Организация проектной деятельности в начальной школе
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект, то есть поставить цель, определить перспективы, наметить план действий, задействовать нужные ресурсы и в результате провести анализ собственных действий. Сегодня в школе есть все возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка с помощью особого вида деятельности – проектной технологии.<?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_proektnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole.doc | 338.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности в начальной школе
(из опыта работы)
Кузьмина И.В.,
кл. руководитель 3 класса
гимназии «Мастер-класс»
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект, то есть поставить цель, определить перспективы, наметить план действий, задействовать нужные ресурсы и в результате провести анализ собственных действий. Сегодня в школе есть все возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка с помощью особого вида деятельности – проектной технологии.
На мой взгляд, проектная деятельность это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. При этом учитель и воспитатель выступают в роли организаторов детской продуктивной деятельности, источником информации, консультантом и экспертом.
Именно поэтому меня очень заинтересовала проектная деятельность, ведь она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: учитель (воспитатель) – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.
Одним из достоинств технологии проектирования является то, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит свои результаты и результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, доклад, альбом, сообщение, сочиненная сказка, книга, газета и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Как же организовать работу учащихся начальных классов?
Роль учителя (воспитателя) на начальном этапе весьма значительна, учащемуся нужно не только объяснить, показать, а самое главное его нужно научить создавать «проект». На первых этапах ребенок при помощи взрослого должен выстроить свой алгоритм построения проекта, запомнить его и самое главное научиться его создавать и защищать (презентовать).
В 1 классе целью является подготовка учащихся к проектной деятельности. Учитель (воспитатель) отбирает возможные темы и предлагает их учащимся, побуждает их интерес и помогает сформулировать сюжетную ситуацию, организует поиск нужной информации и консультирует учащихся при возникших проблемах.
Так, например в 1 классе мы учились создавать проект «Знакомьтесь, моя семья!». Учитель определяет тему и предлагает учащимся познакомится поближе. Сначала дети рассказывают о себе, отвечая на вопросы учителя (Как зовут тебя? В каком месяце родился? В каком городе живешь (родился)? Как зовут твоих родителей? Есть ли у тебя брат или сестра? Как их зовут? Что вы делаете всей семьей в выходные дни? и т.д.) Дети составляет план своего рассказа. Далее дети получают шаблон дерева без листьев и задание: сосчитать, сколько людей в семье и нарисовать столько листьев на дереве, сколько членов семьи. Домашним заданием детям определяется составить дома рассказ на 10 -15 предложений о своей семье, рассказать об увлечениях семьи и подобрать фотографии. Таким образом, родители помогают детям в выборе тематических фотографий.
Учащиеся создают проект и главной задачей теперь становится научить ребенка презентовать свой материал. На первых этапах – это выглядит как связанных рассказ, который ребенок составляет, придерживаясь плана или вопросов учителя.
На эту работу учитель отводит несколько часов, чтобы учащиеся осуществили вживание в ситуацию. Можно создать проекты «Мое хобби», «Моя любимая сказка», «Моя родословная» и т.д.
Важно помнить, что детям в первом классе писать большие тексты еще тяжело. Поэтому будет очень хорошо, если в качестве проектной деятельности вы им предложите придумать сказку в рисунках.
После того как учащиеся освоили этот этап работы учитель предлагает новый вид деятельности. Учитель спрашивает: «О чем больше всего вы хотите рассказать своим друзьям?» и предлагает варианты, например, о своей удивительной находке, о любимой игрушке, об интересной книге, о своем друге, о домашнем питомце и т.д. Учащиеся самостоятельно выбирают, о чем они хотят рассказать, а учитель знакомит с проектами их ровесников и дает задание угадать тему проекта. Таким образом, учащиеся знакомятся с примерами проектов и по образу создают свои, консультируясь и подбирая нужный материал. При этом учащиеся учатся самостоятельно конструировать свои знания.
Начиная со 2-го по 3-ий класс, целью учащегося становится пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задача учителя на этом этапе учить учащихся ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать знания из различных областей наук, работать не только индивидуально, но и в группах (от 2 до 3 человек), распределяя роли в группах, планируя свою деятельность. Формирование этих навыков целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как надпредметные навыки.
В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное ведение в тему урока, определение темы урока совместно с учащимися, выведение плана действий, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ, самооценка, рефлексия.
Именно поэтому, начиная со 2 класса, я предлагаю учащимся предметные проекты, которые проводятся в рамках одного учебного предмета. Так, например, в рамках окружающего мира можно провести проекты «Планеты солнечной системы», где каждый учащийся выбирает свою планету и по плану готовит свой индивидуальный проект или тема «Свойства воздуха и воды», где учащиеся делятся на 2 группы и готовят проекты «Свойство воздуха» и «Свойство воды». При этом учащиеся самостоятельно при частичной консультации взрослых составляют план своего проекта, распределяют роли, собирают информацию (не только в учебниках, но и словарях, энциклопедиях и др. литературе), продумывают продукт групповой деятельности. Конечно, очень важно учителю ОРГАНИЗОВАТЬ исследовательскую самостоятельную работу учащихся.
Далее учащиеся защищают или презентуют свой проект и проводят оценку (самооценку) своих результатов. Проекты обсуждаются, обговариваются плюсы проекты и отдельно то, что не получилось. Выслушиваются в форме круглого стола, где каждый ребенок высказывает свое мнение, аргументируя его.
На момент окончания 3-го класса учащиеся должны уже выстроить для себя этапы работы над проектом. Поэтому роль учителя в 4 классе сводится к тому, чтобы он мотивировал учащихся на создание творческих, предметных, информационных проектов и консультировал их, направляя в нужное русло.
Такими проектами могут быть: написание сказки «Необычные приключения обычного школьника», выпуск мультфильма о нашем классе, газета «Путешествие в страну Знаек», сочинение «Радости и горести моего дневника», интервью по результатам какой-либо экскурсии и т.д.
Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу в зависимости от заданной темы. При этом решается задача формирования самостоятельности ребенка, способности к самообразованию и саморазвитию.
Конечно, не стоит забывать о мотивации, которая является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Проект «Города Золотого кольца России
Каждый учащийся этого проекта делал книжку о выбранном городе с фотографиями достопримечательностей
Проект «Животные Красной книги»