Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"
Конспект содержит много интересных и развивающих упражнений для усвоения и закрепления материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 24.03 КБ |
vremena_glagolov.ppt | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Изменение глаголов по временам
Учитель 1 категории: Кусмарова С.Н.
Цель: учащиеся развивают умение распознавать временные формы глагола, правильно употреблять их в речи.
О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки , презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, прозвенел звонок, начинаем мы урок.
2. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
- Послушайте загадку и скажите, о какой части речи говорится: (СЛАЙД 1)
Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду –
Все в действие придет:
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет. (Глагол)
- Что такое глагол? (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и т.д.)
Мы гостили у бабушки в деревне.
Мы гостим у бабушки в деревне.
Мы будем гостить у бабушки в деревне.
-На какие вопросы отвечают глаголы?
– Чем же мы будем заниматься на уроке? (Изучать времена глагола.)
- Как вы понимаете значение этого слова время? (Часы, дни, времена года)(СЛАЙД 2)
Словарь В.И.Даля: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».
Словарь русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой: «Время – длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т.д.».
Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).
- Догадались, какая тема урока? Изменение глаголов по временам.
– Какая учебная задача стоит перед нами? (Научиться отличать одно время от другого.)
3. Актуализация знаний учащихся о временных формах глагола.
1. Беседа по вопросам.
– Как вы определяете время глагола? (По значению и по вопросу.)
– Расскажите о глаголах прошедшего времени: что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
– Что можете сказать о глаголах настоящего времени? Будущего времени?
– Что нужно сделать, чтобы определить время глагола в предложении? (Задать вопрос, определить, в какой момент происходит или происходило действие, затем определить время глагола.)
2. Упражнение в определении времени глагола. Выборочный диктант.(СЛАЙД 3)
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
-Поставьте глаголы в форме другого времени.(Проверка).
4. Физкультминутка для глаз.(СЛАЙД 4)
5. Упражнение в изменении глаголов по временам.
1. Работа с правилом (с. 64).
– Прочитайте правило в учебнике.
– Одинаково ли изменяются по временам глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?
– Почему? Что вы заметили? (Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, имеют только форму прошедшего и будущего времени.)
– Сравните форму будущего времени этих глаголов. Что можете сказать?
– Будущее время, состоящее из одного слова, называется простым, будущее время, состоящее из двух слов, называется сложным будущим временем глагола.
– Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы правильно образовать временные формы глагола? (Правильно задавать вопрос.)
6.Упражнение «Четвёртый лишний».
На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите и объясните почему? (Учащиеся работают в парах.)
Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил)
7. Работа с учебником.
1. Упражнение в образовании временных форм глагола (упр. 406, с. 65). (Самостоятельная работа с последующей проверкой.)
8.Творческая работа.
Упражнение «Оживи картинку»
На доске написан текст.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
Прочитать текст. Вставить в каждое предложение глаголы. Определить время глаголов.
Заслушать несколько работ.
(Наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошёл, белеет)
9. Н а п и ш и т е предложения, правильно употребив глаголы из скобок. Укажите время глаголов.
Мороз (щипать) щёки. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать)серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука.
10.(СЛАЙД 5) -Вставь глаголы в пословицы.
11. Домашнее задание: упражнение 404, с. 64.
12. Итог урока.
– Что изучали на уроке?
– От чего зависит, какую форму будущего времени будет иметь глагол?
- Прикрепите на доску карточку, соответствующую оценке урока.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ
Карточка 1. Подобрать к каждому существительному подходящий по смыслу глагол. Записать полученные словосочетания, обозначить время глаголов.
Дают, вручают, преподносят (телеграмма, цветы, книги, подарок). Выкапывали, срезали, собирали, выдёргивали (капуста, морковь, картофель, огурцы, урожай).
Карточка 2. К данным словам записать однокоренные слова разных частей речи. Подчеркнуть глаголы.
Награда, игра, крик, служба, свет, мороз, звон.
Карточка 3. Записать данные глаголы в 3 столбика: 1) настоящее время, 2) прошедшее время, 3) будущее время.
Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.
Составить 1–2 предложения с некоторыми глаголами, разобрать их по членам предложения.
Карточка 4. Изменить по временам данные глаголы.
Играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, закричу, улыбался.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета , люди строят зданья, И хлеб в полях растёт. глагол
Изменение глаголов по временам. Время летит. Делу время, потехе час. Всякой вещи своё время. Время разум даёт.
Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову!
проверка прош. вр . наст. вр . будущ. вр . полюбил ____ полюблю назвал ____ назову стал ____ стану
Книги – мир . Цыплят по осени . Слово как узлом . Дружба правдой . Крепнет, завяжешь, читаю, скажешь, открываю, считают. 1 л. ед.ч . 1 л. ед.ч . 3 л. мн.ч . 2л. ед.ч . 2л. ед.ч . 3 л. ед.ч .
Книги читаю (наст. вр.) – мир открываю (наст. вр.) . Цыплят по осени считают (наст. вр.) . Слово скажешь (буд.вр.) как узлом завяжешь (буд.вр.) . Дружба правдой крепнет. (наст.вр.)
Существительное или глагол? Затопили печь, чтобы пироги печь. Снежное покрывало всё поле покрывало. Ведро дало течь, и вода стала течь.