МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО
Ребёнок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.
Учитель - это призвание. Я не просто учитель, я - учитель начальных классов. Вы только представьте: к вам родители приводят робкого, угловатого, смешного малыша, который боязливо выглядывает из-за спины мамы или папы, крепко держась за их руки, а другой цепко сжимает огромный букет цветов. Что ждет этот малыш от тебя? Какой он будет ученик? Что ты сможешь дать ему в школе? И сможешь ли вложить в его маленькую головку пока столько неизвестного для него? Сколько много вопросов! Задумайтесь!
Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний. На самом деле - это высокая миссия, предназначение которой - сотворение и самоопределение личности, утверждение человека в человеке. Доверчивость, вера в людей - не то ли это добро, которое можно сохранить и развивать в противовес злу, которое порой нельзя устранить, а можно лишь, да и то с трудом, приостановить в развитии.
Какова же миссия педагога? Педагог! Какое высокопарное слово. Мне больше нравится наставник, друг, учитель, учительница.Он преобразует ум и знания ребёнка, ведя его от незнания к знанию, пробуждая и развивая у него отношение к прекрасному, доброму, вечному. Он пробуждает и развивает его стремление к творчеству. Он развивает его нравственные качества: чувство собственного достоинства, ответственность, честность, порядочность. Укрепляет его волю и способность самостоятельно действовать, принимать решения.
Для настоящего учителя каждый урок - это поиск. Поиск интересного материала, поиск структуры и организации интересного урока, способа преподавания, общения с детьми. Да, да, именно, не диалог: вопрос - ответ, а общение. Ведь только в начальных классах ребёнок откровенно, наивно, доверчиво может рассказать, поделиться с учителем, что происходит дома, что увидел и услышал на улице. И не нужно предполагать, что это предательство по отношению к родителям, домочадцам, к друзьям. Нет! Я так не считаю, это детская наивность, ведь порой ребёнок может и на фантазировать, и выдумать, только чтобы привлечь внимание учителя к себе, чтобы он смог заглянуть в детские распахнутые глаза и поговорить с ним, всё равно о чём, только поговорить, выслушать, внимательно на него посмотреть и улыбнуться.
Главное заключается в том, чтобы понять любого ребёнка: шалуна, проказника, тихоню, разобраться в их сложной психологии и найти пути сближения, тропинку, по которой можно идти вместе. Подлинный педагогический авторитет, требовательная любовь к воспитанникам позволяет учителю использовать в отношении с детьми самый широкий спектр форм и способов взаимодействия, взаимоотношений и воздействия. Самое главное не потерять нить доверия! Мы, учителя, должны подавать пример доброты, скромности, отзывчивости.
Я думаю, что только от бессилия, учитель жалуется родителям, неужели нельзя найти потаенное местечко в душе ребёнка, чтобы он осознал свой поступок. Конечно, я не приветствую панибратство, сюсюканье в отношении с воспитанником, где-то можно применить, "и кнут, и пряник", но так чтобы ребёнок сам понял, почему к нему именно так в этот момент отнесся учитель. Это значит нужно серьезно анализировать свои отношения с детьми, критически осмысливать своё поведение, преодолевать душевные слабости, тупость, черствость, дешевое самомнение и гордыню, сохранять человеческое достоинство и педагогическую честь, держать свою совесть в состоянии чуткого реагирования. С этой мыслью перекликаются слова А.В.Луначарского, с которыми я полность солидарна:"Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть или огромное предступление, или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать четко, заранее определив - что ты хочешь сделать из него".
Да! Дети - это очень тонкий материал. Каждая их победа пусть маленькая, но победа. Каждый их успех - этот гордость за них, это счастье. Но каждая их ошибка - это боль и постоянный вопрос, что Ты сделал не так? В чем не смог предупредить, предостеречь? Я считаю своим педагогическим кредо именно понять ребёнка, полюбить его и помочь ему раскрыть себя, достичь тех высот, на которые он способен. Очень хочется, чтобы мои воспитанники умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения.
И когда в четвертом классе видишь итог: вот они дети, вот маленькие саженцы будущего. И провожая их дальше в путь по следующим ступенькам знаний, как будто отрываешь часть себя, кусочек своего сердца отданного каждому из них. Это и больно, и радостно! Больно, потому, что они уже не твои, а радостно, что они были твоими!
Учитель - это тонкая работа
Он - скульптор, он - художник, он - творец
Не должен ошибаться ни на йоту,
Ведь человек - труда его венец.
Есть правила, которые я с детства,
Не преступая, верно соблюдаю!
Отец мне говорил: "Поставь себя на место
Тогл, кого жестоко унижают!"
Не будь слепа, глуха! И слушай сердцем
Тогда ты мысли схватишь налету!
В любой душе ищи ты доброту!
Не злись, когда тебя не понимают!
Держись с достоинством и глаз не опускай!
За правду часто люди убивают
Но ложь - противна, ей не уступай!