Роль семьи и школы в формировании ЗОЖ.

 

Семья — это фундамент, на котором ребенок строит если не целиком свое понимание мира, то, по крайней мере, алгоритм решения стоящих перед ним проблем. Причем этот алгоритм может быть как полезным для здоровья, так и губительным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников.

Семья — это фундамент, на котором ребенок строит если не целиком свое понимание мира, то, по крайней мере, алгоритм решения стоящих перед ним проблем. Причем этот алгоритм может быть как полезным для здоровья, так и губительным.

Общеизвестно, что большую часть жизни человек проводит в семье.

Еще в детстве формируется образ жизни ребенка под воздействием образа жизни его родителей и знакомых. Образ жизни каждого члена семьи связан общими особенностями и в значительной мере зависит от особенностей образа жизни каждого из них. Семейные отношения — по существу полигон для примерки и отработки человеческих отношений, именно семья дает универсальный опыт человеческого общения, если конечно к этому опыту относиться осознанно и ответственно.

Общая крыша, общая фамилия, родственная близость без духовной близости ничто! Творить себя и другого человека по законам добра, красоты и совести это особый вид творчества. Духовное богатство творца проявляется в естественной потребности видеться друг с другом, общаться, интересоваться всем, что происходит в жизни каждого члена семьи. Внутреннее чувство есть родные, готовые тебя понять, посочувствовать, разделить с тобой радость и горе. Семьи способные преодолеть невзгоды и именуются благополучными.

Семья и личность неотделимы. Выявить в самом себе и в каждом члене семьи все самое лучшее, развить и отдать на общее благо — самое главное назначение семьи! Добрые примеры всех членов семьи, их духовная связь определяют «Семь-Я». Из множества неповторимых судеб извлечь и осмыслить некоторые закономерности, ведущие к беде или к успеху.

Человеческие отношения — огромная — огромная область знаний, рассыпанных по разным дисциплинам. Возможно, когда ни будь эти знания под общей «крышей» науки Человековедения.

Образ жизни в семье — это зависимая от социально-экономических условий сложившаяся система видов жизнедеятельности и отношений родителей, детей и других родственников, проявляющаяся в виде социальной, трудовой, физической и репродуктивной активности. Недооценка условий и образа жизни семьи, определяющих здоровье каждого человека, каждого школьника ведет к социальной дезадаптации и психологической неустойчивости, это является фактором риска скрытого развития болезней.

Семья — это малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами. В определении именно отношения получили пальму первенства, а хозяйство ушло на второй план. Сердечное и духовное богатство определяет благополучие семьи.

Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для образования вне семейных отношений и связей. Нарушение семейных взаимоотношений могут стать причиной физических и психических жалоб.

Для семьи дети — главная ценность. Главное достоинство семьи, как и личности, преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к гармоническому слиянию желаний всех членов. Их возможностей и долга.

Когда тебя понимают, сочувствуют, готовы разделить с тобой беду и удачу, поддержать тебя в лучших стремлениях, ты нужен, необходим другим людям, однако, для того чтобы достичь такого соучастия, нужно понимать самого себя. «Познай самого себя, и ты познаешь мир» говорят мудрецы всех времен и народов. Спросить себя: кто я такой? Личность — это отношение к самому себе, к другим людям, ко всему окружающему нас миру, отношение, выраженное в поступках, в деятельности. Личность не имеет ограничений в возрасте. Личность — это Выбор и Преодоление. Выбор как осознание своего назначения. И преодоление — это характер, воля в реализации выбора.

Человек имеет фундаментальный механизм социально-позитивного существования в виде тех «лучей»: потребность (хочу), способность (умею) и решимость (буду). Два луча — потребность и решимость — у ребенка есть всегда. А вот третий луч — это и есть место помощи педагога, родителей. У ребенка есть потребность, есть решимость, но нет умения и способности. Образование нельзя дать, его можно взять. Ценой больших усилий воли, умения и желания трудиться. Многогранность личности ребенка, разносторонность его оценок проявляется в первую очередь в семье. Нацеленность личности не на успех, не на предмет, а именно на саморазвитие и самосовершенствование оказывается самой плодотворной. Для прогресса необходим самоконтроль и самоанализ. Что сделал ребенок — получилось, не получилось — оцени. Привычка анализировать, первое условие мудрости, чтобы преодолеть суету и стандарт повседневности.

Постижение человеком самого себя, регулирования собственного поведения с того момента, когда задаются себе три вопроса: что я хочу? Что я могу? Что я должен? По мнению мудрецов, человека можно считать счастливым и гармоничным, если он хочет то, что может, а может то, что должен. Согласованность между желаниями, возможностями и обязанностями — приближение к гармоничному и счастливому бытию. Закон «трех лучей» — объективный закон фундаментальный в своей практике.

Нас окружает много детей желающих, но не умеющих; или же есть решимость что-то делать, но нет потребности именно в том, что требуется.

Родителям надо с этим работать, знать, какой из этих элементов отсутствует, надо конкретно знать и уметь сформировать каждый луч треугольника в конкретном деле.

Ум есть свойство, данное человеку от природы, поэтому не нужно заботиться о его развитии. Надо беспокоиться о другом: помочь человеку обнаружить в себе образ ума, а не ум. Ум будет развиваться только в том направлении, в каком будет развиваться сам человек.

Сломав старую государственную машину и старый семейный уклад, древнейшее человеческое устройство становление новых правил, законов, обычаев — дело сложное и не скорое. По сути, мы все участники небывалого социального эксперимента. А настолько он труден, можно судить по тому, что даже юридически, т.е. в основном имущественно-правовые, нормы семейных отношений менялись четырежды! И это на протяжении жизни одного поколения. Традиционная семья с четкими распределением ролей, а «лидер» тот, кто больше берет на себя ответственности за дом и домочадцев.

Знание основ самых тесных, сердечных, дружеских, отношений в семье, снижает конфликтность, облегчает возможность взаимного понимания и сотрудничества.

Творить себя и другого человека по законам добра, красоты и совести — высочайшее из искусств. Как и в любом виде творчества, здесь многое зависит от неповторимой сути самого творца. Семья — непреходящая ценность государства.

Общество должно встряхнуться, оглянуться и переосмыслить свои позиции, соотнести Слово и Дело. Общество должно создавать то, что хочет и должен человек, что служит его совершенствованию. Образ жизни — вот что по настоящему образовывает человека, формирует его чувства, отношения, поведение. Чтобы стать, счастливым надо очистить собственный дом от всяческой скверны, научиться жить по законам справедливости, добра, здоровья и красоты. Именно эти заповеди становятся смыслом и содержанием жизни семьи.

Семья новой формации является подлинной исследовательской лабораторией, своеобразный самодеятельный коллектив, в которой каждый творец, и исполнитель, и критик, и контролер в одном лице. Важнейшее условие для счастья семьи саморазвитие и самовоспитание личности.

Истинная польза знания определяется не умением произносить правильные речи — умением действовать разумно, справедливо, энергично, дальновидно. Можно проговорить чужие слова, чужую жизнь прожить невозможно.

Перспективные мероприятия для реализации роли семьи в формировании здорового образа жизни детей.

Создание паспорта здоровья семьи школьника.

Использование программы по оценке состояния здоровья НЦПФЗОЖ.

Внедрение технологий традиционных методов оздоровления в школе при поддержке родителей.

Постоянно действующий образовательный лекторий для родителей с привлечением специалистов «Здоровье и социальное право».

«Социальная адаптация подростка в семье» рубрика в газете «Добрый вечер», «Проспект» и др.

Создание САИТА для родителей «Пять шагов к здоровью», «Памятка родителям».

Издание сборника конкурсных материалов «Социальное партнерство семьи и школы в формировании успешной личности».

Сопровождается презентацией.

Автор: Кулешова С.П.,

учитель начальных классов

МБОУ лицей № 10

Список использованной литературы.

Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.

Бойко А. Здоровые тесты. М., 2003.

Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений и преподавателей-организаторов курса “ОБЖ”. М., 1997.

Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.

Гоголев М. Кружок по медико-санитарной подготовке в школе. М., 1989.

Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.

Классному руководителю. М., 1999.

Кучменко В.С., Суматохин С.В. Экология. Человек: 9 кл. Рабочая тетрадь. М., 1996.

Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.

Маслов А.Г. Подготовки и проведение соревнований учащихся “Школа безопасности”: Учебно - методическое пособие. М., 2000

Мороз О.П. Группа риска. М., 1990.

Педагогика здоровья. М., 1990.

Пе6тряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М.,1999.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1999.

Рогов Е.И.Психология человека: Книга для школьников. М., 1999.

Рожков М. И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000

Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Биология. Человек и его здоровье: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. М., 1996.

Цузмер А.М., Петришина О.Л., Загорская В.Н. и др. Биология: Человек и его здоровье: Учебник для 9кл. общеобразовательных учебных заведений. М., 1997.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.