Повышение качества образования за счет использования современных методов обучения новых педагогических техник и технологий
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать её. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_innovaciya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
« Повышение качества образования за счет использования современных методов обучения новых педагогических техник и технологий»
Самбялова Зоя Нимаевна,
учитель нач.классов
Образование - важнейшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно.
Р.Киплинг
В образовании поставлена задача развития качества. Одним из вариантов ее решения является использование педагогических технологий в образовательном процессе.
В настоящее время о технологии принято говорить не как о свершившейся практике, а как о научной дисциплине, в рамках которой изучается технологический подход к процессу обучения. Однако параллель между педагогическим процессом и производством провел еще А.Макаренко, который считал педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством». Рассмотрим некоторые аспекты «педагогического производства» при традиционном и личностно – ориентированном обучении, построенном на принципе антропоцентризма. В традиционной (знаниевой) образовательной парадигме целью и прямым результатом обучения являлось формирование знаний, умений и навыков. Воспитательный и учебный процессы были искусственно разделенными, нередко вступающими в противоречие по декларируемым и реально существующим целям – ценностям. Развитие личности при существующих формах обучения было побочным, косвенным результатом. Качество образования оценивалось на уровне знаний, умений, навыков. Основной целью личностно-ориентированного образования, построенного на принципе антропоцентризма, является развитие личности учащегося. В антропоцентричной школе учебный процесс, способы и формы организации школьной жизни проектируются таким образом, чтобы в максимальной степени способствовать личностному развитию, реализации возможностей и потребностей каждого учащегося. При этом учитываются своеобразие индивидуального опыта школьника, признается существование индивидуально – специфических способов усвоения материала. Ученик становится соучастником учебного процесса, обладающим возможностью влиять на содержание учебного материала, формы и методы организации образовательной деятельности. Создание соответствующих образовательных условий обеспечивается профессиональной деятельностью учителя, построенной на взаимодействии, и использованием различных подходов в обучении. Показателями качества в такой образовательной парадигме становятся не только знания, умения, навыки, но и качественные изменения личности обучающегося. В образовательной технологии качество результата зависит от единства труда учителя и учеников, единства преподавания и учения, способов действия педагогов со способами действия учеников, взаимного влияния личности педагога и учащегося. необходимым условием успешного развития педагогической технологии становится рефлексивный подход учителя к себе и своей деятельности, осознание и контроль собственных откликов на деятельность и поведение учащегося, психологической компетентности. Оценка личностного ресурса педагога, участвующего в реализации той или иной педагогической технологии, позволит разным учителям, обучающих одних и тех же школьников по одной и той же технологии, с успехом добиваться одних и тех же результатов. Педагогическая технология, в основе которой лежит рефлексивный подход учителя к себе и своей профессиональной деятельности поможет определить педагогу направления профессионального роста и самосовершенствования, выбрать технологии, которые приведут его к успеху.
Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые инновационные технологии. Использование в учебном процессе средств компьютерных и информационных технологий объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества.
Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.
Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий, воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем учащиеся вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и требованиями современной перестройки системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства и трудового обучения в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства в рамках регионального компонента. Культурное наследие копилось веками. Многое ушло, было забыто. Сегодня мы осознали, сколь много было потеряно там, где забыты местные традиции.
Важной задачей школьного образования является формирование информационной культуры учащихся на основе гуманитарных, гуманистических и культурологических принципов и традиций. Эстетическое оформление в целом создает позитивную психологическую атмосферу.
Учить ребенка радостно, без принуждения - возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. Принципы информационного взаимодействия позволяют перейти от традиционного планирования урока к его конструированию.
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать её. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь.
Организацию исследовательской деятельности с педагогами мы начали, когда изучили и исследовали новые методики и технологии, вели по ним экспериментальную и инновационную работу. Работая по экспериментальным и инновационным площадкам, мы учились в системе вести исследования: ставить цели и задачи к исследуемой проблеме, выдвигать гипотезы, планировать поэтапно работу, отчетность, отслеживать результативность, учились оформлять свою работу по строгим канонам, которые предлагали научные консультанты. Сложно было, но полезно, так как мы пришли к выводу, что такая работа привела к высокой исследовательской активности педагогов и учащихся, вызвала положительный резонанс у родителей и других педагогов района. Они тоже активизировались в своей педагогической практике, появилось хорошее здоровое соперничество и содружество по идентичным проблемам.
По такой же системе сейчас строится у наших педагогов работа по самообразованию с выходом на оформленный опыт своей деятельности по конкретным педагогическим или методическим проблемам.
При работе по инновационным проектам педагогических технологий наши коллеги научились анализировать, выделять наиболее эффективные приемы в отдельных технологиях. Достигли хороших результатов в повышении познавательного интереса, активности и во вовлечении в учебную деятельность и жизнь школы отдельных родителей и даже целые семьи. Это проекты, реализуемые через работу в группах и коллективную деятельность с привлечением общественности; методика критического мышления. Видя результативность как в личностном развитии детей, педагогов и родителей, так и с позиции богатства накопившегося в ходе подготовки и презентации проектов материала, и возможности использования его в своей дальнейшей деятельности, мы и вышли на готовность обучения учащихся грамотной и качественной организации исследовательской деятельности. В этой работе активизировалась деятельность педагогов и учеников в изучении и использовании компьютерных программ для исследований, создания проектов.
В рамках проекта «Истоки» в 2008 г. в школе прошла конференция «Первые шаги в науку», конкурс детских исследовательских работ и проектов «Я – исследователь». Разработано Положение о проведении ежегодной районной конференции «Первые шаги в науку» для учащихся 1 – 8 классов, выработаны рекомендации.
В течение этого учебного года до апреля месяца в учебных учреждениях проводится исследовательская деятельность, результатом которой станет финал конкурса с компьютерной презентацией. Работы будут представлены «как у взрослых»: с темой, целью, задачами, гипотезой, этапами исследований, экспериментами, выводами. Защита, как правило, в сопровождении компьютерной презентации. Как результат: у детей, родителей и учителей возрос интерес к исследованиям, изменилось мировоззрение, повысились коммуникативные, творческие и интеллектуальные способности, появились потребности и в учебной деятельности на уроках использовать исследовательские навыки.
Поисково-исследовательская деятельность в начальной школе рассматривается как средство самореализации личности. Она позволяет не только расширить рамки школьного урока, получить дополнительную научно-техническую информацию, но и развивать творческие способности младших школьников.
И все же, как бы ни было трудно и школьникам, и учителям надо привлекать детей в научно-исследовательские общества. Может быть, наступит время, когда кроме выпускных экзаменов одиннадцатиклассникам предложат защищать свою исследовательскую работу, как это происходит в Швеции в настоящее время.
Работая по системе Л.В.Занкова 20 лет, я создаю атмосферу искренности и доверия на уроках, так как это необходимое условие успешности учебного процесса. В ходе общения с учениками я внимательно выслушиваю вопросы, ответы, побуждаю к доказательству высказываемых суждений, наблюдаю за классом, ободряю не только словом, но и взглядом, поощряя стремление ученика доискаться до истины.
В общении «учитель – ученик» я придерживаюсь следующих критериев :
• Учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают.
• Учитель владеет умением «подать себя».
• Дети испытывают и проявляют интерес, уважение к учителю.
• Учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности.
• Учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям.
• Учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке.
В общении учащихся друг с другом я работаю и добиваюсь следующих показателей:
• Дети умеют общаться без постоянного вмешательства взрослых, испытывают интерес к групповой и парной формам работы, в заданиях на коллективное творчество умеют распределять роли, добиваются слаженности и взаимопонимание.
• Дети испытывают интерес к мыслям, суждениям, знаниям одноклассников.
• Ученики владеют диалогической формой общения, умеют слушать друг друга, поддерживать чужие идеи и развивать их.
• Коллектив класса мобилизует познавательную деятельность ученика.
• Дети владеют мимикой, могут открыто передавать свои чувства, умеют устанавливать зрительный и вербальный контакт.
Развивающее обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив – яркую, насыщенную, интенсивную. Ведь без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека! Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения.
Опыт организации учебного процесса с активным использованием инновационных технологий в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность.
«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни» (Е.И.Рерих).
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения особое место отведено «универсальным учебным действиям» (УУД) в системе начального общего образования. Суть УУД заключается в умении учиться, т.е. УУД обеспечивают возможности учащегося самостоятельно действовать при получении образования. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения вводятся уже с сентября 2009 года. Каким станет процесс их реализации, покажет практика. Конечно, многое будет зависеть от педагогов. Ведь им придется пересмотреть свою работу, освоить новые методы, принять, практически осуществить то, о чем всегда говорилось (научить самостоятельной деятельности), но не оценивалось в качестве одного из основных компонентов успеваемости учащихся.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — новый шаг в образовании. Только взаимный диалог его авторов и практиков позволит добиться положительных результатов в ходе их реализации.
На уровне школы самой распространенной формой повышения квалификации учителей является деятельность школьного методического объединения учителей. Трудно переоценить его роль в жизни нашей школы. Постоянное методическое взаимодействие учителей-предметников способствует обучению кадров, ориентирует педагогический коллектив на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной и инновационной деятельности, помогает выработке единых ценностных ориентиров. Благодаря активному участию в методической работе учитель сохраняет и закрепляет свое положение в школе. Кроме того, участие в методической работе способствует профессиональному самосохранению учителя, помогает ему в дальнейшем преодолеть возможное отставание и не допустить расхождения между требуемым и достигнутым уровнями учебно-воспитательного процесса. Таким образом, методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации и решению личных профессиональных проблем.
В условиях развития современной образовательной среды каждое методическое объединение определяет свой путь и стиль работы. Основополагающим моментом в организации работы МО является планирование, исходный пункт которого – анализ преподавания в школе. Ежегодно при содействии заместителя директора по учебной работе у нас проводится мониторинг профессионального роста учителей, входящих в ШМО, отслеживаются показатели качества знаний и успеваемости их учащихся, результаты срезовых работ и итоговой аттестации. Таким образом определяется качество усвоения детьми предметных знаний, степень умений и навыков учащихся, соответствие их ЗУНов требованиям Государственного стандарта. Анализируя эти показатели за несколько лет, можно проследить динамику успешности профессионального совершенствования каждого педагога и, исходя из полученных результатов, организовать методическую помощь или подготовку обобщения опыта коллеги, добившегося высоких результатов. В нашем методическом объединении используются различные формы работы. В качестве примера назову изучение программ и календарно-тематических планов, анализ посещенных уроков, аттестацию учителей, знакомство с передовым педагогическим опытом, профессиональное самообразование учителей, наставничество, знакомство с новыми образовательными технологиями, открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету. Широко практикуется диагностика, включающая в себя анкетирование, собеседования, наблюдения, сбор и обобщение материала.
Опыт нашей работы показывает, что деятельность ШМО сегодня нуждается в алгоритмизации и систематизации.
Мы не стоим на месте, но сделать предстоит еще многое. Мы видим несколько направлений своего продвижения. Следует шире использовать знания, полученные учителями на курсах повышения квалификации, нам предстоит наладить межсекционную деятельность школьных МО. Все эти задачи требуют скорейшего решения, поскольку серьезно влияют на качество методической работы в школе и, в известной мере, на качество образования, получаемого нашими учениками.