Проблема перевода стереотипного мышления в творческое
За период дошкольного развития ребенок осваивает стереотипное отображение предметов и явлений :
елка – это несколько треугольников, один над другим;
домик – квадрат с треугольником;
солнце – верхний угол листа с лучиками;
дерево - морковка или пенек с ветками по правую и левую сторону.
Создавать изображение приходится по представлению, а не с натуры. Чаще всего ребенок сваливается в действие воспроизведения отработанных образцов, совершенствование техники, приближение к образцу. Но, не имея достаточно времени (1 час в неделю) для отработки этих умений и навыков, ученик начинает с возрастом осознавать разрыв между существующим образцом и выполненным изображением. Это зажимает фантазию и воображение ребенка. К пятому классу возникает проблема несоответствия собственных возможностей уровню желаемого результата.
Мы с детьми пытаемся освоить инструмент преобразования для снятия страха перед существующим образцом. Рассматриваем предмет как целое, состоящее из частей. Начинаем играть в "превращения": каждую часть изменяем по размеру , форме, цвету и пытаемся определить, что происходит с конструкцией в целом, как меняется образ предмета. Рамки нормы снимаются, ребенок ставит перед собой задачу создания разных вариантов изображения. Далее следует выбор наиболее удачного варианта.


