Проект " Монах Пересвет"
Работа ученика 4 Г класса ГБОУ Лицей № 590 г. Санкт- Петербурга Ахметова Алексея
Руководитель проекта: учитель 4 Г класса ГБОУ Лицей № 590 г. Санкт-Петербурга Тарасова Людмила Алексеевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.peresvet.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Среди разных героев встречаются такие, которые, появившись один раз, навечно входили в историю своего Отечества. К ним относится легендарный воин-монах Александр Пересвет, герой сражения на Куликовском поле.
Время донесло до нас об этом герое самые скупые сведения, которые иногда больше похожие на легендарные.
Если про Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и хана Мамая известно немало, то информация о воинах-схимниках минимальна.
Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схи́мником.
Как известно, сведения о Куликовской битве содержатся в четырех основных произведениях древнерусской письменности. Это “Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”, а также Краткая и Пространная летописные повести о Куликовской битве. Помимо них, рассказ о ней есть в “Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича”, а “Житие преподобного Сергия Радонежского” повествует о встрече Сергия с князем Дмитрием Ивановичем накануне сражения.
Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что стоит на реке Устье. Позже, инок Пересвет попал в Троице-Сергиевский монастырь. Достоверно известно только то, что в 1380 году он уже был послушником этого монастыря. По другой версии, Пересвет стал послушником Троице-Сергиевского монастыря уже после своего переезда в Переяславль-Залесский.
Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Одним из них был Александр Пересвет.
Существует также мнение историков о приходе посланца Сергия к Дмитрию, так как приход посланца отмечен еще в Пространной редакции летописной повести, возникшей намного раньше «Сказания...». Так появилось «двойное» благословение — личное и заочное. Теперь, когда можно утверждать, что личной встречи князя с Сергием Радонежским перед битвой не было, версия о заочном благословении оказывается единственно возможной.
Но кто был посланцем? Кому мог вручить Сергий Радонежский свое письмо и просфору для великого князя? Кто мог не только разыскать, но и успеть догнать войско, спешно идущее на битву? До последнего времени никто эти вопросы не ставил и не пытался их разрешить. А именно в них и заключена разгадка Пересвета, потому что принести послание Сергия мог только он.
Наиболее подробный рассказ о Пересвете содержится в “Сказании о Мамаевом побоище”, написание которого обычно относят к концу XV века. В нем красочно описывается поединок Пересвета с Челубеем — монах выехал биться без доспехов, вооруженный тяжелым копьем и облаченный в черную схиму с нашитыми на нее белыми крестами. После яростной сшибки (сначала конной, потом пешей) оба воина, поразив друг друга, пали мертвыми, причем риза Пересвета накрыла печенега, что расценивалось как доброе для русских войск предзнаменование.
Некоторые историки считают, что в руках автора было еще какое-то произведение, написанное по свежим следам со слов участников битвы, которое и сохранило большое количество имен персонажей.
По древней традиции, любые битвы открывались рыцарским поединком. Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Челубей был уверен в своей силе и ловкости, умении владеть конем и копьем. Вызов не заставил себя долго ждать. Из рядов молчаливо стоявшего русского передового полка выехал витязь, воинские доспехи которого покрывали длинная черная мантия и монашеский куколь с нашитым на нем белым крестом. Это был троицкий монах Александр Пересвет. Всадник, как и его противник, был вооружен копьем. Оборотившись к своим, он произнес слова, ставшие предсмертными: "Отцы и братья мои, простите меня, грешного; брат мой Ослябя, моли Бога за меня".
Разъехавшись по полю, два всадника опустили копья на уровень груди и помчались во весь конский мах друг на друга, прикрывшись щитами. Они сшиблись с грохотом, в последний миг умело направив копья. И схимник-боярин Александр Пересвет, и Челубей оказались насмерть сраженными. Челубей не смог удержаться в седле. С обломком копья в груди, пробившим его стальные доспехи, он упал с коня. Русский же витязь последним движением руки сумел повернуть послушного коня к своим. Тот донес его уже бездыханное тело, пронзенное вражеским копьем, до строя передового полка, из рядов которого неслись восторженные возгласы.
Русские видели, что Александр Пересвет хотя и погиб, но остался в седле, вернувшись в полковой строй. А это знаменовало победу в начинавшейся битве. Так инок Александр Пересвет совершил свой исторический подвиг во имя земли Русской, чтобы навечно стать в ее истории героем-витязем.
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика Димитрия Солунского, где впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох ранее хранился в краеведческом музее г. Рязани.
В сборнике русских народных сказок А. Афанасьева имеется записанная в середине XIX века “Сказка о Мамае безбожном”. В чем-то перекликаясь с другими литературными произведениями (“Задонщиной” и “Сказанием о Мамаевом побоище”), по своему характеру она — героическая сказка. Неприятель вызывает князя на поединок, его заменяет “неизвестный воин”. Так происходит дважды. Почему же не трижды, как положено в сказках? А потому что “неизвестные воины”- это Пересвет и Ослябя!
Историки считали эту сказку пересказом былины. Но в 1980-е годы ученые из Института русской литературы Академии наук СССР в одной из экспедиций добыли толстую тетрадь, в которую писатель XVIII века переписывал полюбившиеся истории. И в ней оказался полный первоначальный текст “Сказки...”:про приезд князя Дмитрия к Сергию, про просьбу: “Дай мне, отче, из твоего полку воинов!”. слова, произнесенные Пересветом и Ослябой, очищавшим свое старое оружие, обращенные к нему: “Железо ты, железо окаянное, хотели мы от тебя укрыться схимою!”
На смену сказке в ХХ веке пришла быль. Два корабля императорского военно-морского флота, эскадренные миноносцы “Пересвет” и “Ослябя” были спущены на воду в 1898 году на верфях Нового адмиралтейства в Петербурге. Могучие корабли, способные развивать скорость до 18 узлов в час! Когда “Пересвет” вступил в строй, к настоятелю Троице-Сергиевой лавры обратились представители духовенства. Вскоре на броненосец прибыла святыня с изображением преподобного Сергия. Во время русско-японской войны “Пересвет” находился в составе Первой тихоокеанской эскадры и базировался в Порт-Артуре. После капитуляции крепости все находившиеся в гавани корабли были затоплены. Японцы очень оперативно их подняли, а в годы Первой мировой войны продали некоторые из них, в том числе и “Пересвет”, обратно в Россию. Летом 1917 года во время прохождения Суэцкого канала на броненосце прогремел взрыв, приведший его к гибели. Причина трагедии так и не была установлена.
26 сентября 2005 года в поселке Борисоглебский Ярославской области был открыт и освящен памятник герою Куликовской битвы Александру Пересвету. Автор монумента Зураб Церетели.
Имя Пересвета с честью прошло через ХХ век. Броневики и бронепоезда Первой мировой. Символы героизма и самопожертвования Великой Отечественной. Военно-исторические и патриотические клубы нашего времени.
В исторической памяти Пересвет навсегда остался “благородным князем благородной Руси”. В статье, посвященной 600-летию Куликовской битвы, писатель Л. Леонов сожалел — теряем свою историю, скоро имя Пересвета позабудется и станет казаться незнакомым. Но, не споря с новыми временами, не будем терять надежду. Подобно неизвестному воину из “Сказки о Мамае безбожном”, он стоит где-то рядом, чтобы в нужный момент сказать: “Сражусь за тебя, княже!”
Литература:
Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982
Никитин А. Подвиг Пересвета. – Терра инкогнита. 1996, № 2–3 Никитин А.Л. «Лебеди» Великой Степи. НиР, 1988, № 9
Егоров В.Л. Пересвет и Ослябя. ВИ, 1985
Шамбинаго С.К. Повесть о Мамаевом побоище. СПб., 1906
Дмитриев Л.А. История памятников Куликовского цикла. Сказания и повести о Куликовской битве...
Шамбинаго С К. Повести о Мамаевом побоище. СПб., 1906,
Салмина М.А. «Летописная повесть» о Куликовской битве «Задонщина». «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. М.-Л., 1966
Благословение преподобного Сергия. Под редакцией В. Силовьева. Изд.совет РПЦ, 2005
Карышковский П. О. Куликовская битва. М., 1955.