Здоровьесберегающие технологии
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
136_zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
(выступление на педагогическом совете учителя начальной школы Поляковой Натальи Анатольевны)
Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.
1-4-е классы – в течение урока ученик может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.
Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки. Например, «Часы» - «тик-так-вправо-влево голову». «Ветер» - движение туловищем вправо-влево-плавно, вместе с руками. «Пила» - имитация движения руки при пилении дерева. «Бокс» - имитация ударов правой и левой рукой. «Силач» - руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую.
Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.
Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:
«Буратино потянулся,
«Ветер дует нам в лицо, «Раз, два – выше голова, Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Закачалось деревцо, Три, четыре – руки шире, Руки в стороны развел,
Деревцо все выше, выше, Пять, шесть – всем присесть, Видно ключик не нашел.
А ребята – тише, тише» Семь, восемь – встать попросим, Чтобы ключик нам достать,
Девять, десять – тихо сесть» Нужно на носочки встать»
«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»
На уроках учителя начальной школы используют игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз), массаж активных точек на лице и пальчиках: «Водичка, водичка…», «Пальчики» и др. («Мои первые прописи», О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, 1 класс)
- Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать.
- Идет по парте человечек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!
- Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!
- Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.
- Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.
Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.
- Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.
Каждый хочет победить и награду получить.
- А теперь одну ладошку развернем наоборот
И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.
- Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки
Развернем наоборот и похлопаем немножко.
- Вот идет по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь.
Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.
- В парке есть глубокий пруд, караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать, нужно хвостиком махать.
- «Я сильней наверняка!» - молвит правая рука.
«Почему же? Вот и нет!» - спорит левая в ответ.
- Пара ножниц есть у нас, пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?
- Вася, Петя, Миша, Боря сели рядом на заборе.
Малыши сидят, мечтают, вместе ножками качают.
Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых.
Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.
Здоровьесбережение на уроках в школе
Не секрет, что уже в школу приходят дети с испорченным зрением, осанкой. Наша задача и можно сказать заповедь – «Не навреди!». Если мы не в силах исправить ситуацию, то, по крайней мере, нужно постараться ее не ухудшить – это в наших силах.
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.
Индивидуальное дозирование объема домашних заданий, учебной нагрузки и рациональной распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса:
- Учет периодов работоспособности детей:
- Период врабатываемости
- Период высокой продуктивности
- Период снижения продуктивности (утомление)
- Смена видов деятельности:
- Опрос
- Письмо
- Чтение
- Слушание
- Рассказ
- Рассмотрение наглядных пособий
- Ответы на вопросы
- Решение заданий, примеров
- Индивидуальные задания
- Наличие мотивации:
- Интерес к знаниям
- Стремление больше узнать
- Радость от активности
- Интерес к изучаемому материалу
- Каждую четверть менять местами учащихся (рядами) и др.
На каждом уроке необходимо проводить физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику, эмоциональную разгрузку, чередование позы с учетом видов деятельности. Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предметам. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий в школе.
Комментарии
Коллеги! Я буду очень рада