Самореализация личности ребенка в условиях внурочной деятельности по ФГОС 2010 г.

Самореализация личности ребёнка в условиях внеурочной деятельности по ФГОС 2010 г.<?xml:namespace prefix = o /??>


Учитель в школе имеет дело, прежде всего, с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и высокая задача педагогики – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого «Я».

   Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем её сформированности в младшем школьном возрасте.

   Отсутсвие навыков самооценивания является препятствием в формировании у детей способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в современном быстро меняющемся мире.

   Между тем существуют, но недостаточно адаптированы к учебному процессу эффективные средства обучения и контроля, такие как портфолио ученика.   Портфолио – это способ фиксирования, накопления, осознания и оценки индивидуальных достижений школьников.

   Портфолио является не только современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

   Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует формированию адекватной самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

   Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а её мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

   Ученик с удовольствием ведёт портфолио только в той области, в которой он успешен, поэтому не должно быть никаких требований по его ведению.

   Работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное.

   Задача учителя – помочь каждому ученику «откопать свой талант», осознать свои возможности, развить их и реализовать.

   Раннее выявление способностей ребёнка – залог его успешности в жизни.

В первый класс почти все дети приходят с завышенной самооценкой.

Уже в третьем классе у слабоуспевающих школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями, уровню притязаний. К четвёртому классу выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой. У хорошо успевающих учеников самооценка адекватная или завышенная.

Одна из актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами самоконтроля и самооценивания, поэтому постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении, в формировании личности.

 Для овладения механизмом самоконтроля и самооценки у каждого ученика есть портфолио. Это также  показатель результативности коррекционной работы и хороший диагностический материал.

Необходимо помощь ребенку, с одной стороны, в обретении здоровой, спокойной уверенности в себе, с другой – в обретении столь же здоровой самокритичности.

Нужно использовать всякий удобный случай, чтобы «повернуть» каждого ребенка разными сторонами к коллективу, сделать его на некоторое время центром активного внимания. Каждый человек должен найти себя в этой жизни.

Для этого нужно помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности.

         Необходимо предлагать ученикам показывать свои успехи вне школы. На праздниках могут выступить дети, которые хорошо поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, занимаются художественной гимнастикой. Дети, у которых есть живой уголок, могут принести в класс альбомы с фотографиями любимых животных. Спортсмены готовят презентацию о своих достижениях.

   Для того чтобы ребёнок имел возможность выбрать лучшие свои работы, целесообразно периодически устраивать классные выставки работ, рисунков, поделок и других продуктов учебного или творческого труда младших школьников. Ребёнок может по желанию устроить на основе собранных им лучших работ персональную выставку в школе или дома – наглядная демонстрация успешности поможет ему в самоутверждении.  В детском коллективе можно организовать «Ярмарку успехов», на которой ученики представят свои лучшие работы. Родители всегда содействуют тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывают затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать!  Творческая активность – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствия гениальности. Необходимо развивать творческие способности в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело человека захватывает, увлекает. В высший момент творчества этот человек поглощён полностью предметом труда. Как у Пушкина: «И забываю мир…»

Если однажды учитель сумел пробудить в ребёнке такое состояние, не сможет забыть этого маленький человек, потому что такой труд – наивысшая радость, когда возникает гармония всех способностей человеческого существа.

Забота об одарённых детях – одна из особенностей нашего времени. Нужно использовать всякий удобный случай, чтобы «повернуть» каждого ребенка разными сторонами к коллективу, сделать его на некоторое время центром активного внимания. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями. Завышенная самооценка способных детей становится адекватной.

Ученик должен пробовать (испытывать) себя в различных видах деятельности, выбирать то, что ему больше нравится, в чём он наиболее успешен. Пополняя копилку своих успехов, он наблюдает за своим ростом, продвижением вперёд, формируется сознательное отношение к результатам учебного труда или внеурочной деятельности.

Работа с портфолио предоставляет следующие возможности:

·                    Учащиеся учатся замечать собственные успехи, а, следовательно саморазвиваются;

·                     Учащиеся, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе;

·                     Родители видят, в какой сфере их ребёнок наиболее успешен, в какой области ему интересней. В дальнейшем это может помочь в профессиональном самоопределении.

·                     Учителю портфолио помогает определить зону ближайшего развития для каждого ученика, поддержать ситуацию успеха, оказывать педагогическую помощь конкретным детям.

   Анализ результатов моей работы показал, что к 4 классу количество детей с адекватной самооценкой увеличилось, а с завышенной или заниженной сократилось. Каждый ребёнок моего класса знает, что у него есть дело, в котором он успешен.

Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребенку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_yufu_-1012.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Кулешова С.П.

учитель начальных классов

МБОУ лицей №10,

г. Батайск

Самореализация личности ребёнка в условиях внеурочной деятельности по ФГОС 2010 г.


Учитель в школе имеет дело, прежде всего, с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и высокая задача педагогики – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого «Я».

   Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем её сформированности в младшем школьном возрасте.

   Отсутсвие навыков самооценивания является препятствием в формировании у детей способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в современном быстро меняющемся мире.

   Между тем существуют, но недостаточно адаптированы к учебному процессу эффективные средства обучения и контроля, такие как портфолио ученика.   Портфолио – это способ фиксирования, накопления, осознания и оценки индивидуальных достижений школьников.

   Портфолио является не только современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

   Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует формированию адекватной самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

   Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а её мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

   Ученик с удовольствием ведёт портфолио только в той области, в которой он успешен, поэтому не должно быть никаких требований по его ведению.

   Работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное.

   Задача учителя – помочь каждому ученику «откопать свой талант», осознать свои возможности, развить их и реализовать.

   Раннее выявление способностей ребёнка – залог его успешности в жизни.

В первый класс почти все дети приходят с завышенной самооценкой.

Уже в третьем классе у слабоуспевающих школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями, уровню притязаний. К четвёртому классу выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой. У хорошо успевающих учеников самооценка адекватная или завышенная.

Одна из актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами самоконтроля и самооценивания, поэтому постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении, в формировании личности.

 Для овладения механизмом самоконтроля и самооценки у каждого ученика есть портфолио. Это также  показатель результативности коррекционной работы и хороший диагностический материал.

Необходимо помощь ребенку, с одной стороны, в обретении здоровой, спокойной уверенности в себе, с другой – в обретении столь же здоровой самокритичности.

Нужно использовать всякий удобный случай, чтобы «повернуть» каждого ребенка разными сторонами к коллективу, сделать его на некоторое время центром активного внимания. Каждый человек должен найти себя в этой жизни.

Для этого нужно помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности.

        Необходимо предлагать ученикам показывать свои успехи вне школы. На праздниках могут выступить дети, которые хорошо поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, занимаются художественной гимнастикой. Дети, у которых есть живой уголок, могут принести в класс альбомы с фотографиями любимых животных. Спортсмены готовят презентацию о своих достижениях.

   Для того чтобы ребёнок имел возможность выбрать лучшие свои работы, целесообразно периодически устраивать классные выставки работ, рисунков, поделок и других продуктов учебного или творческого труда младших школьников. Ребёнок может по желанию устроить на основе собранных им лучших работ персональную выставку в школе или дома – наглядная демонстрация успешности поможет ему в самоутверждении.  В детском коллективе можно организовать «Ярмарку успехов», на которой ученики представят свои лучшие работы. Родители всегда содействуют тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывают затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать!  Творческая активность – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствия гениальности. Необходимо развивать творческие способности в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело человека захватывает, увлекает. В высший момент творчества этот человек поглощён полностью предметом труда. Как у Пушкина: «И забываю мир…»

Если однажды учитель сумел пробудить в ребёнке такое состояние, не сможет забыть этого маленький человек, потому что такой труд – наивысшая радость, когда возникает гармония всех способностей человеческого существа.

Забота об одарённых детях – одна из особенностей нашего времени. Нужно использовать всякий удобный случай, чтобы «повернуть» каждого ребенка разными сторонами к коллективу, сделать его на некоторое время центром активного внимания. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями. Завышенная самооценка способных детей становится адекватной.

Ученик должен пробовать (испытывать) себя в различных видах деятельности, выбирать то, что ему больше нравится, в чём он наиболее успешен. Пополняя копилку своих успехов, он наблюдает за своим ростом, продвижением вперёд, формируется сознательное отношение к результатам учебного труда или внеурочной деятельности.

Работа с портфолио предоставляет следующие возможности:

  1. Учащиеся учатся замечать собственные успехи, а, следовательно саморазвиваются;
  2.  Учащиеся, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе;
  3.  Родители видят, в какой сфере их ребёнок наиболее успешен, в какой области ему интересней. В дальнейшем это может помочь в профессиональном самоопределении.
  4.  Учителю портфолио помогает определить зону ближайшего развития для каждого ученика, поддержать ситуацию успеха, оказывать педагогическую помощь конкретным детям.

   Анализ результатов моей работы показал, что к 4 классу количество детей с адекватной самооценкой увеличилось, а с завышенной или заниженной сократилось. Каждый ребёнок моего класса знает, что у него есть дело, в котором он успешен.

Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребенку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности.