Проблема перевода стереотипного мышления в творческое

 

За период дошкольного развития ребенок осваивает стереотипное отображение предметов и явлений :

елка – это несколько треугольников, один над другим;

домик – квадрат с треугольником;

солнце – верхний  угол листа с лучиками; 

дерево - морковка  или пенек с ветками по правую и левую сторону.

Создавать изображение приходится по представлению, а не с натуры. Чаще всего  ребенок сваливается в действие воспроизведения отработанных образцов, совершенствование техники, приближение к образцу. Но, не имея достаточно времени (1 час в неделю) для отработки этих умений и навыков, ученик начинает с возрастом осознавать разрыв между существующим образцом и выполненным  изображением. Это зажимает фантазию и воображение ребенка. К пятому классу возникает проблема  несоответствия собственных возможностей уровню желаемого результата.

Мы с детьми пытаемся освоить инструмент преобразования  для  снятия страха перед существующим образцом.  Рассматриваем предмет  как целое, состоящее из частей. Начинаем играть в "превращения": каждую часть изменяем по размеру , форме, цвету и пытаемся определить, что происходит с конструкцией в целом, как меняется образ предмета. Рамки нормы снимаются,  ребенок ставит перед собой  задачу создания разных вариантов изображения. Далее следует выбор наиболее удачного варианта.