ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. ЧТО В НЕЙ ГЛАВНОЕ?
Современный учитель - это не только передатчик знаний, но, прежде всего личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Что же в ней главное?...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22326_22326_doklad_na_konkurs.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. ЧТО В НЕЙ ГЛАВНОЕ?
Синёва Ольга Геннадьевна, МОУ СОШ № 28, г.Балаково (sineva58@yandex.ru)
Аннотация
Современный учитель это не только передатчик знаний, но, прежде всего личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Что же в ней главное?
«Учитель – это тот, кто преобразует невежество,
открывает знания и проявляет мудрость».
Шри Чинмой
Современный учитель - это не только передатчик знаний, но, прежде всего личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Что же в ней главное?
Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя.
В новой концепции образования учитель должен представлять собой сплав творчества и ума. Он не должен нести только свое видение предмета – он должен помочь каждому ученику построить свой взгляд на мир. Толерантность и плюрализм, умение слушать и понимать, умение развиваться и менять свои взгляды на жизнь главные умения учителя в новой школе. Учитель не может быть учителем, если он является несчастным и неуспешным в данной жизни – тогда он только сделает своих учеников несчастными. Поэтому преподавать должны действительно счастливые люди, которые имеют широкий кругозор и являются профессионалами в своей области.
Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.
Ещё в конце XIX века П.Ф.Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми. В исследовании Л.М.Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведу список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «я».
Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание.
Задача каждого из нас заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.
В заключение хочется обратиться к исследованиям данной проблемы, осуществленным на кафедре педагогики Московского педагогического университета. В качестве одного из вариантов классификации профессионально значимых качеств личности педагога приведу фрагмент карты ПЗЛК, разработанной В.П.Симоновым, и содержащей «оптимальные характеристики качества личности» педагога по трём важным аспектам:
1. Психологические черты личности как индивидуальности:
а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;
б) тенденция к лидерству;
в) уверенность в себе;
г) требовательность;
д) добросердечие и отзывчивость;
2. Педагог в структуре межличностных отношений:
а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;
б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;
в) нормальная самооценка;
г) стремление к сотрудничеству с коллегами;
д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.
3. Профессиональные черты личности преподавателя:
а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;
б) умение учитывать психологические возможности учащихся;
в) темп речи 120-130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;
г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;
д) обращение к учащимся по именам;
е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;
ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;
з) умение организовать всех учащихся сразу;
и) проверяет степень понимания учебного материала.
Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведёт к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.
«Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитывать детей, если сам дурен.»
Л.Н. Толстой
Уважаемые коллеги, я желаю Вам не только знать личностные качества современного педагога, но и стремиться к совершенствованию этих профессионально-значимых качеств учителя. Удачи Вам в работе над собой!
Литература
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М, 1965.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя.– Ростов н/Д., 1997.– Ч. III.– Гл. 2.– [§ 5]: Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя /Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев.– Гомель, 1976.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки /В.А. Сластенин.– М., 1976.
- Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю /В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979.– Гл.1.
- http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/36.html
- http://www.bankreferatov.ru/refbank.nsf/M/D7A43CFA7CD133FC325679F002BE87E