Диагностика и исследование духовно-нравственной сферы школьников
Статья содержит различные методики для исследования духовно-нравственной сферы учащихся начальных классов и виды заданий для итогового контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_i_issledovanie_duhovno.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика и исследование духовно- нравственной сферы школьника.
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование эмоционального и поведенческого компонента духовно-нравственного развития. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет 1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
- Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
- Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
- Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
- Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
- Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»
(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.
Виды контрольных заданий для итогового контроля
1).Краткий вопрос типа: «Как называется…?», «Дайте определение….»
Примеры заданий
-Как называется главная часть православного храма?
-Что означает выражение «сорок сороков»? и т.д.
2).Свободный по форме содержательный текст из 2-3 предложений с пропусками значимого слова
Примеры заданий
-Вставьте пропущенные слова и укажите источник текста: «Не произноси ложного …….на ближнего твоего» и т.д.
3).Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений)
Примеры заданий
-Перескажите евангельскую притчу о блудном сыне и дайте нравственную оценку поведению ее персонажей.
-Кого в христианской религиозной традиции называют святыми людьми? И т.д.
4).Задания на объяснение аналитического и синтетического характера
Примеры заданий
-Раскройте взаимосвязь понятий: прелесть – гордость – раскол.
-Объясните, почему христиане называют Христа Спасителем и т.д.
Примеры контрольных заданий
1.Подчеркни слова, которые относятся к предмету «Православной культуры»:
книга, Библия, любовь, Заповеди Божии, Кремль, храм, крест, икона.
2.Продолжи предложение: « В начале сотворил ….»
3.Объясни, почему христиане называют Христа Спасителем?
4.Подбери слова, противоположные по смыслу: нетерпение, жестокость, зависть, гордость, себялюбие, непослушание.
5.Подчеркни слова, с которыми связано слово « послушание»: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.
6.Вставьте пропущенные слова и объясни смысл: «Чти отца твоего и …. ….., да благо тебе будет, и да долголетен……на земле».
7.Дайте характеристику двум поступкам блудного сына.
8.Нарисуйте 2 картинки: «Дерево греха» и «Дерево жизни» и расположите на их плодах следующие понятия: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, черствость, неуступчивость, воровство, прощение, смирение, порядочность, совестливость, злость, кротость, честность. Самостоятельно дополните названия плодов.
9.Допишите предложение:
Человека называют добрым, когда…….
Семья – это………
Любить родителей – это…….
10. Что означает выражение «сорок сороков»?
Комментарии
СПАСИБО!