Влияние темперамента на обучаемость ребенка

Газаева Ольга. Васильевна

 

Чтобы разобраться, как влияет темперамент дошкольника на его обучаемость, попробуйте ответить на следующие вопросы, опираясь на наблюдения за поведением ребенка в повседневной жизни. Ответы могут оцениваться от пяти до одного баллов в зависимости от выраженности того или иного свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние темперамента на обучаемость ребенка?

 Чтобы разобраться, как влияет темперамент дошкольника на его обучаемость, попробуйте ответить на следующие вопросы, опираясь на наблюдения за поведением ребенка в повседневной жизни. Ответы могут оцениваться от пяти до одного баллов в зависимости от выраженности того или иного свойства.

1. Способен ли заниматься чем-то длительное время без перерывов?

5 баллов — несмотря на продолжительную работу почти не устает,  готов выполнять задания и дальше;

 4 — может работать сравнительно долго, не жалуясь;

 3 — о высокой работоспособности говорить трудно;

 2 — вначале работает неплохо, но быстро устает;

 1 — поминутно прерывает занятия, делает много ошибок.

2.  Обладает ли стойкостью перед неудачами?

 5 баллов — при неудачах еще больше сосредоточивается, увеличивает старания без нервозности;

 4 — огорчается, но недолго, готов к преодолению преград;

 3 — об устойчивости по отношению к препятствиям говорить трудно;

 2 — преодолеть неприятные переживания после неудачи трудно, мобилизовать себя без посторонней помощи не может;

 1 — неудачи деморализуют (плачет, отказывается работать).

3.  Способен ли работать в неблагоприятной обстановке?

 5 баллов — в любых условиях работает успешно, шум не отвлекает;

 4 — старается быть собранным, применяет специальные приемы сосредоточения (проговаривает задание в вслух, затыкает пальцам» уши и т.п.);

 3 — испытывает затруднения при необходимости работы в группе, просит не разговаривать, не мешать;

 2 — явно снижает продуктивность деятельности в неблагоприятной обстановке, устает, нервничает, отвлекается, отказывается от работы;

 1 балл — вообще не может выполнять задания в группе сверстников, при наличии включенного радио и любого другого шума. Нуждается в одиночестве и помощи взрослого.

4.  Отказывается ли от действий при появлении помех?

5 баллов — препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе, не теряет веры в успех;

 4 — помехи отвлекают от действий, однако при напоминании, дополнительной стимуляции продолжает работу;

 3 — препятствия могут спровоцировать срыв или замедление работы, усилить утомляемость;

 2 — любая помеха используется для того, чтобы отказаться от дальнейших действий;

 1 балл — не только прекращает всякие попытки, но и теряет веру в собственные силы.

5.  Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий?

5 баллов — любит работу, которая его полностью поглощает, требует выносливости и терпения;

 4 — способен неоднократно выполнять однообразные задания, хотя и без видимого удовольствия;

 3 — скорее неохотно, без интереса выполняет задания,  требующие усилий;

 2 — способен на требующие усилий действия только под неусыпным контролем взрослого;

 1 балл — отказывается от продолжительных, утомительных действий всеми правдами и неправдами.

Подсчитайте полученные баллы.

 Если ребенок набрал от 20 до 25 баллов, свойства его нервной системы, черты темперамента благоприятствуют обучаемости. Можно говорить о выраженной готовности к школе.

 Если ребенок набрал 14-19 баллов, отдельные особенности высшей нервной деятельности, свойства темперамента могут затруднять приспособление к школе. Целенаправленный поиск причин затруднений, индивидуальный подход и подключение родителей исправят ситуацию.

 Если баллов всего 9-13, подготовка такого ребенка к школе может потребовать от вас не менее года. Сначала, как и в предыдущем случае, необходимо найти причины затруднений. Затем нужна индивидуальная программа обучения. Желателен щадящий, санаторный режим. Необходимы занятия физкультурой, процедуры закаливания, плавание и иные формы укрепления нервной системы. Возможно, такой ребенок ослаблен какими-то хроническими заболеваниями. Это тоже надо проверить, обратившись к специалистам.

 Если по вашим оценкам ребенок набрал менее 9 баллов, перепроверьте себя. Пусть оценки ребенку выставят другие взрослые. Может быть, у вас сложилось предвзятое мнение о нем? Возможно, он просто пока не адаптировался к вашим требованиям

Повторите исследование через месяц. Убедившись в том, что обучаемость все же очень низкая, посоветуйте родителям проконсультировать ребенка у специалиста-психоневролога или психолога, чтобы с его помощью выявить резервы, найти возможность улучшения положения.