Проектная деятельность младшихшкольников
Одним из самых эффективных методов является проектирование. Под методом проектов понимаю способ достижения дидактических целей через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным в виде конкретного продукта деятельности: создание газеты, альбома, журнала, словаря и т.д.
В основе метода проектов лежит проблема, которую необходимо исследовать. Дидактическая цель проекта всегда познавательная – овладение всей совокупности интеллектуальных умений, присущих критическому мышлению. Это овладение умением работать с информацией, применять полученные знания на практике. Поэтому в качестве требований к использованию метода проектов могу назвать следующие:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость; предполагаемых результатов, наглядность их представления: сообщение, доклад, видеоклип, серия репортажей, план мероприятий;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся при обязательном разделении обязанностей между участниками проекта;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием этапов работы, сроков выполнения, планируемых результатов).
При организации проектов предусматриваю определенную последовательность действий, которую сформулировала в виде алгоритма:
- Выбрать тему проекта, его тип, количество участников.
- Продумать возможные материалы проблем, которые позволили бы осмыслить новый учебный материал или обобщить ранее изученный, привлекая знания из разных областей. На ее основе придумать яркую жизненную проблемную ситуацию и оформить в наглядной форме.
- Распределить задачи по группам, т.е. гипотез для дальнейшего исследования.
- Разработать ряд проблемных вопросов в помощь группам, список возможных источников дополнительной информации.
- Организовать работу в группах.
- Организовать промежуточные обсуждения полученных данных, консультации с координатором проекта.
- Провести защиту гипотез. Определить наиболее рациональный выход из проблемной ситуации, оформить свое решение в виде практического продукта.
8. Завершить работу проведением внешней экспертизой, дать оценку проделанной работы, выдвижение новой проблемы.
Забота учителя – добиться грамотного решения проблемы, создать устойчивую атмосферу доверительности, открытости.