. 29 ПОМНИТЕ: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ С ОГНЁМ В ЛЕСУ!
Визитная карточка проекта
Автор проекта |
Фамилия, имя, отчество | Быченкова Елена Васильевна |
Город, область | г. Волжский, Волгоградской области |
Номер, название школы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа |
Описание проекта |
Название темы вашего учебного проекта |
Лес – наше богатство |
Краткое содержание проекта |
Проект научит самостоятельно собирать материал, используя Интернет-ресурсы, энциклопедии и др. Проект дает возможность попробовать свои силы каждому участнику. |
Предмет(ы) |
Окружающий мир |
Класс(-ы) |
4 |
Приблизительная продолжительность проекта |
4 недели |
Основа проекта |
Образовательные стандарты |
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) |
Планируемые результаты обучения |
- личностные: - уметь работать в группе. - метапредметные: - уметь находить, анализировать, обрабатывать информацию; - предметные: -получить конкретные знания |
Вопросы, направляющие проект |
Основополагающий вопрос | Какую роль в жизни людей и животных играет лес? |
Проблемные вопросы учебной темы | Почему леса надо охранять? |
Учебные вопросы | Что такое лес? Для кого лес является домом? Каковы экологические проблемы леса? Как я могу помочь лесу? |
План оценивания |
График оценивания |
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
входное анкетирование стартовая презентация критерии оценивания | ведение дневника проекта, проверочные листы, выполнение практических работ, сбор макулатуры. | презентация своих работ, составление общей презентации, участие в общешкольном туре проектной деятельности |
Сведения о проекте |
Необходимые начальные знания, умения, навыки |
Как таковых концептуальных знаний и технических навыков, необходимых учащимся, чтобы начать выполнение этого проекта нет. Главное желание. |
Учебные мероприятия | ||||||||||||||
|
Материалы для дифференцированного обучения |
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) | Работа в группе и возможность работать в индивидуальном темпе |
Ученик, для которого язык преподавания не родной | В данном проекте не важно на каком языке говоришь, главное желание работать и узнавать новое |
Одаренный ученик | Создание самостоятельных презентаций |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта |
Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты) | |
|
Технологии — программное обеспечение |
База данных, электронные таблицы Обработка изображений Программы редактирования веб-страниц |
Материалы на печатной основе | Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т.д. |
Другие принадлежности | Принадлежности, которые необходимо заказать или подготовить для использования в учебном проекте и которые характерны для курса обучения. Не включайте сюда обыденные материалы, которые можно встретить в каждом классе |
Интернет-ресурсы |
Другие ресурсы | На защиту проекта можно пригласить родителей, учеников из других классов |
Список литературы
1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: Вентана - Граф, 2002.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
3. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М.1995, №6
7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005. №9
8. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Начальная школа. 2004. №2
9. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. // Начальная школа.2008. №8
10. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа.2006. №1
11. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч 2003. №6
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;