Рабочая программа "Увлекательное путешествие в страну хороших манер"
Курс «Увлекательное путешествие в страну хороших манер» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часов в год. (136 ч)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_etiketa.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса
«Увлекательное путешествие в страну хороших манер»
/начальная школа/
Направление: Духовно-нравственное
г. Чапаевск
Составитель: Данилова Г.Д. -учитель начальных классов ГБОУ-СОШ № 9, г.Чапаевска, Самарской области.
Программа факультатива обсуждена на ШМО МОУ-СОШ № 9
Протокол от _______ № ________ 2011 г
Председатель ШМО учителей начальных классов: ______________/ Г.Д. Данилова /
.
Пояснительная записка
Курс «Увлекательное путешествие в страну хороших манер» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часов в год. (136 ч)
Формы проведения занятий:
Содержание предполагает решение следующих задач:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
- я среди людей;
- речевой этикет;
- психология общения;
- культура поведения;
- в мире сказок.
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро!
- Бойся обидеть человека!
- Люби и прощай людей!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Формирование универсальных учебных действий средствами используемого курса:
Личностные универсальные учебные действия.
Содержание курса нацелено на формирование основ гражданской идентичности личности школьника ,формировать представления о моральных нормах, этических чувствах (вины, стыда, совести), моральной самооценке, развивать доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи, способность сочувствовать и сопереживать чувствам других людей, понимать взаимосвязь между поступками и их последствиями.
С 1 класса в работе курса идёт формирование мотивов деятельности, системы ценностных отношений учащихся к себе, другим , объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Регулятивные универсальные учебные действия
Структура изложения занятий курса позволяет строить занятия с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка и организовывать занятия так, что дети получают возможность учиться:
— принимать и сохранять информационные знания; планировать своё действие в соответствии с ними;
— осуществлять внутренний контроль по результату;
— различать способ и результат действия;
— оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы.
Познавательные универсальные учебные действия
Благодаря широкому включению в занятия разнообразного дополнительного материала (развороты истории и исторические справки, опыты и элементы исследования, тренинговые ситуации, экскурсии, поездки, презентационный материал и т.д.) развиваются познавательные интересы, любознательность.
Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками. Типичными для учащегося являются задания: сравни и сделай вывод; объедини в группы, как ты думаешь, почему и т.д.
Включение учащихся в работу над проигрыванием ситуации создаёт благоприятную среду для формирования познавательных действий, способствует созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную деятельность.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативный характер курса «В мире вежливых наук» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся.
Система заданий на занятиях нацеленна на развитие внимания к чувствам персонажей, сочувствия и эмпатии, способствует воспитанию качеств учащихся, необходимых при общении с другими.
Организация работы в паре и работа в тренинговых нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение. Формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.
Тематическое планирование курса
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Я среди людей (31 час) | 1-5 | Я - личность | Понятия «личность, индивидуальность, неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я – мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. | 5 | |
6-11 | Я и мои роли. | Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто Я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице. | 6 | ||
12-16 | Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 5 | ||
17-21 | Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | 5 | ||
22-24 | Плохо одному | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 3 | ||
25-27 | Товарищи и друзья | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 3 | ||
28-31 | Как завоевывать друзей | Правила общения с товарищами и друзьями. | 4 | ||
32-33 | Бескорыстие в дружбе | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 2 | ||
34-35 | Верность слову | Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. | 2 | ||
Речевой этикет (15 час) | 36-37 | Что такое этика и этикет | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. | 2 | |
38-42 | Роль мимики, жестов и позы в общении | Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 4 | ||
43-45 | О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. | 3 | ||
46-48 | Правила знакомства, представления и обращения | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | 3 | ||
49-50 | Правила приветствия и прощания | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 2 | ||
51-52 | Правила извинения и просьбы | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | 2 | ||
53-54 | Правила благодарности и отказа | Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. | 2 | ||
Культура поведения (37 час) | 55-58 | Отношение к старшим | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 4 | |
59-60 | Отношение к учителю | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 2 | ||
61-62 | Отношение к малышам | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 2 | ||
63-66 | Как вести себя в школе, на переменах | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 4 | ||
67-70 | Праздники в жизни человека | Понятия «праздник, праздничный» Правила этика праздничного общения. Церковные праздники и традиции их проведения | 4 | ||
71-74 | Правила поведения в столовой, за столом | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 4 | ||
75-78 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | 4 | ||
79-83 | Искусство делать подарки | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. Практические ситуации- «День именинника» | 5 | ||
84-86 | Как правильно разговаривать по телефону | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 3 | ||
87-91 | Правила поведения в общественном транспорте | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». Экскурсия в автобусный парк | 5 | ||
92-93 | Как вести себя в общественных местах | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 2 | ||
94-99 | Правила поведения в театре и кино | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. Экскурсия- поездка в театр, кино | 6 | ||
100-103 | Поведение в библиотеке и музее | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. Поездка в музей | 4 | ||
104-105 | Как вести себя в Храме | Знакомство с правилами поведения в Храме. | 2 | ||
106-107 | Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями | Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.. | 2 | ||
В мире сказок (18 час) | 108-111 | Кто сочиняет сказки | А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и другие сказки для детей. Народные сказки. Зачем сочиняют сказки и можно ли учиться у героев сказок. | 4 | |
112-119 | Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 8 | ||
120-125 | Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 6 | ||
127-134 | Сказка – ложь, да в ней намек | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. Просмотр спектаклей – поездки-экскурсии в театр. | 8 | ||
Итоговые занятия (2 час) | 135-136 | Что мы узнали и чему научились | Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят | 1 1 |
Используемая литература:
- Армер А.Н. «Что такое этикет», Т, 1998;
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
ж. «Завуч начальной школы», №3-5, 2004.