исследовательская деятельность на уроке

Шеломова Елена Юрьевна

 

МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №2-БШ»

    

 

 

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ

 

«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Изменения в обществе, влияют на ситуацию в образовании.

 

В федеральных государственных стандартах отражен новый взгляд на систему начального образования, на изменения в целях и задачах, содержании, методах и приемах, формах организации учебной деятельности, планируемых результатах начального образования.

 

В основе Стандарта как НОО, так и  ООО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающихся в собственную деятельность, «открытие» учеником нового знания.

Существует множество технологий реализующих системно - деятельностный  подход. Для меня приоритетной является технология проблемно-исследовательского метода.

 

Дети - прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования.

 

Применение проблемно-исследовательского метода на уроках позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего мир.

 

Технология построения урока-исследования - это универсальное средство, обеспечивающее развитие исследовательской мотивации учащихся и формирование  универсальных учебных действий в учебном процессе.

Существует шесть основных этапов мето­дики исследования, которые следуют друг за другом, и двадополнительных этапа — постановка новых вопросов и применение, которые могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать.

Но учителю не достаточно знать все этапы методики, ему необходимо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему. Отличительной чертой является целостность, т.е. связанность всех этапов и их подчинённость  одной функции (открытию или доказательству нового знания, идее урока).

Прежде чем сконструировать урок-исследование учителю нужно сформулировать  обобщение урока. Ясно осознать, что ученик должен узнать на уроке, т.е. какое-то правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы.

Рассмотрим пример из урока.

Тема: Наши праздники. Пасха. 4 класс.

Обобщение урока:

Праздники — это общее название особых памятных дней, принятых по отношению к той или иной дате. Пасха - религиозный праздник, который отмечается несколько дней подряд в России и других странах мира. Символизирует возрождение, поэтому остаётся на протяжении тысячи лет главным христианским праздником. Праздник имеет свою историю, символы, традиции, игры и развлечения. В ходе праздника люди отдыхают и веселятся.

После этого учителю нужно определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. На основании специальных критериев (значимости, доступности и т.д.) отбирается объём, характер, сложность и форма представления материала для самостоятельного изучения учениками. Так, например, на моём уроке учащимся были предложены несколько текстов, специально подготовленных по материалам энциклопедий. Предлагаю вам рассмотреть один из них на слайде.

Затем учителю нужно определить, какого типа исследование (индуктивное или дедуктивное) более целесообразно сконструировать в данном случае. На данном уроке в соответствии с задачами, представленными на слайде, оправданно было построение занятия в дедуктивной логике. Создание проблемной ситуации на уроке, обеспечило возникновение предположений, на основании которых были выдвинуты гипотезы, появилась необходимость поиска фактов для их обоснования.

И, наконец, нужно определить динамический стержень урока – сконструировать проблемную ситуацию для учеников. Спроектировать задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве которого выступает планируемое обобщение. Так на данном уроке, посвящённом изучению праздника Пасха, ученики приходят к обобщению: Пасха - религиозный праздник, который отмечается несколько дней подряд в России и других странах мира. Символизирует возрождение, поэтому остаётся на протяжении тысячи лет главным христианским праздником. Праздник имеет свою историю, символы, традиции, игры и развлечения. В ходе праздника люди отдыхают и веселятся.

Этот вывод-обобщение отвечает на проблемный вопрос:

Почему этот древний праздник до сих пор с нами, почему о нём помнят, его празднуют?

И в заключении учителю необходимо продумать состав рабочих групп, распределение материала для изучения по группам, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска и т.д.

Хочу предложить  вам рассмотреть структуру урока исследовательского  метода на конкретном примере.

Организационный момент.

1.Актуализация знаний. Мотивация. (5 мин)

Прослушивание музыкального отрывка.

Вопросы учителя.

Выход на тему урока.

Формулирование проблемного вопроса:  Почему этот древний праздник до сих пор с нами, почему о нём помнят, его празднуют?

Высказывание гипотез (предположений) учащимися: красят яйца, ходят в церковь, накрывают праздничный стол, веселятся…

Формулировка  цели: Познакомиться с праздником Пасха и проверить предположения.

2.Исследование в малых группах.       (10 мин)

Своё исследование дети проводили  в 4-х малых  группах:

Тема исследования 1 группы - история праздника, 2 группа исследовала главный символ праздника. Тема исследования 3 группы - празднование Пасхи,  4 группе предстояло провести социологический опрос по теме «Пасха».

На столах находились рабочие листы с текстами и заданиями для каждой группы. Рассмотрим один из них. Внимание на экран.

Детям сообщалась инструкция по организации работы:

На столах вы можете найти рабочие листы. Познакомьтесь с заданиями для каждой группы. Приступаем к работе. Звук колокольчика оповестит об окончании работы в группе.

Исследование (по возможности – самостоятельное, в случае затруднения – помощь учителя).

3. Обмен информацией.(9 мин)

Возвращение к проблемному вопросу

Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы.

Например, дети, работающие в 4 группе, проводили социологический опрос.

Цель опроса: выяснить, что знают присутствующие о празднике Пасха.

1.Все вместе прочитайте задание.

1) Прочитайте вслух вопросы анкеты по теме «Пасха».

 

2) Задайте вопросы 2-3 присутствующим в классе гостям, записывая ответы в анкете.

(На каждого гостя заводится своя анкета)

 

3) Опрос начинайте со слов: «Здравствуйте! Могу ли я задать вам несколько вопросов по теме “Пасха”?»

 

4) Соберите все опросные листы вместе. Посчитайте все ответы на вопрос №1. Постройте диаграмму (1 ответ равен 1 клетке). Нужное количество клеток закрасьте фломастером.

Так же обработайте все остальные ответы.

 

2. Представьте результаты анкетирования, используя заполненные диаграммы.

 

Организация выступлений групп.

4. Организация информации, обобщение.(2 мин)

Возвращение к проблемному вопросу

Озвучивание гипотез, которые были высказаны учащимися в начале урока.

Проверка каждой из гипотез.

Обобщение, вывод.

5. Рефлексия.(4 мин)

Итоги деятельности на уроке

Оценивание деятельности

В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-исследования, включающего как индивидуальную, так и групповую форму работы, дети учатся:

  • ставить исследовательские вопросы;
  • формулировать проблемы;
  • выдвигать гипотезы;
  • составлять план работы;
  • вести наблюдения;
  • планировать и проводить опыты для нахождения необ­ходимой информации и проверки гипотез;
  • выделять существенную информацию из разных источ­ников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т. п.);
    • организовывать (систематизировать) информацию;
  • представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т. п.

Проблемно-исследовательскийметодиспользую на уроках окружающего мира. Наиболее удачно были проведены исследования по темам: Разнообразие веществ. Вода.  Превращения и круговорот воды. Как разрушаются камни. Что такое почва.  Разнообразие животных. Органы чувств.Наше питание.

Таким образом, систематическое примене­ние рассмотренного нами метода в учебном процессе обеспечивает развитие универсальных учебных действий и приобретение важных исследова­тельских умений, позволяющих достичь планируемых  результатов, т.е. обеспечивает реализацию требований стандарта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_shelomova.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №2-БШ»

     

ВЫСТУПЛЕНИЕ

«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроке»

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Изменения в обществе, влияют на ситуацию в образовании.

В федеральных государственных стандартах отражен новый взгляд на систему начального образования, на изменения в целях и задачах, содержании, методах и приемах, формах организации учебной деятельности, планируемых результатах начального образования.

В основе Стандарта как НОО, так и  ООО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающихся в собственную деятельность, «открытие» учеником нового знания.

Существует множество технологий реализующих системно - деятельностный  подход. Для меня приоритетной является технология проблемно-исследовательского метода.

Дети - прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования.

Применение проблемно-исследовательского метода на уроках позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего мир.

Технология построения урока-исследования - это универсальное средство, обеспечивающее развитие исследовательской мотивации учащихся и формирование  универсальных учебных действий в учебном процессе.

Существует шесть основных этапов мето дики исследования, которые следуют друг за другом, и два дополнительных этапа — постановка новых вопросов и применение, которые могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать.

Но учителю не достаточно знать все этапы методики, ему необходимо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему. Отличительной чертой является целостность, т.е. связанность всех этапов и их подчинённость  одной функции (открытию или доказательству нового знания, идее урока).

Прежде чем сконструировать урок-исследование учителю нужно сформулировать  обобщение урока. Ясно осознать, что ученик должен узнать на уроке, т.е. какое-то правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы.

Рассмотрим пример из урока.

Тема: Наши праздники. Пасха. 4 класс.

Обобщение урока:

Праздники — это общее название особых памятных дней, принятых по отношению к той или иной дате. Пасха - религиозный праздник, который отмечается несколько дней подряд в России и других странах мира. Символизирует возрождение, поэтому остаётся на протяжении тысячи лет главным христианским праздником. Праздник имеет свою историю, символы, традиции, игры и развлечения. В ходе праздника люди отдыхают и веселятся.

После этого учителю нужно определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. На основании специальных критериев (значимости, доступности и т.д.) отбирается объём, характер, сложность и форма представления материала для самостоятельного изучения учениками. Так, например, на моём уроке учащимся были предложены несколько текстов, специально подготовленных по материалам энциклопедий. Предлагаю вам рассмотреть один из них на слайде.

Затем учителю нужно определить, какого типа исследование (индуктивное или дедуктивное) более целесообразно сконструировать в данном случае. На данном уроке в соответствии с задачами, представленными на слайде, оправданно было построение занятия в дедуктивной логике. Создание проблемной ситуации на уроке, обеспечило возникновение предположений, на основании которых были выдвинуты гипотезы, появилась необходимость поиска фактов для их обоснования.

И, наконец, нужно определить динамический стержень урока – сконструировать проблемную ситуацию для учеников. Спроектировать задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве которого выступает планируемое обобщение. Так на данном уроке, посвящённом изучению праздника Пасха, ученики приходят к обобщению: Пасха - религиозный праздник, который отмечается несколько дней подряд в России и других странах мира. Символизирует возрождение, поэтому остаётся на протяжении тысячи лет главным христианским праздником. Праздник имеет свою историю, символы, традиции, игры и развлечения. В ходе праздника люди отдыхают и веселятся.

Этот вывод-обобщение отвечает на проблемный вопрос:

Почему этот древний праздник до сих пор с нами, почему о нём помнят, его празднуют?

И в заключении учителю необходимо продумать состав рабочих групп, распределение материала для изучения по группам, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска и т.д.

Хочу предложить  вам рассмотреть структуру урока исследовательского  метода на конкретном примере.

Организационный момент.

1.Актуализация знаний. Мотивация. (5 мин)

Прослушивание музыкального отрывка.

Вопросы учителя.

Выход на тему урока.

Формулирование проблемного вопроса:  Почему этот древний праздник до сих пор с нами, почему о нём помнят, его празднуют?

Высказывание гипотез (предположений) учащимися: красят яйца, ходят в церковь, накрывают праздничный стол, веселятся…

Формулировка  цели: Познакомиться с праздником Пасха и проверить предположения.

2.Исследование в малых группах.         (10 мин)

Своё исследование дети проводили  в 4-х малых  группах:

Тема исследования 1 группы - история праздника, 2 группа исследовала главный символ праздника. Тема исследования 3 группы - празднование Пасхи,  4 группе предстояло провести социологический опрос по теме «Пасха».

На столах находились рабочие листы с текстами и заданиями для каждой группы. Рассмотрим один из них. Внимание на экран.

Детям сообщалась инструкция по организации работы:

На столах вы можете найти рабочие листы. Познакомьтесь с заданиями для каждой группы. Приступаем к работе. Звук колокольчика оповестит об окончании работы в группе.

Исследование (по возможности – самостоятельное, в случае затруднения – помощь учителя).

3. Обмен информацией.(9 мин)

Возвращение к проблемному вопросу

Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы.

Например, дети, работающие в 4 группе, проводили социологический опрос.

Цель опроса: выяснить, что знают присутствующие о празднике Пасха.

1.Все вместе прочитайте задание.

1) Прочитайте вслух вопросы анкеты по теме «Пасха».

2) Задайте вопросы 2-3 присутствующим в классе гостям, записывая ответы в анкете.

(На каждого гостя заводится своя анкета)

3) Опрос начинайте со слов: «Здравствуйте! Могу ли я задать вам несколько вопросов по теме “Пасха”?»

4) Соберите все опросные листы вместе. Посчитайте все ответы на вопрос №1. Постройте диаграмму (1 ответ равен 1 клетке). Нужное количество клеток закрасьте фломастером.

Так же обработайте все остальные ответы.

2. Представьте результаты анкетирования, используя заполненные диаграммы.

Организация выступлений групп.

4. Организация информации, обобщение.(2 мин)

Возвращение к проблемному вопросу

Озвучивание гипотез, которые были высказаны учащимися в начале урока.

Проверка каждой из гипотез.

Обобщение, вывод.

5. Рефлексия.(4 мин)

Итоги деятельности на уроке

Оценивание деятельности

В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-исследования, включающего как индивидуальную, так и групповую форму работы, дети учатся:

  1. ставить исследовательские вопросы;
  2. формулировать проблемы;
  3. выдвигать гипотезы;
  4. составлять план работы;
  5. вести наблюдения;
  6. планировать и проводить опыты для нахождения необ ходимой информации и проверки гипотез;
  7. выделять существенную информацию из разных источ ников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т. п.);
  8. организовывать (систематизировать) информацию;
  9. представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т. п.

Проблемно-исследовательский метод использую на уроках окружающего мира. Наиболее удачно были проведены исследования по темам: Разнообразие веществ. Вода.  Превращения и круговорот воды. Как разрушаются камни. Что такое почва.  Разнообразие животных. Органы чувств. Наше питание.

Таким образом, систематическое примене ние рассмотренного нами метода в учебном процессе обеспечивает развитие универсальных учебных действий и приобретение важных исследова тельских умений, позволяющих достичь планируемых  результатов, т.е. обеспечивает реализацию требований стандарта.