Ранняя помошь при нарушении письменной речи
Огромная часть трудностей в обучении связана с речевым недоразвитием детей.Это нарушенное звукопроизношение, недоразвитие фонематического слуха и восприятия и другие. Такие нарушения препятствуют успешному формированию навыков чтения и письма, вызывают негативное отношение к школе в целом.Среди трудностей, часто встречающихся на письме у младших школьников, можно выделить три группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnie_proyavleniya_trudnostey.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внешние проявления трудностей | Причины возникающих трудностей | Виды деятель-ности (см. главу 2) | Рекоменда-ции |
Ошибки звукового состава слова -замены гласных (У-О, Ю-Ё, И-Е и т.п) сесен – сосен, люгкий - лёгкий; -замены согласных: 1)звонкие – глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш) тва – два, урошай - урожай; 2)Соноры (Л, М, Н, Р, Й) небель – мебель, колка - корка; 3)Свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Сь –Щ) суба – шуба, сека - щека; 4)Аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ, Ц-ТС,Ч-Ц, Ц-Т, Ч-Ть, С-Ц, Ч-Ш) тясы – часы; -неправильное обозначение мягкости на письме гласными второго ряда и «ь»: шюба – шуба, болшой – большой; -пропуск гласных (сдт - сидит) -пропуск согласных (кола – школа, сул - стул) -пропуск слогов или частей слова (кродил – крокодил) | -Недоразвитие фонематического слуха и восприятия. -Нарушение звукопроизношения.
| -Развитие фонематического слуха. -Развитие фонематического восприятия; -Развитие слогового анализа и синтеза; -Артику ляцион ная гимнастика;
| -Развитие мышц губ, языка, щёк. -Контроль за правильным произношением звуков. -Опора на разные анализаторы. -Использова-ние опор, схем, символов. -Включение в работу скороговорок, чистоговорок, стихов. -Консульта-ция логопеда. |
Внешние проявления трудностей | Причины возникающих трудностей | Виды деятель-ности | Рекоменда-ции |
Ошибки языкового анализа и синтеза -раздельное написание частей слова (д ва – два) -слитное написание слов (бойчасов – бой часов) -перестановки букв (онко – окно) -добавления букв (детити – дети, снег – снег) | -Нарушение фонематического и фонетического восприятия | -Развитие фонематического восприятия; -Развитие слогового анализа и синтеза; Развитие языкового анализа и синтеза; | -Развитие умения делить предложения на слова, слова на слоги, звуки. -Консульта-ция логопеда. |
Графические ошибки -замены букв по пространственному расположению 1)ш-т, д-в, д-б (делка – белка) 2)и-ш, ц-щ (ценок – щенок) 3)и-ц-й, ш-щ, п-т, х-ж, л-м (щуба – щуба) -зеркальное написание букв Е-З (Зелка – Ёлка) -общее искажение букв | -Недоразвитие мелкой мускулатуры пальцев рук. -Нарушение зрительного и пространственного восприятия. | -Развитие мелкой моторики пальцев руки; -Развитие пространственно го и зритель ного восприятия.
| -Развитие движений пальцев рук. -Развитие пространственного и зрительного восприятия. -Закрепление зрительного образа букв. -Консульта-ция логопеда. -Консульта-ция психолога |
Комментарии
!
!