ОПК и межпредметные связи
Предлагаемый материал содержит планирование предметов "Литературное чтение" 1 и 4 кл, "Окружающий мир" 4 кл (УМК "Начальная школа 21 века") с интегрированием курса ОПК, классный час на тему "Следует молиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух" 1,2 кл и презентацию доцента ЮФУ Паньковой И.И. "ОПК - интегрирующий курс начальной школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernoe_planirovanie_programmnogo_materiala.doc | 58 КБ |
literaturaolk_4_klass.doc | 66.5 КБ |
okruzhayushchiy_mir_4_klassopk.doc | 92.5 КБ |
opk-integriruyushchiy_kurs.ppt | 574 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное планирование программного материала
по литературному слушанию 1 класс (1 полугодие)
(включая темы по духовно-нравственному воспитанию)
Уроки литературного слушания проводятся в 1 классе 2 раза в неделю. Учитывая современные требования к возрастающей воспитательной функции школы, представляется возможным сочетать образовательные задачи уроков литературы с ознакомлением детей с духовно-нравственными ценностями православного человека. Предлагаем совмещать изучение художественных литературных произведений с беседами о духовности, доброте, справедливости.
Раздел программы | Тема урока | |
О тебе, моя Родина. | Дрожжин «Привет». | Понятие «красота рукотворная и нерукотворная» можно включать в разговор на любом уроке этого раздела. Возможно чтение рассказа Ушинского «Родина» для продолжения беседы о чувстве любви к Родине, её природе, к миру. |
Серова «Мой дом». | ||
Павлычко «Где всего прекрасней на земле…». | ||
Мир родной природы. | Русская народная песня «Берёзонька». | Понятие «красота рукотворная и нерукотворная» можно включать в разговор на любом уроке этого раздела. Дополнительно прочитать рассказ Сухомлинского «Деркач и крот» и поговорить о том, почему птицы возвращаются в родные края. |
Соколов-Микитов «Русский лес». | ||
Белов «Родничок». | Обсудить проблему: «Что значит «доброе отношение к людям»? | |
Муса Гали «Земные краски» | Прочитать рассказ Сухомлинского «Я хочу сказать слово». Поговорить о красоте родной природы. | |
Михайлов «Лесные хоромы». | Озвучить проблему хвастовства перед людьми, которые нас окружают. | |
Учимся уму-разуму. | Барто «В школу». | Об ответственности за возложенное на тебя дело. |
Железников «История с азбукой». | Поговорить об отношении к близким, друзьям, о взаимопонимании между людьми. | |
Пантелеев «Буква «ТЫ». | О чутком и терпеливом отношении к людям. | |
Аким «Мой верный чиж». | Побеседовать об отношении человека к животным. | |
Мир сказок. | Сутеев «Дядя Миша». | Что такое «хорошо» и что такое «плохо». О взаимоотношениях людей и об обмане. |
Русская народная сказка «Привередница». | Поговорить о семье и о послушании родителям. | |
Перро «Красная Шапочка». | Разговор об уважении к старшим. | |
Малые жанры фольклора. | Потешки, пословицы, загадки, скороговорки. | Из Священной истории «О добрых и злых ангелах», Астров «Колыбельная». |
Мир родной природы. | Скребицкий «Мать». | Заповеди Христовы. Любовь матери к детям, уважение к родителям. |
Пришвин «Лисичкин хлеб». | О сотворении мира. Дополнительное чтение рассказа Сухомлинского «Пурпуровый цветок». | |
Учимся уму-разуму. | Пермяк «Пичугин мост». | О чувстве благодарности к людям за заботу. |
Баруздин «Весёлые рассказы». | Беседа: «Зачем животным наша забота?». | |
Благинина «Тюлюлюй». | О лености и ленивцах. | |
Мир сказок. | Сутеев «Ёлка». | О Св. Николае Чудотворце. |
Бр. Гримм «Заяц и ёж». | О гордыне и хвастовстве. | |
Мир родной природы. | Блок «Снег да снег…». | Красота Божьего мира. |
Есенин «Поёт зима – аукает…» | Дополнительное чтение стихотворения Тростникова «Всюду Бог». |
К вышеизложенному хочется добавить, что особую роль в воспитании духовно-нравственной личности имеют коллективные формы сотрудничества детей и их родителей при проведении классных часов и семейных праздников.
Предлагаю некоторые разработки подобных мероприятий.
Классный час в 1-2 классах.
Время: 40 мин.
Тема: «Следует молиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух».
Образовательные задачи:
- Учащиеся должны уметь:
- объяснять, что они понимают под понятиями «здоровое тело» и «здоровый дух»;
- описать, как можно сохранить собственное физическое, психическое здоровье;
- проанализировать, как физическое состояние влияет на нравственное здоровье и - наоборот;
2. Учащиеся должны продемонстрировать:
- знания о здоровом образе жизни;
- умение работать в группе;
- понимание важности заботы о своём здоровье и
здоровье окружающих.
Материалы: карточки с изображением положительной и отрицательной эмоции (по количеству детей + 2 такие же карточки для фронтального предъявления), лепестки для «Цветка здоровья и счастья», карточки с заданиями для групп КО (кооперативное обучение).
Методы обучения: интерактивные.
Ход урока:
- Упражнение – энергизатор «Пожелания».
- Мозговой штурм.
Вопрос для мозгового штурма: «Что нужно человеку, чтобы сохранить здоровье?» (ответы записать на доске).
- Мини-лекция.
Рассказать о том, что состояние духовного здоровья влияет на все стороны жизни человека.
- Группы КО.
Разделить на группы при помощи упражнения «Молекулы», раздать карточки с заданием, определить роли в группе.
Задания, выполняемые при помощи мозгового штурма:
- Разработать комплекс физических упражнений для утренней зарядки;
- Составить режим дня младшего школьника;
- Подготовить меню на один день;
- Расписать правила гигиены (личной и школьной).
После выступления группы дети берут «мордочки» и определяют их в область с «положительной эмоцией» или «отрицательной».
Резюме учителя: все весёлые мордашки оказались в группе «положительной эмоции», таким образом, можем считать, что все сегодня находятся в хорошем расположении духа. Групповая работа даёт нам положительные эмоции.
- Проект.
Все дети садятся в круг и берут лепестки, лежащие в центре (по одному). На лепестках слова: спорт, плохое настроение, прогулка, лень, дружелюбие, злоба, правильное питание, обжорство, закаливание, соблюдение режима дня, неопрятность, аккуратность, добро, зарядка, друзья, одиночество и т.д. Детям предлагается создать «Цветок здоровья и счастья», определив, что из перечисленного необходимо для здоровья (с объяснением своей точки зрения).
- Рефлексия.
Прочитав все лепестки, попросить детей подумать над вопросом:
Почему все мордашки оказались рядом, вместе, а не в одиночестве?
Предварительный просмотр:
№ урока | Тема урока литературного чтения | Тема по ОПК |
1 | Малые формы фольклора (см. «Крупицы народной мудрости» в хрестоматии). Русская народная сказка «Марья Моревна» | «Доброе начало полдела откачало» Знакомство с пословицами и поговорками православных христиан |
2 | Былина «Волх Всеславович» | «Жизнь дана на добрые дела» Какие добрые дела мы можем совершить для себя, своих близких и других людей? |
3 | Слушание и работа с детскими книгами | «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» Пятая заповедь Закона Божия о почитании родителей |
4 | Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» | «Доброе братство милее богатства» Беседа о православных людях, бескорыстно оказывающих помощь нуждающимся |
5 | Слушание и работа с детскими книгами. Песня-слава «Русская Земля», героическая песня «Суворов приказывает армии перейти море» | «Родина – мать, умей за нее постоять» Блокада Ленинграда и икона Казанской Божьей Матери. Долг служения Отечеству у христиан |
6 | Библейское предание «Блудный сын» | «Повинную голову меч не сечет» Три ступени падения и обращения грешника. Таинство исповеди. Искреннее покаяние |
7 | Легенды. «Легенда о граде Китиже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» | «Господь терпел и нам велел» Святые мученики Земли Русской |
8 | Слушание и работа с детскими книгами. Шотландская легенда «Рыцарь-Эльф». | «Бес подстрекает, а ангел помогает» Почему наши молитвы бывают не услышаны |
9 | Библейская легенда «Суд Соломона» | «Не в силе Бог, но в правде» Да воздастся тебе по делам твоим |
10 | Проверь себя | |
11 | Древнегреческий миф «Арион» | «Уговор дороже денег» Действия нравственные и безнравственные |
12 | Древнегреческий миф «Дедал и Икар» | «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства» Беседа о трудолюбии и ценности плодов человеческого труда. Разрушение храмов в годы становления Советской власти. Восстановление разрушенных храмов и постройка новых в наши дни |
13 | Славянский миф «Ярило-солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи» | «Мир Творцу хвалу поет, Он всем жизнь и свет дает. Славьте Господа с небес, Беседа о сотворении мира Господом |
14 | Слушание и работа с детскими книгами. Китайский миф «Подвиги стрелка И» | «Не надобен и клад, коли в семье лад» Беседа о необходимости терпеливого отношения к своим близким. Семейное счастье требует неустанного труда |
15 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | |
16 | Отрывок из «Повести временных лет». « О князе Владимире». «Деятельность Ярослава (Похвала книгам)» | «Ум истиной просветляется, сердце любовью согревается» Как совершается спасение человека в Церкви. Значение таинства крещения. Вопрос о взаимоотношении между свободной волей человека и действием Благодати Божьей |
17 | Слушание и работа с книгами. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам». По страницам детских журналов | «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» Труд и его необходимость для христианина. |
18 | Отрывок из «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» | «Кто знает аз да буки, тому и книги в руки» Забота христианина о душе. Развитие ума. Необходимость духовного и научного образования |
19 | Проверь себя, «Страничка книгочея» | |
20 | И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»; И. И. Хемницер «Стрекоза»; Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» | «Как аукнется, так и откликнется» Необходимость укрепления воли как средства устоять против соблазна или греховной привычки |
21 | И. И. Хемницер «Друзья». Дополнительное чтение. Слушание и работа с книгами басен. И.А.Крылов «Крестьянин в беде» | «Друзья познаются в беде» Неразрывная связь между любовью к Богу и любовью к ближнему. Помощь и взаимовыручка как основа христианского милосердия |
22 | И. И. Хемницер «Друзья». Дополнительное чтение. Слушание и работа с книгами басен. И.А.Крылов «Крестьянин в беде» | «Сам погибай, а товарища выручай» Беседа о православных праведниках Сергии Радонежском и Серафиме Соровском |
23 | А.Е.Измайлов «Кукушка», И.А.Крылов «Осел и соловей» | «Не суди, да не судим будешь» Грех зависти и злоречия. Добродетели кротости и миротворчества. |
24 | И.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С.В. Михалков «Слово о Крылове» | «Коли пойдет вкривь да вкось, так и дело брось» Формирование и развитие самодисциплины. Добрые привычки |
25 | Слушание и работа с детскими книгами. И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». Работа с детскими журналами | «Смотри дерево в плодах, а человека в делах» Красота внешняя и внутренняя. Отношение к человеку должны основываться на его поступках, а не внешности или словах |
26 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | |
27 | Баллада В.А. Жуковского «Светлана». Дополнительное чтение. Стихи В.А.Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды ясны!», «Загадки» | «Молитва – нити живой ткани тела церковного» Разъяснение смысла и разучивание молитвы «Отче наш» |
28 | Баллада В.А. Жуковского «Светлана». Дополнительное чтение. Стихи В.А.Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды ясны!», «Загадки» | «Молитва соединяет каждого члена церкви с небесным отцом» Разъяснение смысла и разучивание молитвы «Богородице дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с тобою» |
29 | Волшебные сказки. В.А.Жуковский «Спящая царевна» | «Тому тяжело, кто помнит зло» Обида – тяжкий грех. Грех мести. Важное для православного христианина умение прощать |
30 | Слушание и работа с книгами В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери». | «Уговор дороже денег» Обязанность христианина в отношении к ближнему. Превосходство христианской справедливости |
31 | Повторение изученных произведений А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Осень». Дополнительное чтение. Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении) | «Кто богу угоден, тот и людям приятен» Развитие эстетического восприятия христианина. Поэзия, музыка и живопись. Связь красоты и нравственности |
32 | А.С.Пушкин «И.И.Пущину», И.И.Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок). А.С.Пушкин «Зимняя дорога» | «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги» Обязанности христианина в отношении к ближнему. Грех лжи, клеветы, сплетни. Христианская благожелательность |
33 | Слушание и работа с детскими книгами. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине» | «Кто в нраве крут, тот никому не друг» Греховность гнева. Умиротворяющее действие молитвы. Обязанность побеждать зло добром |
34 | А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из «Воспоминаний В.И.Даля». По страницам детских журналов | «Совесть – не повесть, в архив не сдашь» Человек свободно управляет своей волей и поступками, при этом отвечает за них перед Богом |
35 | Повторение изученных произведений А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Осень». Дополнительное чтение | «Лучше без одежды, чем без надежды» Христианская надежда. Упокоение сердца в Боге, и ожидание будущего блаженства |
36 | Проверь себя. «Страничка книгочея» |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 4 класс
(2 часа в неделю, всего 68 ч.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предмет "Основы православной культуры" дает возможность понять культуру, которая в школе уже изучается Потому что иначе дети : не знают языка этой культуры. не зна ю т таких понятий, как "Бог", "совесть", "стыд", "грех", "целомудрие", “ благоговение ", "иерархия", "почитание", "послушание" и т.д. не понима ю т, почему люди так жили раньше . Как итог – разорванное, нецелостное мировоззрение
Иван Ильин Е сли в жизни человека нет ничего ценного, ради чего он готов умереть, то эта жизнь бессмысленна
П равославн ая культур а основывается на двух началах. Первое начало - это Боговоплощение Второе начало – Божественное откровение В ыражение Божественного человеческими средствами
З доров ьетворящее образование в контексте православ ной педагогической традиции
Здоровье как качество человека Компоненты здоровья как интегративной характеристики личности: Физическое здоровье ТЕЛО Психическое и с оциальное здоровье ДУША Духовное здоровье ДУХ
Здоровая личность – это иерархически-гармоническая, целостная, духовно-нравственная личность. Можно внести уточнение с точки зрения именно религиозной духовной культуры. З доровая личность - это личность, любящая всё сущее, стремящаяся реализовать в себе образ и подобие Божие.
З доров ьетворящее образование личности школьника создание педагогических условий для сохранени я и укреплени я его духовного здоровья, как главного звена в связке: здоровье духовное-психическое-социальное-физическое. У строение образовательного процесса в соответствии с христианской нравственностью и реалиями социокультурной и педагогической ситуации
Становлению целостност и личности способствует целостн ый учебно-воспитател ьный , образователь ный процесс. Целостность, цельность является целительной, исцеляющей, способствующей оздоровлению личности .
Благодаря целостной организации педагогического процесса на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
главны й метод духовно-ориентированны й , экзистенциальны й диалог
Критерии . Соблюдение благочинного устроения , организации педагогическо го процесса
уважительное отношение к личности всех участников педагогического процесса: учителя, учащегося, родителя; усвоение содержания образования в соответствии с возможностями учащихся наличие православного социо-культурного окружения; э стетизация среды
Традиционные показатели духовно нравственного, психического, социального, физического здоровья, которые отражают: осмысленность жизни школьника; наличие целостной картины мира , которая базируется на научном мировоззрении (истинное научное знание не противоречит религиозному взгляду на мир. Религия и наука раскрывают разные стороны мировосприятия человека). гуманное отношение к ближнему (сострадание, милосердие, сопереживание, эмпатия и т.д.); волю, устремлённую к совершению блага.
опережающий подход ориентируя процесс на достижение цели- воспитани е здоровой личности , позволяет применять теорию на практике в различных условиях о бразов ания
Педагогические риски это коренные недостатки в решении смысложизненных проблем проблемы коммуникации опасность подмены Неподготовленность педагога
Концептуальная модель здоровьетворящего образования в контексте православной педагогической традиции
Цель: воспитание здоровой личности Условия: 1) опережающего подхода 2) реонтологизация образовательного процесса 3 ) наличие учителя – носителя традиции 4 )творческое “ проживание ” , жизненно рактическое “ испытание ” в “ опыте мира ” 5 )эстетически оформленная образовательная среда Принципы: -герменевтики -творческого развития Содержание: духовная культура Православия. Может быть транслировано через: -традиционное содержание образования -образовательную область “ Духовно-нравственная культура ” -систему внеклассной и внешкольной работы -семейное воспитание -духовное воспитание Методы: 1)духовно-ориентированный, экзистенциальный диалог 2)проективные здоровьетворящие методики
Программа курса для начальной школы «РУСЬ СВЯТАЯ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ» Презентация подготовлена учителем начальных классов МОУ СОШ №37 Жилина Н.И.
Структура курса Программа с пояснительной запиской. Тематическое планирование. Разработки уроков с методическими материалами.
Цели и задачи курса Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию школьников. Приобщить к устоям православной культуры. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её народу, культуре, языку, святыням.
Наглядные пособия Иллюстрации картин, иконы, духовная литература. Учебник. Тетрадь на печатной основе (два варианта ) .
Тетрадь
Тетрадь (пример урока)
Курс предполагает: Работу с родителями (по темам нравственного и духовного воспитания детей) Проведение праздников.
«Старый друг лучше новых двух». «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним (Сир.9,12) «Бог любит праведника, а черт ябедника». « Вранье не споро, попутает скоро».«Проврался, что прокрался – люди долго помнят». «Поведение лживого человека – бесчестно, и позор его всегда с ним» (Сир.20, 26) «Не губите своих талантов через леность. Научайте и других всех доброму, в чем какую имеете способность»«Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с другими» «Поставь правилом совести никогда не говорить худо ни о ком». «Да будут в душе твоей всегда водружены шестокрыльные добродетели, то есть: усердие, дружелюбие, благий образ, рассуждение, воздержание и любовь, которыми удобно возвыситься до небес .» ( свт. Димитрий Ростовский)
Спасибо за внимание