Урок по русскому языку в 3 классе по теме:"Безударная гласная в корне"
Урок проводился на районном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnye_glasnye_v_korne.docx | 27.22 КБ |
prezentaciya_bezudarnye_glasnye_v_korne.ppt | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработал учитель начальных классов МАОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Буланкина О.П. e-mail: oksana140281@mail.ru
Открытый урок по русскому языку на тему:
«Правописание безударных гласных в корне слова».
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.
Тип урока: урок закрепление изученного материала.
Вид урока: комбинированный
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы,
ИКТ: презентация к уроку
Цели: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем зря время терять.
- Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
III. Психологический настрой.
- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
IV. Чистописание.
- Откройте тетради, запишите число – сегодня:
Одиннадцатое декабря.
Классная работа.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга, и др).
- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки.
- Что вы заметили? - Какие буквы? Что вы можете о них сказать?
- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и как Мороз на окне в тетрадях составим узор из букв и соединений. А, Е, О, И.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
- Ребята, а какой праздник у нас скоро?
- Я слышала, что Дед Мороз ко всем детям отправил своих помощников с приглашениями на Новогоднюю ёлку. А мне Дед Мороз позвонил по своему лесному телефону и сказал, что к нам тоже придёт гость. А кто к нам придёт, вы должны отгадать.
Что за нелепый человек
Пробрался к нам в 21 век.
Морковкой нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла.
- Правильно, это Снеговик. Он приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Но путь этот будет нелёгким. Вы ведь знаете. Что зимой бывают метели и вьюги.
V. Словарная работа.
- Снеговик приготовил для вас задание. Запишете под диктовку в тетрадь слова:
МОРОЗ, ЗАЯЦ, УЛИЦА, РАБОТА, СЕВЕР, ОБЕД.
- Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.
- А теперь проверим. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова, которые записаны на доске.
М…роз, за…ц, ул…ца, р…бота, сев..р, …бед
- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.
VI. Постановка проблемы урока.
- Снеговик рассказал мне историю, она произошла с его друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)
- Я вам предлагаю ответить на вопросы:
Что
Где надо проверять?
Как
Чем
VII. Повторение ранее изученного материала.
- Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.
- Ответим на первый вопрос:
Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я
- Ответим на второй вопрос:
Где надо проверять? В корне слова
- Ответим на третий вопрос:
Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.
- Ответим на четвёртый вопрос:
Чем надо проверять? Проверяем ударением
VIII. Работа над темой урока
- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.
- Итак, вот слово ЗИМА
- Что сделаем первым. (Прочитаем слово)
- Затем поставим ударение.
- Выделим корень
- Определим безударную гласную.
- Подбираем проверочное слово.
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.
IX. Упражнения. Работа по учебнику.
- Используя алгоритм, выполните упражнение №263 в учебнике на стр. 112.
Выб_гать, бл_стеть, сп_шить, пос_дить, закр_чать, засв_стеть, уд_вить, забл_стеть, дот_щить, просл_дить, зал_вать.
- Молодцы! Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.
X. Физкультминутка.
- Что-то снеговик устал. Да и мы немного приустали. Давайте дружно сделаем физкультминутку.
- Следующее задание Снеговика потребует от вас не только знание алгоритма но и внимания.
- Возьмите свои карточки. На карточках три тестовые задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Желаю удачи!
А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?
1) тяжелый – тЯжесть 3) столовая - стОлик
2) похвала – хвАлить 4) гостиница – гОсть
В) В каком слове допущена ошибка?
1) морской 3) посодить
2) письмо 4) страна
С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?
1) камушки 3) стрелки
2) легкие 4) спортивный
- Подымите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.
XI. Работа с текстом.
- Снеговик приготовил для вас новое задание – текст. Прочитайте.
- Ребята, ничего не пойму. Вы ничего не заметили, что не так?
- Восстановите текст и вставьте пропущенные буквы.
Кр_сив русский лес з_мою! Поб_лели п_ля и луга. Льдом покрылась р_ка. Глубокие, чистые л_жат под д_ревьями сугробы.
XII. Подведение итогов.
- Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке. Вернёмся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
- Кто хочет задать первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?
- Кто хочет ответить?
XIII. Рефлексия.
Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.
1. Я все понял, но у меня остались вопросы
2. Я все понял, могу работать по алгоритму
3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому
Д/З т. к. наш урок сегодня был необычным, д/з тоже будет необычным. Дома напишите письмо деду Морозу. И мы на следующем уроке эти письма проверим и отправим с помощью нашего друга снеговика.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Безударные гласные в корне слова.
По горизонтали: 1. На глазах – по колесу 3..Площадь круглая, 5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит. 7. Утром бусы засверкали, 9. Ходит – бродит среди льдин 11. Что же это за девица: 13. Кафтан на мне зелёный, 15. Течет, течет – не вытечет. 16. Птица длинноклювая | По вертикали: 2. Мы день идём, мы ночь идём, 4. Ею траву косят 6. Рыжая птичница 7. Ягоды – красненькие 8. Вот магазин. Не для красы 10. С бородой, а не старик, 12. Одна сестрица 14. Что олень на голове носит? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
в стране русского языка в гости к дедушке Корню
Чистописание Д д Дятел жил в дупле пустом. Дуб долбил как долотом.
а о е я и
пр .вет в . кзал кв . ртира д . льфин . зык
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова (обобщение)».
Алгоритм Прочитай слово. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударные гласные в корне. 5. Подбери проверочные слова. 6. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов. 7. Обозначь орфограмму.
З . л . неет травка, резвая л . ш . денка
Игра «Подбери проверочное слово» к.ренья пож.лтели выгл.нул л.б.диный м.л.ток г.л.ва лебедь, лебедушка желтый молот, молотит взгляд головы, головка корень
1 вариант . Х.л.да, в.ч.рок, д.р.гой, ст.рик, с.л.вьиный. 2 вариант. З.л.той, д.ш.визна, в.л.сок, м.лыш, с.к.линый.
1 вариант . Х о л о да, в е ч е рок, д о р о гой, ст а рик, с о л о вьиный. 2 вариант. З о л о той, д е ш е визна, в о л о сок, м а лыш, с о к о линый.
Дифференцированная работа
У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги . о о е е и
корень!!!
" корень" "корень зла" "это в корне неправильно" " Зри в корень! "
Безударный в корне – хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья.
Домашнее задание стр.88 упр. 234
спасибо за работу !!! до новой встречи!!!