ТРКМ
Тема:ТРКМ через чтение
Автор: Рахимова Ф.Ф. (учитель нач. классов).
Школа: МБОУ СОШ № 4
Г.Пыть-Ях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trkm_cherez_chtenie_office_word_4.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ТРКМ через чтение
Автор : Рахимова Ф.Ф. (учитель нач. классов).
Школа: МБОУ С)Ш № 4
Г.Пыть-Ях
Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом». В воспитании, образовании, развитии школьников чтению отводится огромная роль. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное что в нём заложено. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Сознательность – это понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему. Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения волнует и всегда волновал меня и моих коллег.
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительной способности. В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга». Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса. Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них в последующих классах.
Задача учителя – развивать технику чтения, но без насилия над ребёнком, а на основе развития интереса к чтению. На вопрос «Почему занялась этой проблемой?» отвечала бы так:
* во-первых, в наш век, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. В 2000 году в Москве был проведён первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нём было принято обращение к гражданам России: «…необходимо объединение всех сил, чтобы остановить «дебилизацию» детей, ибо давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать» В 1классе на родительском собрании на тему «Семейное чтение» была проведена анкета «Любишь ли ты читать? Анкета выявила, что в 25-ти % семей взрослые любят читать и дети это видят. Это самый лучший способ вовлечь ребят в это интересное занятие, так как сила примера отца и матери очень велика. Остальные же, читают от случая к случаю или не читают вообще.
* во-вторых, в классах много так называемых детей «группы риска». По данным исследователей, количество детей «группы риска» составляет сегодня 35-45% от общего состава детей.
* в-третьих, при проверке техники чтения в конце 4 класса, появляются двойки. Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если 4 класс они закончили, имея навык чтения свыше 100 слов в минуту.
Поэтому, понимая значимость обучения чтению, на своих уроках я применяю разнообразные формы, методы и виды работы. Это:
-пятиминутки чтения на каждом уроке, речевые разминки (активизируют органы речи),
-зрительные диктанты И.Т.Федоренко (развивают оперативную память) и различные виды работы с текстом.
-кроме этого на своих уроках я использую приёмы технологии развития критического мышления, с которыми хочу вас сегодня познакомить.
Технология развития критического мышления была разработана американскими учёными и преподавателями. Её авторы: Стил, Темпл, Мередит, Уолтер – являются членами консорциума «За демократическое образование». Технология прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году. Американский психолог Д.Халперн определяет критическое мышление так: «…это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата» Критическое мышление – это точка опоры, способ взаимодействия с идеями и информацией. Методика критического мышления включает три фазы или стадии. Это: « Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая фаза – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Она ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащиеся вспоминают всё , что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответ. Стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации.
Вторая фаза – осмысление. На этой стадии дети получают новую информацию, осмысливают её и соотносят с уже имеющимися знаниями. На стадии осмысления обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принять форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Главная задача стадии состоит в том, чтобы поддержать активность, интерес учащихся; поддержать усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания.
Третья фаза – рефлексия. На этой стадии идёт обобщение полученной информации, формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу. Характерные приёмы ТРКМ Стадия «Вызова» Стадия «Осмысления» Стадия «Рефлексии»
1. Корзина идей, понятий, имен…
2. Составление кластера.
3. Составление таблицы « ЗУХ»
4. Написание синквейна.
5.Перепутанные логические цепочки.
Для совершенствования навыков чтения использую приёмы технологии не только на уроках чтения, но и на уроках окружающего мира, русского языка
Наиболее успешно применяются следующие приёмы. «Составление таблицы ЗУХ». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющихся у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Обмен информацией идет так
: 1) Просим учащихся вспомнить все, что они знают по теме.
2) Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает (индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3) Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным (групповая работа, продолжитель- ность не более 3 минут). Это обсуждение должно быть организован- ным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали их представления, по поводу чего возникли разногласия.
4) Далее дети по очереди называют какое-то одно совпадение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного.
5) Все сведения кратко записываются учителем в графе «Знаю» без ком- ментариев, даже если они ошибочны.
6)Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. Окружающий мир, 3класс. Тема «О грибах» Знаю Узнал Хочу узнать - грибы съедобные и несъедобные - грибы солят - собирают осенью - растут под деревьями - название грибов - грибница – беловатые нити - размножаются спора- ми - нити заменяют деревь- ям старые корни - грибы-плесени - дрожжи – это грибы Что такое гриб-чага? Первая графа заполняется на стадии вызова, вторая и третья – во время получения информации, на стадии осмысления и рефлексии. Этот прием позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом.
Прием «Написание синквейна» Особое место на уроках по технологии развития критического мышления отводится составлению синквейна. Синквейн возможно использовать на разных стадиях урока. Можно предложить составить синквейн в начале урока и в конце изучения темы. Они получаются совершенно разные. Вначале – совсем простые, в конце изучения темы – более образные. С помощью синквейна учащимся удаётся выражать свои мысли и чувства. Этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы. 1 строка – существительное (тема синквейна) 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – предложение, крылатая фраза 5 строка – слово-резюме Приём «Составление кластера» Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – для подведения итогов того, что учащиеся изучили Этот приём может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приёмом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие».Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. В центре листа записывается ключевое понятие, от него идут стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Используя стратегию «кластер» можно заметить, что он предлагает неограниченные возможности для «игры» с учениками и с информацией.
Приём «Перепутанные логические цепочки» Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями, изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию. Среди написанных на доске цитат ученики должны выбрать правильные и неправильные утверждения. Знак «+» они ставят там, где правильное утверждение и знак «-« там, где на их взгляд оно неверно. При изучении темы «Как животные питаются» в 3 классе можно предложить детям ряд утверждений, среди которых есть верные и неверные. 1) Бабочки поедают тлю. 2) Тля – это мелкие насекомые, которые поселяются на листьях растений и высасывают у них сок. 3) Среди рыб нет хищников. 4) Орел – растительноядная птица. 5) У млекопитающих есть зубы. 6) Кабан – всеядное животное. Утверждения записаны на доске и даются на стадии вызова. После прочтения текста, на стадии осмысления, ученики обсуждают свои результаты в группе или в паре, уточняют и исправляют неверные ответы. На стадии рефлексии по каждому утверждению можно задать дополнительные вопросы.
Прием «Чтение с пометками INSERT» Данный прием позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения. Пометки должны быть следующими: V известная информация + новая информация ? непонятная информация Данный прием требует от учеников не пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «?» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Этот прием можно использовать на любых уроках.
Стратегия «Зигзаг» Данная стратегия используется для организации активной работы с текстом. Класс делится на столько групп, на сколько частей можно разделить текст. Ставится задача понять тему, но ученики её будут объяснять друг другу по частям. Каждая временная группа получает конкретное: разобраться в конкретном материале, понять его, обсудить досконально. Затем, используя любые методы и приемы, подготовиться к объяснению материала другим учащимся. Учитель выполняет функцию консультанта. Этот прием хорош тем, что в сжатые сроки позволяет изучить большой материал, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Например, урок окружающего мира, 3 класс. Тема «Разнообразие растений» Класс делится на 4 группы по 5человек. Внутри созданной группы они распределяют ответственных за изучение определенного блока информации: блок №1: водоросли блок №2 мхи блок №3 папоротники блок №4 хвойные блок №5 цветковые После этого создаются 5 групп по 4 человека, где учащиеся знакомятся с новой информацией. После того как учащиеся в группах обсудят новый материал, они расходятся в свои родные группы и обучают ребят.
1) Внутри группы распределяют ответственных за изучение определенного блока информации.
2) Группы по 4 человека изучают определенный блок информации.
3) Возвращаются в «родные» группы и обучают остальных ребят. Приём «Нарисуйте счастье» Приём психорисунка дает возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Например, после прохождения раздела «Народные сказки» в 3 классе я дала задание нарисовать зло и затем объяснить свои рисунки. Вот как дети представили себе зло (рисунки ).
Приём « Написание диаманты» Для работы с понятиями противоположными по смыслу используется прием составления диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Написание диаманты дает возможность лучше понять суть различий и взаимосвязь понятий, противоположных по значению. 1 и 7 строки – имена существительные 2 и 6 строки – два прилагательных 3 и 5 строки – три глагола 4 строка - два словосочетания Например, при изучении произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» составили такую диаманту: Старуха Злая, жадная Сидит, прогнала, бранится Пряла пряжу, ловил рыбу Закинул, отпустил, отвечает Добрый, послушный Старик После составления диаманты можно продолжить работу над синонимами (жадная – алчная, скупая, ненасытная). Применяя эти и другие приемы технологии развития критического мышления, можно научить детей читать, воспитывая у них интерес и любовь к чтению. А это наша главная задача.
Свое выступление мне хочется закончить словами А.В.Сухомлинского: «нельзя быть счастливым человеком, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда»