РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности
Введение:
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели .Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии, обрывной и салфеточной аппликации. Так развивается мелкая моторика Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Актуальность:
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу .Поэтому я считаю что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Я считаю очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости ,формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Гипотеза
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при специальной организации обучения нетрадиционной изобразительной деятельности у дошкольников быстрее развиваться мелкая моторика. При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются:
1. Создание развивающей среды.
2. Подбор специальных методов.
3. Отбор наиболее эффективных приемов.
Цель:
Целью моей работы является: Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, научить детей формировать положительный настрой на занятиях, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Сформировать умение выполнять задание по образцу, развить умение ориентироваться на плоскости ,активизировать словарь:
Сформировать у детей зрительно-двигательную координацию. и ловкость пальцев.
Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развить зрительное внимание и пространственную ориентацию .
Научит понимать и выполнять инструкции.
Задачи:
Я поставила перед собой следующие задачи:
- Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развить способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
- Развить творческой активности, фантазии.
- Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес..
- Обучать ловкости в обращении с различным материалом,тренировать мышцы рук детей.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально
Программа предусматривает работу по блокам:
- Пальчиковая гимнастика
- Творческие упражнения.
- Диагностика.
Из опыта работы:
Аппликация из салфеток:
Я считаю особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликации отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией получая удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу Работая с детьми трехлетнего возраста, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией Вначале детишки сминали кусочки салфеток размером 5на5 см. затем постепенно квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становились все более ловкими ,комочки – более плотными. Создание рисунков было коллективным Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающею группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.
Пластилинография:
С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста я решила много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т.д.)
Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; я заметила как проявляется интерес; расширяются знания об окружающем мире.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия я провожу физкультурные минутки. Еще один важный момент –благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть как они радуются выполненной работе и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям. Я уверена что условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Обрывная аппликация:
Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполнять работу мы вместе придумываем сюжет или выбираем любимого героя.
Формы работы:
Формы работы я строю таким образом:
1.Учебная деятельность – даю знания, умения, навыки.
2.Совместная деятельность – закрепляю знания, умения, навыки.
3.Самостоятельная деятельность – полученные знания. Умения и навыки дети используют в свободное время.
Система работы:
1.За столом
2.Подгрупповая
3.Индивидуальная
Факторы способствующие или препятствующие
реализации инновационной работы.
В применении нетрадиционной изодеятельности при реализации моего проекта никаких негативных факторов не наблюдалось, так как данный проект положительно влияет на развитие мелкой моторики и всестороннее развитие детей.
Таким образом, нетрадиционные способы изобразительной деятельности способствуют развитию у детей творчества, воспитанию художественного вкуса, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и пространственной организации .
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в работе своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.
Однако важно помнить, что чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми в силу их конкретного, образного мышления в конкретном выражении. Поэтому в процессе работы с детьми и разговора с ними о том, что они сделали, воспитателю важно наполнить слово «красивое» конкретным содержанием, показать, что делает предмет, явление красивым
Опыт решения данной проблемы
Опыт моей работы показывает, что в образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание нетрадиционной изодеятельности.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и
традиционных способов передачи полученной информации. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Моя задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Работа с родителями:
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму.
Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начинают более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и моих рекомендаций. Так как родители не всегда понимают важность художественного творчества и не владеют приёмами обучения я провожу с ними консультации и беседы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены ,другие начинают критиковать своего ребёнка ,с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы .
Диагностика:
Начальная и конечная диагностика детей со средней до подготовительной группы. После каждого этапа диагностики делаю анализ в котором выявляю:
1. Степень освоения ребёнком задач по разделу нетрадиционная художественная деятельность, выявляю высокий, средний. низкий уровни.
2. Комплектую подгруппы по уровню развития (высокий,средний,низкий).
3. Планирую работу с каждой подгруппой.
4. Информирую родителей в индивидуальных беседах о результатах обследования.
Критерии оценки
Моя работа строится , прежде всего, на результатах диагностики. Чтобы ознакомиться со знаниями детей более полно, я разработала систему диагностики для каждой возрастной группы, начиная со 2 младшей.
1 балл - задание выполнено плохо
2 балла – задание выполнено частично
3 балла – задание выполнено хорошо
Заканчивая год с детьми средней группы, я наметила перспективу работы на следующий учебный год - для того, чтобы добиться достаточной точности в нетрадиционной техники изодеятельности при переходе детей в старшую группу обратить больше внимания на: индивидуальную работу с детьми с низким уровнем. Порекомендовать родителям заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.
Результативность:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества .
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Наряду с полученными результатами выявили качественную характеристику уровней выполнения задания и выделили уровни:
Низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
Средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями
.
Высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Вывод:
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.. Занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности. Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей поступающих в детский сад страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию. Основная задача занятий нетрадиционной изодеятельностью состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Сравнивая результаты этих двух лет я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по изодеятельности приобретали осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усили