Инклюзивное образование
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Инклюзивное образование
Подготовила: учитель
начальных классов
Полякова Наталья Анатольевна
План
- Инклюзивное образование
- Принципы инклюзивного образования
- Категории детей с ограниченными возможностями здоровья
- Инклюзивное образование – один из приоритетов государственной образовательной политики России
- Чувства уверенности и силы помогают быть счастливым каждому ребенку
- Приемы работы с детьми-инвалидами
- Список используемой литературы
Инклюзивное образование (или включенное) – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Обучение детей с особыми потребностями в ОУ позволяет здоровым детям развивать толерантность и ответственность.
Принцип инклюзивного образования означает: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.
Принципы инклюзивного образования:
- принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;
- включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;
- вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
- использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:
- детей – инвалидов;
- детей с диагнозом умственной отсталости;
- детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
- детей с аутизмом;
- детей с комбинированными нарушениями в развитии.
В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) », представленном в Госдуму РФ, устанавливается возможность обучения детей – инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001 г.) подчеркивается: «дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах - интернатах».
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Не случайно 2009 год был объявлен Годом равных возможностей.
В Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.
Для развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями совместно с родителями разрабатываются индивидуальные учебные планы. Реализация планов осуществляется с поддержкой тьюторов, психологов, педиатров.
Для каждого ученика нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития.
Полученные знания помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А значит быть счастливым.
Задача: добиваться, чтобы каждый ребенок получал знания.
Приемы работы с детьми – инвалидами:
- – (лечебная педагогика А. А. Дубровского) отвлечение ребенка от ухода в болезнь;
- занятия гимнастикой, движения;
- включение в труд – заботу, труд – радость (посадка деревьев, выращивание цветов);
- внесение игры;
- помощь в занятиях творчеством;
- занятия по психотерапии.
2. Православные беседы.
3. Учет возрастных психологических особенностей.
4. Диагностика индивидуальных особенностей.
5. Рефлексия. Индивидуальные карты достижений. Портфолио
6. Интересное, доступное, личностно - и практико- ориентированное содержание программы обучения.
7. Технические средства обучения.
8. Использование различных видов наглядности, опорные схемы, пособия.
9. Физкультминутки и упражнения на развитие пальцевой моторики.
Используемая литература:
- Конвенция ООН о правах ребенка. М., 1993.
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.,
1996 г.
- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г.
- Клюева Н. В. , Касаткина Ю. В. Ярс., 1996 г.
«Учим детей общению».
- Журнал «Начальная школа» № 2 – 93 г. «Дошкольное воспитание»
(90 –е гг.).
- Статья С. И. Сабельниковой «Развитие инклюзивного образования».
- Гаврилычева «Вначале было детство» (диагностика).
- Социально – воспитательные технологии. Педагогические технологии.
Г. К. Селевко . Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1, Т.2,
М., 2006 г.