Творческий отчет Формирование Зож в условиях МО ШИСП.

Миронова Ирина Алексеевна

 

В статье раскрывается трехлетний опыт работы воспитателя Мироновой И.А, направленный на  формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчет «Формирование ЗОЖ в условиях МО ШИСП»

                                                                       Миронова Ирина Алексеевна, воспитатель                                                                                    

Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей.

"Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху.  Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества"

                                                                                                              В.Л.Сухомлинский                                                              Наша страна переживает сложное время. Не все смогли перестроиться и приспособиться к  новым  рыночным отношениям, что стало причиной появления негативных социальных явлений. Все эти явления распространяются и на детей. Сегодня мы говорим в школах о наркомании, бродяжничестве, суициде — как результате неумения детей найти свое место в жизни, отсутствия понимания со стороны родителей, педагогов, сверстников. Ребенок — барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Вопрос о создании щадящих здоровье технологий обучения встал в связи с тем, что в последние годы на фоне интенсификации школьного образования, повышения требований к детям отмечается нарастающее ухудшение их здоровья. Условия питания населения, йодная и фтористая недостаточность, климатогеографические факторы (перепады температуры, влажности, атмосферного давления, процент неблагоприятных зимних и летних погод) воздействуют на уровень здоровья детей.               Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян.                                                                                                             Устойчивая мотивация на физкультурно-оздоровительную деятельность, утверждение здорового образа жизни рассматриваются сегодня как одно из приоритетных направлений   школьного образования. Значимость создания педагогических условий в начальной школе в аспекте рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения и укрепления социальной, психической и физической составляющих.                                       Социальной заказ родителей нашей школы – воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, укрепление здоровья детей и достижение в спорте.                              «Концепция  модернизации российского образования» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает:  проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья, в том числе за счет: использования эффективных методов обучения, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей.                                                             Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание  формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.  

              Здоровый образ жизни в условиях  МО ШИСП.                                                                Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Исследования показывают, что  25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются. (К выпускным классам % соотношение вырастает наполовину.)

Это важный показатель благополучия общества. Эту социальную проблему нужно решать на всех уровнях общества, в т. ч. и  образовательном. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня.

Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.         Здоровье человека зависит: 

  1.  на 50% - от образа жизни
  2.  на 25% - от состояния окружающей среды
  3. на 15% - от наследственной программы
  4. на 10% - от возможностей медицины.

(По данным исследований Всемирной организации здравоохранения)                                                     И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.                        Здоровье человека зависит:                                                                                                     Стержневым понятием концепции формирования здорового образа жизни является понятие “единого целого”, т. е. здоровье, следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей.                                                                                                             Здоровье – это качество приспособления организма к условиям внешней среды (природных и социальных) и внутренних факторов (наследственность, пол, возраст).          Основные аспекты здоровья: физиологический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный, а духовный аспект объединяет их в единое целое – здоровье.

В настоящее время выделяются несколько видов и компонентов здоровья:                                                                   1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.                                                                                                                                                     2. Физическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.                                                                                                                                                            3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, возможностями их удовлетворения.                                                                              4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье обусловлено духовностью человека, т.е. оно основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты.                                                                    

Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. Большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно - оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью и социум. Одной из главных целей педагогического коллектива МО ШИСП является формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. Школой накоплен достаточный опыт работы по этому направлению.  Здоровьесберегающая среда в МО ШИСП предполагает реальную возможность каждому ученику получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. Ведение учащимися здорового образа жизни выражается: в процессе обучения школьников элементарным приемам здорового образа жизни, профилактическим методикам - пальцевой, оздоровительной, дыхательной гимнастике; в привитии учащимся элементарных навыков гигиены путем реализации в процессе обучения здоровьесберегающих технологий, проведения физкультминуток, подвижных перемен. Проветривания и влажной уборки помещений, чередование занятий с высокой и низкой активностью; в организации массовых оздоровительных мероприятий;
в совместной работе с семьей, что проявляется в пропаганде здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий на родительских собраниях. Основным принципом здоровьесберегающего обучения является принцип психологической комфортности.  Он предполагает снятие возможности стрессообразующих факторов образовательного процесса. Реализация принципа психологической комфортности позволяет педагогам не только укрепить эмоциональное состояние своих воспитанников, но и повысить их работоспособность и творческую активность.  Личность педагога, его доброта, человечность, преданность делу становятся важными нравственными, познавательными, личностными ориентирами для воспитанников. Поэтому так важна работа по поддержанию в коллективе благоприятного микроклимата.
 Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровье сберегающих технологий в совокупности с охранительным педагогическим режимом обучения.  Весь год у первоклассников  безотметочная система, что способствует более спокойному усвоению знаний, не расстраиваясь из-за плохих отметок. Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов, перегрузок учащихся - вот к этому стремятся педагоги нашей школы. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.                                                                       Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования спортивного профиля» (МО ШИСП) отличается от других общеобразовательных школ города. Наши учащиеся профессионально занимаются спортом. Рабочий день у них начинается в 7 утра и заканчивается в 7 вечера. Все дети совмещают учебный и тренировочный процессы, поэтому нагрузка на детей увеличивается.   Одна из задач  МО ШИСП - развитие творческого потенциала школьника. Каждый выпускник спортивной школы должен представлять собой функционально грамотную, универсально образованную, способную управлять своим здоровьем, готовую к высоким результатам в спорте и самостоятельной жизни личность. Однако сниженное состояние здоровья, переутомление замедляют процесс развития детей и подростков. Становится очевидной необходимость формирования здоровья школьников в рамках образовательного учреждения на основе активного взаимодействия педагогических и медицинских работников, родителей и самих учащихся. Социальной заказ родителей нашей школы – воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, укрепление здоровья детей и достижение в спорте. Достаточно большим количеством работ отечественных и зарубежных авторов показано, что совершенствование качества двигательной деятельности, прогрессивный рост спортивных результатов возможен только при максимальном и высоком уровне двигательной активности. Для решения данной проблемы мною составлена программа  « В  здоровом теле – здоровый  дух» на основе учета психолого-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Программа “В здоровом теле - здоровый дух” объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся начальной школы, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания и является составной частью программы «Здоровье». Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, закаливания, борьбы с вредными привычками, безопасной жизнедеятельности детей, их  досуга и нацелена  на формирование соответствующих навыков. Создать благоприятные условия для осознания ценностей сбережения здоровья школьников - это значит обеспечить психологический комфорт и условия для самосовершенствования,  воспитать у учащихся культуру здоровья, развить физическую культуру личности учащихся, родителей.   



Предварительный просмотр:

Роль здоровьесберегающих  технологий в  создании  здоровьесберегающей среды                                                    в МО ШИСП.                                                                                                                      Становится очевидным, что усилиями только медиков, ориентированных, прежде всего на лечение, невозможно справиться с той ситуацией, которая сложилась в современной школе.  Необходимы другие, новые подходы к решению проблемы сохранения здоровья учащихся. Выходом из сложившейся ситуации, по моему мнению, может служить использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.                                                      В основополагающих  документах  Министерства образования РФ под  здоровьесберегаю-щими  технологиями понимается система  мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся, включающая: реальную разгрузку содержания общего образования; использование эффективных методов обучения; повышение удельного веса и качества занятий физической культурой; организацию мониторинга состояния здоровья детей; улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; рационализацию  досуговой  деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей. В медицинской литературе можно найти несколько определений этого понятия: «здоровьесберегающие технологии - это приемы, методы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методика воспитания устойчивого интереса к ЗОЖ, которая должна явиться основой базисного учебного плана».                                                                                                                                              Н.К.Смирнов (2003) дает характеристику здоровьесберегающим  образовательным   технологиям,  как « системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики». Автор считает, что здоровьесберегающие технологии в школе - это системно организованная деятельность, направленная на педагогов, медиков и других специалистов школы, защиту здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом и пребыванием в школе. Н.К.Смирнов особое внимание уделяет формированию гигиенической  культуры учащихся, мотивации здорового образа жизни. Им предлагается   создание программ по предупреждению вредных привычек у школьников.                                                                      Социально-оздоровительная  технология, в ее основу легли идеи Ю.Ф. Змановского о том, что оздоровление детей включает в себя организацию рациональной двигательной активности детей; организацию системы активного закаливания; комплекс психогигиенических и психокоррекционных средств; обеспечение полноценного питания; создание условий для оздоровительных режимов детей. Другими словами технология основана на факторах положительного влияния на организм детей, причем акценты сделаны на медицинских средствах и методах.                                                                     Валеологическая  технология Л.Г. Татарниковой подразумевает конкретный набор операций преподавателя по претворению того или иного метода в практику обучения.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Среди здоровьесберегающих технологий выделяются группы:
Медико-гигиенические технологии: 

  1. Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
  2. Проведение прививок.
  3. Наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация ароматерапии.

Физкультурно-оздоровительные технологии:

  1. Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.

Экологические здоровьесберегающие технологии:

  1. Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.
  2. Обустройство пришкольной территории.
  3. Озеленение  классов.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

  1. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих и патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья обучающих

Каковы же принципы здоровьесберегающей педагогики? Это:
- принцип  ненанесения  вреда;
- единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья;
- принцип непрерывности и преемственности;
- принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
- принцип медико- психологической компетентности;
- приоритет активных методов обучения;
- принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии;
- принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье;
- принцип контроля за результатом    

                                                                                                                                            



Предварительный просмотр:

Цель  работы - это сохранение и укрепление здоровья школьников, пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению в жизни школьников идей добра и красоты, физического духовного совершенства.                                                                                                 Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

 Здоровый образ жизни в условиях МО ШИСП.

В настоящее время  здоровый образ жизни в МО ШИСП рассматривается как одно из наиболее  приорететных  направлений работы. В начальной школе учебно-воспитательный процесс  строится с учетом индивидуальных потребностей младшего школьника в движении, при строгом выполнении санитарно-гигиенических норм. Разработан режим двигательной активности учащихся в течение дня, обеспечивающий удовлетворение биологической потребности учащихся начальной школы в движении.  Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Для обеспечения необходимого ежедневного объема двигательной активности проводится комплексная физкультурно-оздоровительная работа.                                                               В системе внеклассной работы класса  большое внимание уделяю спортивному совершенствованию учащихся, развитию их способностей в различных видах физкультуры и спорта, пропагандирую  здоровый образ жизни.                                                   Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение  физкультурных пауз и упражнений для глаз. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации самоподготовки, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.  Физкультминутка   позволяет снимать состояние усталости на самоподготовке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, акти визируют сердечнососудистую и дыхательные си стемы, улучшают кровоснабжение внутренних ор ганов,  работоспособность нервной системы. Вре мя начала физкультминутки определяется самим педагогом. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15-20-я минута.                           Двигательность физкультурных минуток обычно составляет 1—5 минут. Каждая физминутка вклю чает комплекс их 3-4-х правильно подобранных уп ражнений, повторяемых 4—6 раз. За такое корот кое время удается снять общее или локальное утом ление, значительно улучшить самочувствие детей.                                                            Требования к проведению физкультминуток:                                                                       Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении, в дружелюбной радостной обстановке, что при умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечивает высокую работоспособность учащихся в течении  дня. Комплексы подбираю сама  в зависимости от вида самоподготовки, ее содержания. Упражнения всегда  разнообразны, так как однообразие снижает инте рес к ним, следовательно, их результативность. Физминутки  провожу  на началь ном этапе утомления, так как выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого резуль тата. Важно обеспечить позитивный эмоциональ ный настрой. Предпочтение  отдаю упражнениям для утомленных групп мышц.                                                                              Обычно физкультминутки проводим  под стихо творный текст. При подборе стихотворений  обращаю  внимание на следующее:

1 важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;

2 преимущество отдаю стихам с четким ритмом;

            3 текст произносится воспитателем, обучающимися  или воспроиз водится в записи.

 Виды физкультминуток:

 упражнения для снятия общего или локаль ного утомления;

 упражнения для кистей рук;

 гимнастика для глаз;

 гимнастика для слуха

 упражнения, корректирующие осанку;

 дыхательная гимнастика.                                                                        

Рекомендации по выбору вида физкультминут ки в зависимости от преобладающей деятельнос ти учащихся на самоподготовке:

   Преобладающий вид деятельности на самоподготовке — письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пи шет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного стати ческого напряжения.                                                                                         Поэтому рекомендуются:

упражнения для снятия общего   или    локального утомления;                                                                                                                    

  упражнения для кистей рук ( ты, катись, катись орешек по ладоням, пальчикам, ты неси, неси  здоровье девочкам и мальчикам.)

Преобладающий вид деятельности на самоподготовке - чтение.

Нагрузка на глаза у современного ребенка ог ромная, а отдыхают они только во время сна, по этому мы расширяем  зрительно-простран ственную активность на самоподготовке  и используем:

Гимнастика  для  глаз.

                          Работа по предупреждению утомления глаз.

 Выполнение упражнений по схеме зрительно-двигательных траекторий

  На ней с помощью стрелок указаны основные траектории,  по которым должен двигаться взгляд. В процессе выполнения гимнастики для глаз:

  1. вверх-вниз,  
  2. влево  - вправо,  
  3. по и против часовой стрелки, по восьмёрке.  

Дыхательная гимнастика.                                                                                                                     Проводя анализ, научно-методической работы МО ШИСП и обобщая соб ственный практический опыт и опыт педагогов-новаторов можно выделить виды педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного, системно-деятельного подходов и соответствуют принципам здоровьесбережения это:

• развивающие технологии;

•технологии, адаптивной системы обучения;

• технологии, построенные на интегративной ос нове.

Важное   значение  имеет эмоциональный климат на уроке.

  1. “Хороший смех дарит здоровье”,
  2. мажорность самоподготовки,
  3. эмоциональная мотивация в начале самоподготовки,
  4. создание ситуации успеха.

 Экологическое пространство:

1  Проветривание помещений;

2  озеленение кабинета,

3  освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и  помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. В начале учебного года проводится операция “Цветик - семицветик”.

 В нашем классе всегда  много цветов, что позволяет поддерживать естественный микроклимат внутри комнаты.  Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического  и трудового воспитания. Есть игровая комната   для отдыха детей. Тут тепло, много света, своевременно проводится влажная уборка, проветривание.



Предварительный просмотр:

Динамическая пауза. Ароматерапия. Двигательные перемены. Подвижные игры.

После первого урока  провожу  динамические паузы (хождение по коврикам с пуговицами для воздействия на точечные окончания стоп конечностей) с использованием ароматерапии и музыкального сопровождения, гимнастику  по предупреждению сколиоза

Динамическая пауза снимает перегрузку, нормализует чередование труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление.

Администрацией школы была получена консультация детского педиатра по фитотерапии, директора МУ Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Малыгиной Е.А. по вопросу грамотного использования ароматерапии в профилактических целях. Ароматерапия - это - идеальное средство самопомощи, поскольку это лёгкий и приятный способ лечения, укрепления здоровья и улучшение самочувствия в целом. Природа эфирных масел такова, что, обращаясь к их целительной силе и стабилизирующим свойствам, можно обрести и долго сохранять душевное и физическое здоровье.                                                                                                                                        Все   без   исключения   эфирные   масла   обладают   бактерицидным, антисептическим и противовоспалительным действием. Все положительно влияют на нервную систему, успокаивают, вызывают сон и хорошее настроение, тонизируют, убивают микробов. Все обладают выраженными косметическими и дерматологическими достоинствами. Основная ценность эфирных масел в том, что они действуют постепенно, умеренно, деликатно. Вдыхание ароматизированного воздуха во время динамической паузы вызывает в организме перестройку иммунной системы, снимает интоксикацию, улучшает общее самочувствие.

Ароматерапевты считают, что при выборе аро мата нужно обращать внимание на особенности местности, погоды, время года, характер человека.

Для осени    -  (прохладная, сырая погода) по дойдут  теплые, сухие запахи, такие как  амбер, па чули, гардения,  герань,  мелисса,  ветивер.

Для зимы    -  (холодная погода) лучше  выбрать  горячие, невлажные ароматы, такие как эвкалипт,  камфара, миндаль,  роза,  корица, герань.

Для  ранней весны  - (прохладная,  сухая по года) подойдут теплые, чуть влажные запахи, та кие как ваниль, мирра, сосна, кедр, ель, пихта, роза.

Для поздней весны - (теплая и сухая пого да) лучше подойдут более прохладные, влажные и маслянистые ароматы, такие как нероли, рододен дрон, розмарин, королева ночи, жасмин.

Для лета - (жаркая, влажная погода) предпоч тительно использовать легкие и прохладные аро маты, такие как сандал, лаванда, ладан, бергамот, гиацинт, фиалка, лимон.

Время вдыхания воздуха совместно с динамикой движения, 10 минут. Также  ароматерапия  улучшает память, внимание, дезинфицирует помещение, что немаловажно для подрастающего поколения- учащихся школы-интерната спортивного профиля.

               Организация и проведение двигательных перемен.

В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности - важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма (Тихвинский С. Б., Воронцов И. М., 1991). Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка. (Пиманова Е.М., 1988, Солодков А.С., Есина Е.М., 1998, 1999)  Плохо организованные перемены, во время ко торых учащиеся не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость, повышают ве роятность наступления утомления, особенно на последних уроках. В результате происходит акку муляция утомления, физиологически неоптималь ной деятельности сердечно - сосудистой системы, кро вообращения.                                                                                                                                    В санитарно-эпидемиологических правилах Сан-ПиН 2.4.2.1178-02 в разделе «Требования к ре жиму общеобразовательного процесса» дан пример ный объем двигательной активности обучающих ся.                                                                                                         Главная цель двигательной перемены — дать воз можность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.                             Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены  способствуют со хранению психического здоровья детей. Ни для кого, ни секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губи тельно действуют на детский организм. У ребенка пропадает желание учиться. Он становится злым и агрессивным, так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей, педагогов и его са мого. Окружающий мир, которому он радовался, перестает быть для него интересным и заниматель ным, маленький человек закрывается и отгоражи вается ото всех, оставаясь наедине со своими про блемами. Двигательные разминки дают возможность «вы пустить пар», разрядиться, снять с себя негатив ные эмоции, переключится, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. На переменах провожу различные подвижные игры с детьми, небольшие эстафеты.

                                         

                                     Подвижные игры.

Главное назначение игр - развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. С одной стороны, мы предлагаем ребенку пищу для подражания, повторения, с другой - представляем поле фантазии и личного творчества.                                                                                                         Знаменитый ученый Эрик Берн пишет: "... весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть". Давайте запомним все - и учителя, и воспитатели, и родители, - что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. И то, и другое необычайно важно и плодотворно, тем более, что ребенок - «существо играющее». Говоря словами А. Фромма: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».                                                                                                               Обучающиеся  нашего класса очень любят играть в различные  подвижные  игры: « Мы идем на вы»,  «Арам, шим, шим», «Третий лишний»,   «Мышеловка», «Догоняжки», «Сова» и т.д. Игры  помогают в развитии, самопроверке, тренировке силы, ловкости, смекалки, развивают глазомер, точность движений и приучают к настойчивости в достижении цели. Эмоциональные, подвижные и спортивные игры и танцы служат прекрасным средством профилак тики заболеваний и оздоровления.

Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений. Они обогащают  играющих  новыми ощущениями, представлениями, понятиями, повышают активность,  воспитывают волевые качества,  дисциплину, коллективизм, честность, скромность.  

                   

Для обучающих моего класса значительный интерес представ ляют спортивные игры, обладающие развивающи ми, оздоровительным и тренировочным эффектом. На  мой  взгляд, в спортивных играх можно оп ределить три стороны воздействия на занимающих ся — моторная, психическая и социальная. Многообразие двигательных действий, входящих в содержание спортивных игр оказывает комплек сное воздействие на развитие координационных и других двигательных способностей: к реакции, ори ентированию в        пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей. Систематическое выполнение упражнений спо собствует повышению работоспособности клеток коры головного мозга и их устойчивости к силь ным раздражителям, ускоряет аналитико-синтетическую деятельность ЦНС, а все это способствует укреплению здоровья учащихся.  Одно из основных положений психологичес кой теории личности — положение о том, что лич ность формируется в деятельности. Это ярко прояв ляется в спорте, особенно в игровых видах. Обучающиеся нашего класса очень любят эстафеты с различными предметами, «зоологические забеги». При регулярно  и рационально организованных мероприятий по ЗОЖ развиваются функциональные возможности всех систем в организме, то есть повышаются физиологические, морфологические,  биологические,  психологические резервы человека.  

Прогулка является важным моментом, предупреждающим переутомление детей, восстанавливающим их работоспособность. Обязательной составляющей режима МО ШИСП является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе, ежедневный объем которой должен составлять не менее 20% времени, отводимого на учебную и досуговую деятельность. Прогулки обеспечивают бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой, имеющей в виду восстановление сил, снятие умственного и физического утомления, повышение работоспособности учащихся.
Провожу  познавательные прогулки, во время прогулки наблюдаем за явлениями природы, с последующим использованием  наблюдений на уроке;
Ежедневные прогулки детей  являются  эффективным методом закаливания ребенка, так как потребности растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Проведение экскурсий, прогулок на свежем воздухе  укрепляет здоровье обучающих.          На прогулке создаю условия для  удовлетворения естественной потребности школьников в движении. Физические упражнения на прогулке  повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма.  В летний период – это игры в классики, прыжки через скакалку, упражнения с обручем, игра в пионербол, а в зимний период – катание на лыжах, санках, катание с горки. Активная двигательная деятельность на прогулке  ведет к росту культуры взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личной гигиены, закаливанию, может перестроиться  многое в детском характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них.
                                                                                                                                                                                 



Предварительный просмотр:

Внеклассная воспитательная работа                                                                                                              Важным условием совершенствования учебно-воспитательного процесса и системы работы по со хранению и укреплению здоровья школьников яв ляется организация и проведение внеклассной вос питательной работы по повышению двигательной активности школьников. Цель работы — обеспечение активного отдыха и удовлетворение естественной потребности учащихся в движении, развитие познавательного интереса, что способствует воспитанию подрастающего поколения, формированию спортивных навыков.  Внеурочная деятельность обучающихся  МО ШИСП направлена на формирование и развитие умений и навыков здорового образа жизни у учащихся путем проведения  дней здоровья и спорта, уроков здоровья, циклов занятий и лекций по проблемам здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, разрушающих здоровье, конкурсов творческих работ. Составной частью этой работы является внеклас сная спортивная и физкультурно-оздоровительная работа.   

                                                               

Задачи по сохранению и укреплению здоровья в нашем классе:

мы реализуем через здоровье сохраняющую деятельность, основными направлениями, которые стали:

                                     1 Спортивно-оздоровительная:

  1. занятие спортивной гимнастикой,
  2. конкурс «Мы спортивная семья»,
  3. веселые старты,
  4. малые Олимпийские игры,
  5. праздники,
  6. дни здоровья,
  7. развлечения,
  8. конкурсы веселых перемен,
  9. сбалансированное питание,
  10. витаминизация,
  11. ароматерапия,
  12. проветривание,
  13. динамические паузы,
  14. диагностика и лечение в Городском                                                         физкультурно-оздоровительном диспансере.

2. Туристское — краеведческая:

  1. походы,
  2. экскурсии,
  3. фотовыставка,
  4. посещение краеведческого музея,
  5. поисковая деятельность                                                                       (моя улица, мой город, мой край.)

           3.       Санитарно-просветительная:

  1. праздники здоровья,
  2. классные  часы,
  3. КВНы,
  4. устные журналы,
  5. беседы,
  6. фотовыставка  «Спорт в моей жизни»,
  7. выпуск стенгазет,
  8. конкурсы рисунков,
  9. анкетирование,
  10. цикл бесед о вредных привычках,
  11. практические уроки медицины,
  12. родительские лектории, беседы врача                                                                              

Большая  воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ, ценности здоровья,                    профилактике вредных привычек в системе проводится  в нашем классе.

                                                                                                                                                                         

                        Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни!

   

Мои воспитанники  с удовольствием принимают участие в познавательных беседах: «Режим дня», «Очень вкусная еда, но не детская она», «Чистота – залог здоровья», «Что такое сон», «Безопасная жизнь в твоих руках», «Что такое хорошо, что такое плохо»; классных часах:  «Без привычек вредных жить на свете здорово», «Дружить, значит жить», «Мы зарядку делали – прыгали и бегали»; спортивно-развлекательных мероприятиях: «Если вместе, если дружно», «Мы – спортивные ребята»,  «Состязания здоровячков», «Ах, баня, баня», «Вместе дружная семья», «Веселые старты», «Пять олимпийских колец»  и др;  устных журналах:  «Путешествие в страну чудес»,  «Парад вредных привычек»; фотовыставках: «Спорт в моей жизни», конкурсах плакатов и рисунков «Здоровым быть – это здорово».                                                                                         В  конкурсно - игровых программах участвуют как отдельные желающие, так и команды, что сближает детей. В основе их лежат идеи праздника, радости, улыбки, что делает человека более активным, уверенным в себе, общительным, счастливым. Создание веселой непринужденной обстановки позволяет участникам чувствовать себя комфортно и безопасно в детском коллективе. Результатом внеклассной спортивной работы яв ляется не только физическая, технико-тактическая подготовленность, но и психологические приобре тения, к которым, прежде всего, относится лич ность. Я  стараюсь создавать  условия для максимального развития таланта и способностей  ребенка с одной стороны, а с другой стороны – сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.

                 

С целью профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в МО ШИСП  создана группа для занятий ЛФК. По медицинским показаниям на занятия ЛФК ходят 4 человека из нашего класса. Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Для коррекции осанки проводятся занятия  физкультурой в школе и дома, игры, способствующие улучшению осанки.                                                                                                                              Ежегодно  мы с обучающимися оформляем совместно   уголок  здоровья, отражающий здоровьесберегающую деятельность классного коллектива.
Определенная работа ведется мной по охране жизни и здоровья обучающихся основам безопасности жизнедеятельности.
Ребенок, часть общества, и ему приходится решать ряд задач, которые встают перед ним на каждом возрастном этапе. Повышению социальной ориентации  в обществе в современных условиях, знанию основ ПДД и ОБЖ  служат  воспитательные мероприятия. Классные часы: «Без вредных привычек жить на свете здорово», «Говорим здоровью – да!», беседы: «Безопасная жизнь в твоих руках», «Здоровье».  Тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание заботиться о своем здоровье.
Важнейшим звеном воспитательной системы класса является школьное самоуправление, развитие которого помогает учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе, способствует привитию навыков культуры общения, умения жить в коллективе, что является немаловажным в самостоятельной жизни человека вне стен школы. В классе на всеобщем добровольном голосовании выбран актив класса, у каждого обучающегося в классе есть своя должность (координаторы по учебе, корреспонденты, цветоводы, библиотекари, санинспектор и т.д.) Система внеурочной  занятости детей, сложившаяся в нашей  классе  направлена  на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной  и полезной.  Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания. Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию их личностных качеств. Я предлагаю им принять участие в городских, областных и российских  конкурсах  декоративно-прикладного искусства. Создаю  условия  для  раскрытия  индивидуальных  творческих способностей  учащихся, которые  являются  призерами и участниками городских, областных и российских конкурсов.

Достижения учащихся:

2008-2009

  1. Конкурс рисунков «Моя Родина» -1 место по России
  2. Конкурс поделок  «Новогодние игрушки» на мотив сказок А.С.Пушкина  -  1 место по России
  3. Конкурс поделок «Я пью чай» - 1 место по Сибирскому федеральному округу
  4. Дистанционный  конкурс «Новогодний костюм» - 3 место по России
  5. 15 фестиваль «Экология. Творчество. Дети» - благодарственное письмо
  6. Дистанционный  конкурс  «Дети выбирают здоровье-2008»-диплом участника
  7. Конкурс рисунков «Портрет  моей малой Родины» -3 место по городу
  8. Конкурс «Веселые старты»- 4 место по городу
  9. Конкурс стихов, рисунков,  фотографий, листовок «Солдатский каламбур»-1 место по городу.

2009 -2010

  1. Конкурс поделок и рисунков «Чиполлино»- Романов Женя-2 место по России
  2. Конкурс «Корабли будущего» - Елисеев Иван -1 место по России
  3. Конкурс рисунков «Читая Чехова»-Елисеев Иван-1 место по России
  4. Краеведческий    конкурс фотографий «Великой Победе – 65 славных лет!» - Шабалина Марина- 1 место по области
  5. Конкурс рисунков «Чтобы сохранить мир» - Пехтерева Таня -2 место по городу
  6. Конкурс плакатов «Пожар- беда для всей планеты»- Пехтерева Таня -3 место по городу.
  7. Конкурс поделок «Рождественский букет» из природного материала - Романов Женя-3 место по городу.
  8. Конкурс  рисунков «Арт город» - Почетная грамота от оргкомитета по проведению Международного конкурса детского рисунка  «Арт город» - Мальцева Диана.

2010-2011

  1. Городской конкурс декоративно – прикладного творчества

«Моя бабуля - рукодельница, а деда лучше не найдешь!»- Мальцева Диана -3 место.

  1. VI Международный конкурс детского рисунка   «А.С.Пушкин глазами детей»  - Дипломы участника - Пехтерева Таня, Шабалина Марина.
  2. Городской конкурс декоративно – прикладного творчества  «Солдатский огонек» -2 место Чуприков Богдан.
  3. Городской конкурс чтецов «Строка, опаленная войной» - 2 место

2011-2012

  1. Городской конкурс поделок «Золотая Осень»- 2 место ТрудолюбоваА
  2. Всероссийский дистанционный конкурс «Азбука безопасности» -2место

         Всероссийский конкурс рисунков «Зимняя сказка»- диплом IIIстепени.



Предварительный просмотр:

В рамках здоровьесберегающего  направления медицинские работники школы-интерната:

  1. делают профилактические прививки;
  2. дополнительно витаминизируют детей (витамин “Ревит”, “Аскорбиновая кислота” и др.)
  3. своевременно выявляют и проводят диспансеризацию детей с заболеваниями;
  4. проводят кварцевание и обеззараживание помещений (обработка дез. средствами) в период подъема ОРЗ и гриппа, профилактическое орошение зева травами;
  5. используют травяные чаи, озонотерапию, аромотерапию (аппарат “ЭФА” для аромотерапии с применением эфирных масел эвкалипта, лимона и чайного дерева, которые обладают бактерицидным противовирусным иммуностимулирующим действием).

Учитывая в работе показания медработников школы в листе здоровья школьников, провожу разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаю  медработника  на родительские собрания. Учитывая специфику  школы-интерната  спортивного профиля, контроль  за здоровьем  учащихся осуществляется в тесном сотрудничестве  с городским физкультурно-оздоровительном диспансером. Серьёзная работа проводится по укреплению здоровья воспитанников через улучшение их медицинского обслуживания.                                                                                                                          В тесном контакте работаю с психологом. Деятельность психолога осуществляется  в следующих основных направлениях: психодиагностика, консультирование, психокоррекционная  и развивающая  работа  и  психопрофилактическая работа. В 1 классе было проведено  обследование, с целью определения  адаптации к школе. Психолог  постоянно помогает родителям грамотно и эффективно строить свои взаимоотношения с детьми, выступает практически на каждом родительском собрании, проводит индивидуальные консультации для родителей и педагогов, что  позволяет более качественно и комплексно решать проблемы психологической помощи детям.                  Особое место мы уделяем соблюдению санитарно-гигиенических требований:                                                                    Отдельное внимание в школе отводится гигиене: все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Особое внимание уделяется режиму проветривания класса и игровых комнат, сбалансированному питанию, витаминизации.                                              Рациональное питание - важное слагаемое здорового образа жизни. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни (А.П. Лаптев, С.А. Полиевский, 1990). Надо помнить, что правильное питание наших детей в наиболее ответственный период их роста и формирования как личностей - это, прежде всего, путь к здоровью нации и залог эффективного усвоения каждым новым поколением школьников накопленных знаний. Школьная столовая  МО ШИСП обеспечивает всех учащихся полноценным  бесплатным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация двухсменного качественного горячего питания (завтрак, обед)  благоприятно влияет на состояние здоровья обучающихся.    



Предварительный просмотр:

                                                   Работа с родителями.   

  Эффективность данных воспитательных воздействий невозможна без взаимопонимания и помощи семьи. Кроме того, нередко сама семья сама оказывается главным источником опасности для своего ребенка: начиная с самой безобидной вредной привычки, реально угрожающей здоровью, - табакокурение, пример которого родители подают своим детям, и заканчивая приобщением своих детей к употреблению пива. Задача огромной сложности, перспектива, стоящая перед педагогами - помочь ребенку выстроить взвешенную позицию своих взаимоотношений с родителями, позволяющую ему, принимая своих родителей в целом, критически и дистанцированно относиться к их вредным привычкам и зависимостям.                                                                                         Самое драгоценное, что есть у человека, – это здоровье.  Однако в последнее десятилетие состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. Хорошее самочувствие ребёнка в семье – важное условие успешного усвоения им школьной программы. Не все родители прививают детям элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья, но для того, чтобы сформировать привычку к здоровому образу жизни у школьников, бережно относиться  к своему здоровью,  необходима совместная работа педагога и родителей.                                                             Цель моей  работы помочь родителям грамотно и эффективно строить свои взаимоотношения с детьми. Способствовать тому, чтобы родители были активными союзниками в разрешении школьных  трудностей. На каждом родительском собрании рассматриваем  вопросы  укрепления здоровья детей. В начальных классах ежегодно  провожу совместные конкурсы с родителями  "Мама, папа и я - спортивная семья",  многие родители активно помогают в организации мероприятий в классах, организовывают детям чаепитие, являются участниками  различных мероприятий: «Зов джунглей», «Веселые старты». На все открытые мероприятия дети приглашают   родителей,  бабушек и это вошло в традицию нашего класса. Вместе с родителями посещаем соревнования в манеже спортивной гимнастики, болеем за наших детей и радуемся их успехам. Два раза в год проводится мониторинг результатов совместной деятельности, где родители заполняют анкеты, которые помогают отследить режим дня школьника, его питание и уровень здоровья, самочувствие в семье. Это даёт возможность задуматься над правильной организацией режимных моментов, увидеть свои проблемы и вовремя их решить. На родительских собраниях и индивидуальных консультациях обсуждаются вопросы здоровья учеников, их самочувствие. Родители принимают активное участие в оздоровительной работе класса и школы. Ребёнок должен понимать, что его здоровье имеет ценность не только для него самого, но и для близких, в первую очередь его родителей. Позитивный союз педагогов и родителей – вот основа для развития творческой личности ребенка.                                                                                                                      Моя задача – убедить каждого родителя в ценности личности ребенка, его уникальной индивидуальности, помочь в определении личностной направленности воспитания детей. Провожая своих детей в школу, доверяя их нам, каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения учебными компетенциями, развития творческих способностей, самореализации в учебном процессе, ребенок прожил школьный день в комфортной и безопасной среде. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом и он должен поучаствовать. Стараюсь сплотить коллектив детей и родителей, чтобы они по-иному оценили  друг друга, познали  и, возможно, открыли для себя новые грани содержания личности друг друга. Не могу не заметить, что сотрудничество с родителями класса (как-то это сложилось само собой) формировалось, с учетом разносторонних интересов и предпочтений и взрослых.
Понимая, что развиваться творческая личность ребенка будет быстрее эстетически, я воспитывала в ребятах понимание и любовь к различным видам искусства, в частности, к театру. Один раз в месяц вместе с детьми мы посещаем  филармонию, никогда не пропускаем  ни одного театра в ДК Ярославского, являемся постоянными посетителями детской библиотеки № 4, различных выставок в выставочном зале, несколько раз были в краеведческом музее, встречаемся с интересными людьми ( тренер Мальцева Е.И, ветеран ВОВ и труженик тыла Чернышова В.М.) На новогоднюю елку мы ездили всем классом вместе с родителями  в Драмтеатр города Кемерово.                                                      Контроль  за состоянием здоровья учащихся, профилактика и предупреждение заболеваний, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях - вот некоторые формы работы с родителями нашего класса.                                                                                              В моем классе нет, «трудных детей», никогда не было правонарушений, состоящих на  учете в инспекции по делам несовершеннолетних                                                                                                      
                                                                                         

Формы работы с родителями - это способы организации совместной деятельности и общения педагогов и родителей. В практике организации взаимодействия с родителями используются коллективные, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.                                                          Наиболее распространенные коллективные формы: родительские собрания (классные и общешкольные); дни открытых дверей;   родительский лекторий; родительские недели; вечер вопросов и ответов; встречи с администрацией, учителями класса.                                               Групповые формы: взаимодействие  с родительским комитетом; групповые консультации; практические занятия с родителями; тренинги; встречи с отцами.                                                      Индивидуальные формы: беседа; разговор; консультация; выполнение индивидуальных поручений; совместный поиск решения проблемы; переписка.

   

                               Организация работы с родителями в классе.

Цель: взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности.

Родительский комитет

Совет школы

Психолого-педагогические консультации

Родительские рейды

Родительское собрание

Формы работы

Круглый стол

Совместные праздники

Творческие

встречи

День открытых дверей

Диагностика.                                                                                                                                              Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя младших школьников является диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.                                                                         Мне  было интересно узнать,  как сами ученики заботятся о своём здоровье. Среди учащихся была также проведена работа с целью выявления их уровня информированности о том, что такое здоровый образ жизни.                                                                                             В первом классе я попросила учащихся  нарисовать рисунок по данной теме.                Дети (общее количество – 20 человек) в своих рисунках отразили следующие составляющие здоровья: спорт, гимнастические снаряды, уроки физкультуры – 60%; природа, прогулки на свежем воздухе – 10%; здоровое питание, фрукты –15%; гигиена, чистые руки, душ -15%.

В третьем классе была проведена аналогичная работа. В ней приняло участие 20 человек. Нам  было интересно узнать, изменяется ли представление о здоровом образе жизни у детей  с возрастом? Вот как ученики третьего класса представляют себе, что такое  здоровье:

1  спорт, гимнастические снаряды, уроки физкультуры – 100%

2  природа, прогулки на свежем воздухе- 50%

   3  здоровое питание, фрукты – 60%

  4  гигиена человека – 75%

Какой вывод можно сделать? По итогам проведённой работы, мы увидели, что ребята стали более информированы в вопросах и проблемах здоровья, большое значение придают питанию, гигиене, прогулкам, урокам физкультуры и спорта. А понимание этого уже играет большую роль в формировании здорового образа жизни среди учащихся младших классов школы.                                                                                                                         Реализация программы «В здоровом теле – здоровый дух» позволяет прививать детям здоровый образ жизни, что подтверждается  100% занятостью в учреждении дополнительного образования, отсутствие в классе детей, страдающих наркозависимостью  и  табакокурением.                                                                                     Оценка заболеваемости учащихся.                                                                                                             Существующая в классе  система деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся  способствует снижению уровня заболеваемости, что отражено в прилагаемой таблице.

                           Динамика заболеваемости обучающихся 2009 -2011 г.

Заболевания

2009 г.

          2010 г.

          2011 г.

ОРВ

14  - (70%)

14 - (70%)

12 (60%)

Заболевания органов дыхания

4 - (20%)

3 -  (15%)

3 –(15%)

Травмы

1-(5%)

1-(5%)

1 – (5%)

Ж – К  тракт

1-(5%)

1– (5%)

1-(5%)

Инфекционные     заболевания

__

__

__

Нарушения осанки

5- (25%)

4 – (20%)

4- (20%)

Нарушения зрения

2-(10%)

2-(10%)

2-(10%)

прочие

1-(5%)

            __

            __

1.ОРВ, 2. Органы  дыхания, 3.Осанка,4. Зрение.          

В сравнении с 2009 и  2011 учебным годом немного снизилось количество уроков, пропущенных по болезни. Создание здоровьесберегающей среды в школе позволяет каждому обучающемуся получать полноценное образование с учетом его склонностей и возможностей, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.                                                                               В течение 2009 - 2011 учебного года на школу не накладывался карантин по острым вирусным воздушно-капельным инфекциям. Все дети моего класса посещают летний лагерь при МО ШИСП, где соблюдая режим дня, продолжают развивать потребности в здоровом образе жизни, активном отдыхе и формировании спортивного стиля жизни.                    В результате целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся,повышается положительная мотивация учащихся на учебную деятельность, ЗОЖ, грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Следует отметить изменение ориентации родителей направленной на здоровье детей.                                                                               Из опроса родителей (изучено 20 анкет) было выявлено:                                                                                                                        систематически на физическое воспитание своего ребенка обращают внимание  60% родителей (в 2009 учебном году этот показатель был 30%),                                                                                                в выходные дни 25%, (в 2009г - 15 %)                                                                                                                                       вообще не обращают внимание на физическое воспитание своих детей всего 10% родителей, (жалуясь на занятость)                                                                                                                                                                         3 % родителей затруднились дать ответ на этот вопрос,                                                                                                            остальные 2% родителей отвечая на данный вопрос, ответили, что обращают на физическое воспитание своего ребенка только во время отпуска.                                                  К большому сожалению, в 50% семей один из взрослых курит. Сами родители в свое время не приобрели навыки спортивного стиля жизни, так как всего  25% родителей вместе с детьми ходят в бассейн, катаются на лыжах и коньках в выходные дни. Я считаю, что они сделали единственный правильный выбор  – это отдали своих детей в спортивную школу, где  проводится целенаправленная работа по пропаганде ЗОЖ, создаются условия для формирования ЗОЖ, обучающиеся приобретают здоровьесберегающие навыки, любят спорт и гордятся своими достижениями вместе с родителями.                                                Вывод:                                                                                                                                                               В результате целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, повышается положительная мотивация учащихся на  здоровый образ жизни, грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Для обучающихся составляющими элементами здорового образа жизни являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. Результативностью моей воспитательной работы можно считать рост физической подготовленности учащихся, повышение приоритета самостоятельности и активности школьников к двигательной деятельности, творческой деятельности, формированию ЗОЖ, поддержка родителями деятельности по воспитанию здоровых детей.                                                                                        Заключение.                                                                                                                             Деятельность педагогов и медицинского персонала  МО ШИСП в направлении укрепления здоровья учащихся следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности. В  МО ШИСП созданы благоприятные условия для успешной реализации задач, направленных на оздоровление воспитательно-образовательного процесса. Учащиеся нашей школы осознают значимость здорового образа жизни, соблюдают режим дня и профессионально занимаются спортом. В 4 классе обучающиеся уже имеют определенные спортивные результаты. Давид, Вера, Анна,  Дарина, Лена  защищают честь города на городских, областных и всероссийских соревнованиях по спортивной гимнастике. Вовлечение обучающихся  в различные виды деятельности по здоровьюсбережению оказывает  самое плодотворное влияние на их здоровье.  Результаты  моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Анализ работы, проведенной за три года в рамках программы «В здоровом теле – здоровый дух » показал, что обучающиеся более осмысленно выбирают здоровый образ жизни.                                                                                                                                           Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности  крепкого здоровья, основ нравственности и культуры.



Предварительный просмотр:

Литература. 

                                                                                                                                          1 Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, - 1971.                                                                        2 Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982.                                                                                                                                                               3 Белоножкина О.В и др. Спортивно – оздоровительные мероприятия в школе. Издательство «Учитель»,- 2007.                                                                                                                               4 Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы научно-прктической конференции. Самара, 2000.                                                                                                                 5 Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 - 2004.                                                                                                      6 Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1 – 4 классы) Москва «Вако» 2007                                                    7 Лабутин Н.Ю., Майский А.Б. Педагогические здоровьесберегающие технологии // Здоровье детей: прил. газ. “Первое сентября”. – 2003. - № 23                                                                                    8 А.Ю.Патрикеев. Подвижные игры.1-4 класса. М; вако, 2007.-176с.- (Мозаика детского отдыха).                                                                                                                                                              9 Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1998.                                                                      10 Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.                                                                                                                                                   11 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272.                                                                                                                   12 Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).                                                                                              13 Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2003. – С. 39-44.                                                    14 Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2000. С. 44-53.                                                                  15 Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – СПб.: Петрос, 1997. – 490 с.                                                                                                                                                  16 Шапцева Н.Н. Наш выбор – здоровье. Издательство «Учитель»,- 2009


 

Комментарии