Моя педагогическая философия
Предварительный просмотр:
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
«Помочь вспомнить»
Сегодня мы много размышляем и говорим о личности, о развитии, о воспитании. И иногда за этими словами не видим живого человека, хоть маленького, но все же человека, с его чувствами, мыслями, желаниями. И процесс воспитания обычно представляем так: большой человек учит маленького как надо и как не надо, что хорошо, а что нет. Большой с высоты своего возраста пытается дать маленькому часть своего опыта. Но ребенок – не чистый лист. Каждый, приходя в этот мир, приносит с собой частичку огня, искорку духа, сознание – совокупность знаний о добре, чести, справедливости. Ребенок все это уже знает, но не всегда помнит. И задача воспитателя – помочь вспомнить. Память – основа личности. Отними память – и человек превратится в страшное существо. Нашу общую память уничтожали сознательно и целенаправленно. И сегодня мы уже не помним, кто мы, откуда и куда идем, зачем пришли в этот мир. И стыдливо смотрим на свое прошлое глазами западных историков, которые считают нас дикими, темными, жестокими варварами. Поэтому первостепенной задачей воспитания, считаю, помочь ребенку осознать себя частью великого народа, гражданином великой страны. Чтобы ребенок видел себя не одиноким листиком, который носит по воле ветра из стороны в сторону, а одним из множества листьев на большом могучем дереве с глубокими корнями, которые питают и дают силы жить.
Каким же должен быть учитель, педагог сегодня? Для меня идеалом является великий человек Януш Корчак. Он прожил яркую красивую жизнь. К тридцати годам стал преуспевающим врачом с блестящей практикой. И вдруг все бросил ради должности рядового воспитателя в доме сирот. Потом он говорил, что прежде, чем стать педагогом, нужно быть врачом. Сначала лечить, потом учить. Сначала жалеть, прощать и любить, а потом воспитывать. В наше время, как никогда, учитель – это прежде всего врач.
Учитель самоотверженно борется с болезнями роста детей. Учитель – психотерапевт, лечит детские души и закаляет их перед лицом жестокой действительности. А школа – это заповедник детства, территория добра и любви. И наша задача – сделать детей счастливыми хотя бы в стенах школы. Только доброе детство соединяет ребенка со взрослым, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях и о стране.
Сам Я. Корчак не считал себя идеальным педагогом. «Я вспыльчив. Олимпийское спокойствие и философское равновесие духа не мой удел». Не идеализировал он и детей, называя их «подвижной, крикливой, надоедливой, непослушной оравой, из которой то один, то другой так основательно отравляют тебе изо дня в день жизнь, что с трудом скрашивают остальные». Но вся жизнь Я. Корчака проникнута идеей высочайшего гуманизма. Нет детей грязных. Есть дети запачканные. «Громко говорят о себе плохие поступки и плохие дела, заглушая шепот добра, но добра в тысячу раз больше, чем зла. Добро сильно и несокрушимо. Силен и стоек дух ребенка. Существует моральная устойчивость и чуткая совесть».
Ему было нетрудно умереть со своими детьми, потому что он с ними жил. А жить труднее, чем умирать.
А еще один образ учителя мы с детьми нашли в одной восточной сказке. В ней говорится о бедном юноше, которому богатый сосед дал три золотых, чтобы он приобрел на них сокровище, равных которому нет. Долго юноша скитался по свету, переходил из города в город, из страны в страну, узнал и почет, и унижение, и нищету, и богатство. А когда пришел срок вернуться, оказалось, что у него ничего нет. Сокровище он не нашел, а чужие деньги истратил. Один золотой он отдал учителю шахмат, чтобы тот обучил его этому древнему искусству. Второй золотой отдал, чтобы научиться читать и писать. Третьим расплатился за умение играть на музыкальном инструменте и петь. И трижды эти умения спасли ему жизнь.
Страшно было юноше возвращаться с пустыми руками. Везде, где бы он ни был, люди просили его остаться. Но он вспомнил свою нищую деревню, грязных оборванных мальчишек, себя самого в недавнем прошлом. И решил, что все же вернется, отработает долг, а потом будет учить детей тому, чему научился сам, поделится сокровищами, которые приобрел тяжким трудом, чтобы озарить жизнь детей светом и смыслом.
В учителе начальной школы важнее всего доброта и справедливость. Потому что прежде всего он наполняет сердце ребенка, а не его голову. Знания важны, но важнее воспитание человека, воспитание личности.
Педагогика требует от человека качеств, близких материнским. Так же, как мать отдает детям лучшее, чем владеет, так и педагог вкладывает душу в учеников. В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу и трудно, и радостно. Трудно, потому что это требует огромных затрат физических и душевных сил. Радостно, потому что в ответ ты получаешь такой поток энергии, который с лихвой окупает все затраты, трудности и муки.
Мать равно любит всех своих детей. Педагог тоже должен любить всех равно, но по-разному, потому что дети не одинаковые. Должны ли быть в классе «любимчики»? Не знаю, как у кого, а у меня их сейчас 18 – по количеству детей в классе. Все дети, независимо от их способностей, успеваемости, уровня воспитанности имеют равные права на уважение учителя, на его внимание и память, на поддержку и понимание. Говорят, чтобы понимать детей, надо смотреть на мир глазами ребенка.
Помню, как однажды неожиданно разрешился длительный конфликт с дочкой, когда мы нашли в сарае коробку с моими детскими игрушками, и потом вместе их перебирали.
Мне в работе очень помогает то, что я хорошо помню свое детство, помню первую учительницу, ее манеру поведения, ее слова, уроки. Помню себя маленькой, и не только события, но и свои переживания, не только поступки, но и их мотивы. Помню и поэтому понимаю, что действия детей могут быть стихийными, безотчетными. Помню, поэтому не тороплюсь ругать, наказывать.
Дети любят своих учителей, особенно учителя начальных классов, относятся к нему как к родному человеку, многое прощают. Через детей учитель входит в семьи своих воспитанников и становится близким и для взрослых.
Начиная работать в школе, я была поражена тем, какое огромное место занимает учитель в жизни семьи. Многое забывается, а вот реплики «Марьсергевны» в адрес любимого чада становятся чуть ли не поговорками, а события, связанные с учителем, переходят в разряд семейных легенд.
Даже когда у меня не было своего ребенка, не чувствовала себя обделенной, потому что очень часто кто-нибудь из детей по-русски или по-татарски называл меня мамой. Иногда тут же сразу поправлялись, а иногда не замечали этого. Сама никогда не поправляла детей, потому что это ошибки языка, но не ошибки сердца.
«Зорко лишь сердце.» (А.С. Экзюпери).
В сердце живет любовь и память. «Кто жил так, что его память свято сохраняется в душах людей, которых он любил, тот, я думаю, сделал свое дело для продолжения своего существования и после смерти.» (Г. Эберг).