Технология проблемного обучения
На логопедических занятиях использую технологию проблемного обучения.
Цель – активизация мышления обучающихся, формирование интереса к изучаемому метериалу, создание под руководством логопеда проблемной ситуации и формирование активной самостоятельности обучающихся по их разрешению.
Результат – обучающиеся учатся овладевать навыками, умениями развития мыслительных способностей.
На данном этапе создаю проблемную ситуацию на уроке, предъявляю противоречивые факты. Проблемный метод, или озадачивание, сводится к следующему.
Ставится перед обучающимися проблема. Это можно сделать с помощью вопросов (может быть один вопрос, система вопросов, вопрос может касаться какой-либо детали изучаемого, вокруг которой выстраивается весь материал и т.д.). Проблема может быть поставлена с помощью загадки, ребуса, кроссворда, рисунков, фотографий. Работа обучающихся над проблемой является не менее, а часто более ценной, чем само решение. Обучающиеся помнят саму реакцию на проблему.
Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, т.е. такое психическое состояние обучающегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы. Постановка проблемы не всегда приводит к проблемной ситуации. Проблемы не интересны для обучающегося, если они не связаны с его жизнью, имеют общий характер. Не возникает проблемной ситуации и тогда, когда у обучающегося слишком низкий уровень знаний для решения данной проблемы или, наоборот, он быстро находит решение и ему не интересен дальнейший ход рассуждений.
Проблемное обучение возможно на всех этапах урока, при объяснении, закреплении, контроле знаний
Обучающиеся под моим руководством формулируют проблему, выдвигают гипотезы, а затем делают вывод.