Возвращаемся к истокам…
«Оглянись на окружающую тебя природу и вспомни о матери, которая лелеет и заботится о тебе всю свою жизнь. Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, спеши делать людям добро, потому что жизнь скоротечна и временна».
Священник Илия Зубрий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozvrashchaemsya_k_istokam.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возвращаемся к истокам…
«Оглянись на окружающую тебя природу и вспомни о матери, которая лелеет и заботится о тебе всю свою жизнь. Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, спеши делать людям добро, потому что жизнь скоротечна и временна».
Священник Илия Зубрий.
Будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней. Сегодня практически каждый понимает, что это во многом зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу,
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
А. С. Пушкин.
Развитие инновационных процессов в образовательной деятельности современной школы предъявляет к учителю повышенные требования: ему необходимо обладать новым педагогическим мышлением, быть готовым к постоянному творческому росту, к решению задач патриотического воспитания в школе. Развитие культуры подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей ее решения.
С. Миропольский писал: «Почему мы стоим за народную песню и в школе, и дома, и вообще в начальном воспитании? – Да потому, что мы не желаем уродовать детской природы, потому что желаем быть русскими, потому что не желаем всуе бросать драгоценное наследие нашей прошедшей жизни, потому, наконец, что по силе воспитательного влияния ничто не может сравниться с родной нам русской песней».
Душа, словно кувшин, наполненный чувствами, мыслями, верой и образами. А сердце просит еще, ему этого мало. Мужая, сердце жаждет гордости, которая опирается на сказания и быль, а может на легенду или точный исторический факт.
Оно, сердце, жаждет гордости, которое опирается на великое прошлое, так как без минувшего нет настоящего и будущего. Без достойного прошлого нет достойной личности. Чувство личности, а именно человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на духовной связи с родным народом.
Среди многочисленных вопросов, связанных с эстетическим воспитанием, необходимо выделить один как в воспитательном отношении, так и с точки зрения чисто учебного вопроса – вопроса о приобщении к народной культуре детей младшего школьного возраста.
Психологи утверждают, что в процессе начального обучения происходит перестройка личности младшего школьника. Вкусы и взгляды в этот период только на стартовой точке, еще формируются, и они не являются в достаточной мере стойкими. Поэтому, если с самого раннего возраста ребенок слышит и поет народные песни, слушает и понимает смысл пословиц, поговорок, загадок, сказок, ему не только произведения фольклора доставляют радость, но и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие.
Учащиеся младшего школьного возраста одинаково открыты как к восприятию разных видов искусств, так и способны выразить себя в разных видах художественной деятельности. В то же время учащиеся могут выполнять задания не только художественно-практические, но и с использованием других видов творческой деятельности: составление рассказа, сочинение сказки, музыкального или театрального этюда, обыгрывание танцевальных, игровых фрагментов. В учебно-воспитательном процессе постоянно должен осуществляться принцип связи учитель – ученик – учитель.
Главное – дать понять детям необходимость изучения народных традиций и обычаев. Нужно стремиться, чтобы у учащихся постепенно складывалось понятие о народном фольклоре как об азбуке нравственности. Народное творчество, как неисчерпаемый колодец. Народно- национальный элемент в процессе обучения и воспитания учащихся должен рассматриваться как необходимость изучения народной основы культуры России. Мы, учителя, должны понимать значимость и необходимость изучения фольклорной летописи нашей страны, традиций, понимать это как свое родное и личное.
Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большее внимание к развитию творческих способностей ребенка, развитию лучших личностных качеств. Постижение содержания народных песен, сказок, игр, созерцание величия и чистоты храмов и святынь способствуют развитию у детей понимания прекрасного, истинного. Это поможет каждому стать Гражданином своей Родины, дорожить нравственными и духовными ценностями своего народа.