Внеурочная деятельность

Чеботарёва Наталья Александровна

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc77.5 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания

Основные понятия

Раздел 1 Фонетика 6 часов.

1

По законам графики, или звуки и буквы

1

Что изучает фонетика.  Звуки и буквы. Игра «Превращение слов». Метаграммы. Цепочки слов. Творческое задание для самостоятельной работы

Фонетика.

Звуки и буквы.

Метаграммы.

2

По порядку становись!

1

Загадки об алфавите. Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке. Закодированные слова. Групповое творческое задание»Замени одним словом»

Алфавит

Загадка

3

Буквы в слове переставим -много новых слов составим!

1

Творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». Стихотворные анаграммы и анаграммы-перевёртыши.

Буквы

Звуки

Анаграммы

4

Какие они разные – гласные -согласные

1

Звуковые образы или звукопись. Транскрипция слов и предложений. Составление предложений с использованием звукописи. Логическая занимательная игра сос словами. Игра-конкурс «Кто знает больше разных слов?»

Гласные и согласные звуки

Транскрипция

Звукопись

5

Удар! Ещё удар!

1

Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные».Задания: «Выбери правильный

безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова»

Ударение

Ударные и безударные звуки

Шарада

6

Привет, страна Олимпия!

1

Задания: «Поставь ударение», «Звуковая  одежда и буквенный костюм», игра «Рассыпанные слоги» (составление слов из разрозненных слогов). Загадки – шарады. Вопросы – шутки.

Раздел 2 Морфемика 6 часов

7

Морфемы и их роль в словах

1

Работа со стихотворением, в котором пропущены слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы. Кроссворды

Морфема

Кроссворд

8

Смотри в корень!

1

Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово».

Корень слова

9

К кому и зачем пристают приставки?

1

Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра»Лишнее слово»(учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки»

Приставка

Ребус

10

Суффикс - звучит загадочно…

1

Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему»

Суффикс

11

Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения.

1

Калейдоскоп. Игра «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова»

Сложные слова

Калейдоскоп

12

Покой морфемам только снится

1

Чередование гласных и согласных букв в морфемах. Основа плюс морфема, или как делают слова? Словообразовательная цепь. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Задание: «Подбери к схеме слово».

Словообразование

Чередование звуков

Раздел 3 Морфология 6 часов

13

Где живут слова и как они находят место?

1

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение  П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?». Работа с текстом Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (Определить части речи). Задания: «Отгадай сказку» «Найди имена собственные» «Раздели слова на группы»,

Морфологи

Части речи

Грамматическое значение слов

14

Существительное – значит существует

1

Ребусы. Задания: «Составь слово» , «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово- рифму», «Отгадай слов по его определению»,

Имя существительное

Ребусы

15

Живое – неживое.

С душою или без?

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания: «Раздели слова на группы», « Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы.

Одушевлённый и неодушевлённый

Чайнворды

16

Встреча с именами прилагательными

1

Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков.

Имя прилагательное

Поговорки

Эпитеты

17

Глагол – часть речи или речь?

1

Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд.

Глагол

Рифма

18

Привет, страна Олимпия!

1

Задания: «Образуй слово, добавляя одну лишь букву» «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы – синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица.

Раздел 4 Орфография 6 часов.

19

Законы орфографии

1

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов»,

Орфограмма

20

Непроизносимые согласные или звуки потерялись.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки»,

Непроизносимые согласные

21

Встреча с именами собственными

1

Имена собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). Загадки - логорифы.

Имена собственные и нарицательные

Логорифы

22

Весёлая путаница частей слова и речи

1

Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады.

Приставка

Предлог

Шарада

23

Дружба звуков или кое-что о парных согласных.

1

Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов.

Парныесогласные

24

Привет, страна Олимпия!

1

Конкурсы – задания: «Объясни одним словом», «Грамотей», «Составь слово», «Четвёртый лишний», «Поэтическое буриме».

Буриме

Раздел 5  Лексика 10 часов

25

Словарь или вселенная в алфавитном порядке

1

О значениях прекрасных разных. Толковый словарь и лексическое значение слова. Замена определения и толкования слов одним словом на заданную букву.

Лексика

Словарь

26

Поговорим о происхождении или этимология слова

1

Калейдоскоп. Значение и этимология слова. «Ложная», или «народная», этимология

Этимологи

Калейдоскоп

27

Однозначные и многозначные слова

1

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова в стихотворении И. Токмаковой, толкование значения этих слов. Задание: «Допиши слова, поясняющие многозначность предложенных слов».

Однозначные и многозначные слова

28

Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов

1

Омонимичность слов. Игра: «Подбери к рисунку слово». Одинаково звучащие слова, которые являются разными частями речи. Слова-омонимы в стихотворении Я.Козловского. Шуточные вопросы.

Омонимы

       29

Дружба слов.

Встреча с синонимами

1

Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару». Задание: «Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв»

Синонимы

30

Когда значения спорят или кое-что об антонимах.

1

Загадки. Задания : «Подбери антонимы, обозначающие время, пространство, качества, черты характера». Игра: «Найди антоним, подбери синоним». Задание: «Вставь пропущенные антонимы в пословицы и поговорки»

Антонимы

Палиндром

31

Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах

1

Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова-перевёртыши». Перевёртыши-фразы.

Архаизмы

Палиндром

32

Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость

1

Фразеологизмы-синонимы. «Фразеологический зверинец» - задание: «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы.

Фразеологизмы

33

Слово плюс слово – пословица готова…

1

Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу».

Пословица

Криптограмма

34

Привет, страна Олимпия!

1

Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 2-4 классов.

 На проведение занятий в каждом классе отводится 34 часа -1 час в неделю.

Цель: формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

-способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний;

-расширить лингвистический кругозор;

- воспитывать языковое чутьё;

-повышать общую языковую культуру;

-развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;

-выявлять одарённых в лингвистическом отношении обучающихся.

В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.

Основными из них являются следующие принципы:

1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.

Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные уч-ся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.

2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.

Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.

3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.

 Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.

4. Принцип занимательности.

Занимательность- одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям курса. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уч-ся, развивает любознательность. Для уч-ся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.

5. Принцип разнообразия форм и видов работы.

Интерес уч-ся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Методы и формы организации занятий.

Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями уч-ся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающие эмоции удивления, радости «открытия».

Формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия. Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей уч-ся.

Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.

Ожидаемые результаты обучающихся:

- применение полученных знаний и умений на практике;

-участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;

-умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;

-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.

В программе выделено 6 разделов, подчиняющихся общему направлению курса.

        Первый раздел «Фонетика» даёт уч-ся общее представление о роли и значении современного русского алфавита, о том как появились и зачем нужны звуки речи, о звуковых образах и звукописи. Уч-ся на примере стихов и рассказов детских писателей знакомятся с характером гласных и согласных, ударных и безударных звуков. В разделе используются метаграммы, загадки, шарады, проблемные задания.

        Раздел «Словообразование» расширяет представление о составе слова, о смысле и значении морфем, их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Здесь знакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. В разделе много ребусов, калейдоскопов, кроссвордов и викторин.

        В разделе  «Орфоэпия. Орфография» уч-ся развивают внимание, память, обогащают словарный запас. Данный раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.

Знания, связанные с частями речи, входят в содержание раздела «Морфология». В данном разделе уч-ся шире знакомятся с морфологическими синтаксическими признаками самостоятельных частей речи, с характером самостоятельных и служебных слов, их ролью в нашей речи. Используются лингвистические сказки и истории, занимательные правила в стихах и играх, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

        Раздел «Пунктуация» вводит уч-ся в мир пунктуационных знаков. В стихотворной форме знакомятся со знаками препинания, а затем в форме игр для занимательной пунктуации и проблемных заданий на постановку знаков препинания применяют полученные знания.

        Раздел «Лексика» расширяет лингвистический кругозор, повышает общую языковую культуру, обогащает словарный запас. Уч-ся знакомятся с различными словарями: толковым, этимологическим, словарём синонимов и антонимов, с фразеологическим словарём. Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.

        Каждый раздел программы предполагает определённый объём и содержание, предъявляет требование к тому, что должны знать и уметь учащиеся.

Содержание программы(34 часа)

Главная цель программы 2 класса: развитие интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.

Задачи:

-воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;

-углубление знаний о лексике, фонетики и грамматики русского языка;

-развитие речи, мышления и воображения.

Фонетика(6часов)

Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.

Морфемика(6 часов)

Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах(строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.

Морфология(6 часов)

Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.

Орфография(6 часов)

Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.

Лексика(10 часов)

Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса.

Обучающиеся должны:

Иметь представление:

-о происхождении слов русского языка;

-о словарях русского языка(толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);

-о прямом и переносном значении слов;

-о многозначных и однозначных словах.

Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаимзы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.

Уметь:

-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;

-выполнять фонетический разбор слова;

-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;

-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.