Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы: проектирование, мониторинг
Сущность понятия УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. На какие бы группы и виды не делились УУД, для меня важно, что это развитие.
Изучив литературу по новым ФГОС, посетив семинары и курсы, мне немного стало ясно -Что? И Почему?. Дальше встал вопрос- Как?
Как сделать так, чтобы УУД развивались не стихийно, иначе у моих учеников возникнут проблемы (низкая любознательность и инициативность, проблемы в учебной деятельности, трудности школьной адаптации).
Я продолжила изучение теоретических основ формирования УУД. А практика? С 1 сентября у меня 1 г – Занковский класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы: проектирование, мониторинг».
Сущность понятия УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. На какие бы группы и виды не делились УУД, для меня важно, что это развитие.
Изучив литературу по новым ФГОС, посетив семинары и курсы, мне немного стало ясно -Что? И Почему?. Дальше встал вопрос- Как?
Как сделать так, чтобы УУД развивались не стихийно, иначе у моих учеников возникнут проблемы (низкая любознательность и инициативность, проблемы в учебной деятельности, трудности школьной адаптации).
Я продолжила изучение теоретических основ формирования УУД. А практика? С 1 сентября у меня 1 г – Занковский класс.
Изучение теоретических основ формирования УУД.
- На портале «про школу» можно разместить свои статьи, конспекты, фото детей, а также получить много полезной информации.
Зарегестрировавшись в социальной сети работников образования, можно создать свой сайт, опубликовать статьи, конспекты, презентации, принять участие в работе групп и сообществ, разместить своё портфолио, получить сертификат о размещении материала и о наличии мини-сайта, о размещении портфолио. Дети заходят на мой сайт, скачивают фотографии, а также публикуют свои работы в разделе проект «Алые паруса»
Центр Занкова проводит дистанционные семинары бесплатно. В 2012 году планируется проведение 4 таких семинаров, на сайте есть расписание.
- Членство в Объединении профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова
- Своевременное получение информации о событиях в занковском пространстве России;
- Повышение квалификации;
- Участие в конкурсах
- Я бесплатно получила все методички для 1 класса, бесплатно представлен на сайте Занков.ру медиа–продукт, который устанавливается на компьютер школьника «Проверь себя» для 1 класса по математике. Ребёнок, работая в этой программе самостоятельно может проверить свои знания по изученным темам.
Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно знание, как оно пригодится в жизни.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению группы.
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках. Нашёл ошибку - молодец!
Создавая проблемную ситуацию, вместе с детьми определяем цель урока, и со временем очень легко даже в первом классе. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками информации. Детей учат способам эффективного запоминания.
Учитель включает детей в открытие новых знаний. Задания викторин, выполняются с помощью учителя или родителей. Есть также и конкурсы рисунков, проектов. Презентаций, фотографий.
- Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель организует формы деятельности, в которой дети могли бы усвоить нужные знания.
Общаемся с позиции сотрудничества; Поощряется учебное сотрудничество между учениками.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Дети учатся не только работать на уроке, но и выполнять домашнее задание, планировать свой досуг.
Ели правильно организовать работу с родителями, они будут вашими помощниками, тем более, помочь разобраться родителям, что это такое новый стандарт может только учитель.
Диагностика используется для того, чтобы:
-Создать предпосылки для развития УУД;
-Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду;
-Скорректировать формы и методы обучения;
-Спланировать индивидуальную педагогическую работу;
-Получить консультацию у профильных специалистов.
Мониторинг метапредметных УУД.
Метапредметные образовательные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обучения в начальной школе. Для этого требуется специальная диагностическая процедура - мониторинг метапредметных УУД.
В начале года все 4 первых класса прошли диагностику «Школьный старт», с результатами ознакомились также психолог, директор, родители учащихся, в конце года планируется проведение мониторинга «Учимся учиться и действовать».
Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Задачи мониторинга
1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения начальной школе. Три этапа развития УУД являются одновременно тремя уровнями сформированности универсальных учебных действий для начальной школы.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбор педагогических и управленческих средств их достижения. Данные мониторинга дают завучу начальной школы и директору возможность управления качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных показателей.
Периодичность
Мониторинг проводится 1 раз в год, в апреле, и позволяет отследить приращение в уровне сформированности основных метапредметных УУД начальной школы. В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – методика «Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле - первый срез
мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. Авторы комплекта:
Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой. Подробное описание процедуры проведения диагностики, оценки и анализа результатов представлены в методических рекомендациях для учителя.
Комплект открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.
Комплект для 1 класса включает тетрадь для учащихся
с диагностическими заданиями «Учимся учиться и действовать» и методическое пособие для учителя.
В полном объеме все 34 показателя изучаются и анализируются в мониторинге, начиная с 3 класса. В первом классе предметом мониторинга является сформированность 8 основных универсальных учебных действий. Во втором классе к этим 8 показателям присоединяется еще 8 новых и всего
в мониторинге представлено 16 универсальных учебных действий.
В 1 и 2 классах универсальные учебные действия изучаются только на базовом уровне сформированности, в 3-ми 4-м на базовом и повышенном.
Количество универсальных учебных действий
и уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов
Класс | Число показателей в мониторинге | Базовый уровень сформированности показателей | Повышенный уровень сформированности |
1 класс | 8 | «Представление» | Нет |
2 класс | 16 | «Представление» | Нет |
3 класс | 34 | «Способ» | Есть |
4 класс | 34 | «Овладение УУД» | Есть |
В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
Результаты мониторингового среза первого класса - это объективная психолого-педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом. Оценить динамику развития метапредметных УУД поможет учет результатов диагностики «Школьный старт» и наличие или отсутствие первоначальных навыков чтения на начало первого года обучения.
Особенность анализа диагностических результатов мониторинга в первом классе состоит в том, что они не оцениваются с точки зрения «достаточности» или «недостаточности», результатам не присваиваются оценочные категории («базовый» и «ниже базового»). Это сделано осознанно и связано с тем, что в первом классе учитель вместе со своими учениками только начинает общий путь к достижению образовательных результатов начальной школы.
Для того, чтобы понять как правильно проводить мониторинг, откорректировать свою педагогическую деятельность, пообщаться с коллегами, узнать новое, поделиться своим опытом, учителя нашей школы посетили научно-методический семинар «Формирование УУД: проектирование, методическое сопровождение, мониторинг». Такие семинары проводит Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», всю информацию вы можете найти на сайте Центра.
«Мир деятельности» - актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы. Курс рекомендован Ученым советом АПК и ППРО и Научно-методическим советом центра системно - деятельностной педагогики «Школа 2000 …» для использования во всех типах образовательных учреждений.
Например темы занятий кружка были такими: Что значит учиться?
- Что мне нужно сделать, чтобы успешно учиться?
- Какие качества помогут мне успешно учиться?
- Как работать в паре или группе ?
- Как я смогу исправить свои собственные ошибки?
- Как правильно делать домашнее задание.
- Роль ученика и учителя.
Курс «Мир деятельности» 1-го года обучения рассчитан на 32 часа с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю, может быть использован для обучения младших школьников во всех типах образовательных учреждений, как в урочное, так и во внеурочное время.
Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам - математике, русскому языку, окружающему миру и др. В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется комплексный мониторинг результатов обучения, целью которого является выявление условий, наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка.
Диагностика умения учиться к надпредметному курсу «Мир деятельности»
Учащиеся 1и 2 класса класса проходят входящее тестирование (начало учебного года) и итоговое тестирование (конец учебного года). Уровни прохождения теста: высокий, выше среднего, средний уровень, низкий уровень. Результаты тестирования вводят в таблицу и получают общие показатели по каждому ученику, и средние показатели по классу. Данные класса классифицируются по уровню ответа на вопросы и в соответствии с полученными результатами учитель получает рекомендации по дальнейшей работе (в электронном виде на диске).
Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.