Выступление на РМО "Урок: самоанализ и анализ"

Сенникова Вера Николаевна

 

Урок: самоанализ и анализ

          Преподавание - двусторонний процесс. Обратная связь достаточно активная, и иногда существенно влияет на результативность урока как в одну, так и в другую стороны. А потому для понимания и осознания происходящего на проведенном уроке, понимания причин (а что сделал я не так?), существует такой вид деятельности как анализ урока (точнее, во-первых, самоанализ, а затем - помощь коллег, присутствовавших на уроке).      

      Анализ урока необходим для повышения качества обучения. Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение прежде всего для самого учителя, дающего урок. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как  бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.  

        Анализ урока – это  рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

          В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др.

              Анализ урока – дело сложное. Разобрать урок по пунктам трудно и требует много времени. Но, как говорится, игра стоит свеч. Анализ проведенного урока – начало подготовки к следующему уроку. Поскольку совершенствованию каждого урока нет предела, хорошему учителю никогда не хватает времени на подготовку. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий, от его способностей и желания стать хорошим специалистом.

    Для выбора схемы анализа урока учителю достаточно знать

- современные критерии качества образованности учащихся,

- владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании,

- владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний.

Существует множество подходов к анализу уроков и их видов. 

Основные виды анализа современного урока:

• Краткий

• Структурный

• Аспектный

• Полный

• Комплексный

• Системный (по Ю.А. Конаржевскому).

Краткий  анализ урока  (оценочный)  - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

Краткий- отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;

1.         Постановка на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие).

2.         Какими методами она решалась.

3.         Примеры, подтверждающие работу учителя по реализации .

4.         Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

5.         Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.

6.         Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.

7.         Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.

8.         Достигнут ли результат по его аспектной цели.

9.         Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.

Структурный  анализ урока- структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

1.         Выявить главные элементы урока и определить основные виды работы с учащимися.

2.         Определить их последовательность и целесообразность.

3.         Выявить временной фактор и его рациональность по этапам урока.

4.         Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего структурного элемента урока.

5.         Какова взаимосвязь отдельных структурных элементов урока.

6.         Какова результативность отдельных этапов урока в конечном усвоении знаний учащихся.

Аспектный анализ урока - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Аспектный- используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приёмов деятельности учителя.

1.         Постановка и решение на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие)

2.         Оптимальность выбора типа и структуры урока для решения данной аспектной задачи.

3.         Соответствие содержания, понятий, факторов и идей изучаемого материала решению данной аспектной задачи.

4.         Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

5.         Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.

6.         Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.

7.         Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.

8.         Достигнут ли результат по его аспектной цели.

9.         Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.

Полный  анализ урока -- это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.

Полный- проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы.

1. Целевая направленность урока (постановка триединой задачи).

2. Каков объем отобранного на урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке учащимися.

3. Какое время на уроке было отведено изучению нового материала, его разбору, закреплению и выявлению результатов усвоения.

4. Как организована самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, уровень взаимопроверки своих знаний на уроке.

5. Как работа с учебником способствовала усвоению и закреплению знаний учащихся.

6. Выявить, каков уровень обратной связи со всеми учащимися.

7. Какова система заданий работы учителя с учащимися и как она способствует достижению необходимого уровня знаний на данном уроке.

8. Рациональность проведения уроков - лекций, семинара, конференции, диспута, конкурса и т.д., выдача материала блоками, использование опорных сигналов на данном уроке.

9. Какие методы и приемы обучения были использованы и их активность на уроке.

10.Осуществляется ли опора на межпредметные связи.

11.Как творчески проверено домашнее задание предыдущего урока у всех и доведено ли новое до каждого ученика, его оптимальность с учетом объема заданий по другим предметам.

12.Каков результат усвоения знаний учащихся и не снизится ли он в новых условиях, ситуациях. 

Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков),  система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся.

Комплексный- предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.

Системный анализ (по Ю.А. Конаржевскому) – это совокупность взаимосвязанных приемов и процедур, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему. Это методика проектирования, конструирования и управления уроком.

     Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.)

Наряду  с  анализами  урока,  существует  и  самоанализ. Что   же  дает  самоанализ учителю?

      Сегодня, когда у учителя, с одной стороны, есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, а с другой стороны - необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации, одним из главных его профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально - значимых качеств. Не каждый учитель в действительности владеет этим умением, так как в институтах этому не учат, а от этого зависит и качество обучения. В связи с модернизацией образования на первое место ставится качество преподавания и обучения учащихся.

        Очень часто педагоги готовы провести много открытых уроков с условием, что они не будут проводить самоанализ. Иногда – это приходится делать под давлением других (заместителя директора по УВР или председателя МО), тогда наблюдается весьма неприглядная картина: формальные, пустые фразы, беспомощность тех, кто анализирует, и не ловкость тех, кто при этом присутствует.

         Страх перед самоанализом – всегда очень плохой признак, говорящий или о низком профессионализме педагога, или о авторитарном стиле внутришкольного управления.

Самоанализ урока -это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

      Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания.

      В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.

Самоанализ урока

         Самоанализ  урока  учителем   позволяет решить целый ряд важных задач:

- учитель лучше осознает систему своей работы,

- быстрее осваивает на практике методику выбора и обоснования оптимального варианта обучения,

- делает учителя более психологически защищенным, уверенным в себе,

- резко улучшает качество планирования последующих уроков,

- стимулирует развитие творческого мышления и деятельности учителя,

- экономит время  при планировании.

         Прежде чем требовать от учителей самоанализа уроков, целесообразно ознакомить коллектив с методикой такого самоанализа.

     Мы  вам предложили  несколько  схем   для анализа   и   самоанализа, которые  можно в  большинстве  случаев  свести  к  одной  памятке,  в  связи  с  чем  мы   вам  предлагаем  познакомиться  с  памяткой  для самоанализа. 

Памятка для самоанализа урока

 А.Каков был замысел, план проведения урока  и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?

1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?

1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?

1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?

В. Удалось ли:

решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

избежать перегрузки и переутомления учащихся;

сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

      Немаловажным  фактором   является  ход  проведения   самоанализа  и  анализа  урока. Мы  вам  предлагаем  обратить  внимание  на  следующие  памятки:

Правила проведения анализа урока.

1.Дружелюбность,  доброжелательность. (Правильно ли я вас поняла, коллега?).

2.Ищите в уроке лучшее, а не худшее.

3.Говорите кратко и логично. Не придирайтесь к мелочам.

4.Слушайте других, не повторяйтесь.

5.Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.

6.Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.

7. Не поучайте учителя, а учитесь и слушайте рекомендации по совершенствованию урока. 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА УРОКА

1. Нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Помните - что годится для одного, то нецелесообразно для другого.

2. Любые рекомендации по улучшению работы учителя должны опираться на достижения педагога, на его сильные стороны.

3. Нужно поощрять творческое проведение урока, побуждать учителя к самостоятельной разработке его структуры и методики.

4. Следует оценить, насколько рационально были использованы избранные учителем приемы и методы обучения, например, насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы.

5. Замечания и рекомендации учителю должны быть четко сформулированы и записаны в справку по итогам анализа урока.

       Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества:

Без самоанализа невозможно:

- построить целостную систему обучения;

- повысить мастерство, развить творческие способности;

- обобщить передовой педагогический опыт;

- сократить затраты времени на техническую работу;

- обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

 

В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд...». Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vyst._na_mo.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам: