как спланировать 3 час физкультуры в 1 классе

Шапаренко Наталья Николаевна

3 час физической культуры, который был введен с нового  учебного года предполагает дополнительное тематическое планирование, которое отражало бы то, как надо сторотиь такие уроки. Предлагаю коллегам свое планирование, может кому пригодится в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdoroveika.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №2 Карасукского района Новосибирской области

Принята на заседании                                                                         Утверждена приказом

методического совета    школы                                                           директора школы

Протокол № ________________                                                          Приказ №_______

от_________________________                                                           от______________

Рабочая программа

«Здоровей-ка», 66часов

для 1 класса

( спортивно-оздоровительное направление)

                                                                                                 Составила:ШапаренкоНатальяНиколаевна

     учитель начальных классов.

                                                                                                 

                                                                 

 г.г Карасук 2011г.

Пояснительная записка

                                                       От здоровья, жизнерадостности детей зависит

                                                               их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

                                                              развитие, прочность знаний, вера в свои силы….

                                                                                                         В.А. Сухомлинский

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. Забота о здоровье ребёнка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

 Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, выделяется двигательная активность - это

естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Программа «Здоровей-ка» направлена на укрепление здоровья средствами  физкультурно-оздоровительной деятельности. Формирование общих представлений о физической культуре, значение её в жизни человека.  В ходе реализации программы предполагается её интеграция с такими учебными предметами, как физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, а также  программой по физическому воспитанию с игровой направленностью, географией.

Цель, задачи и принципы реализации содержания программы  .

Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей за период обучения в школе.

Задачи:

  1. сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  2. научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  3. добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения, приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

       

    Принципы программы:

  1. Актуальность

Необходимость сохранения здоровья и формирования потребности в здоровом образе жизни.

             - Доступность

Каждый желающий ученик может посещать занятия  в ходе реализации программы получить советы по ведению здорового образа жизни и получить квалифицированную медицинскую помощь медсестры по интересующим вопросам.

  1. Системность 

Занятия строятся от выявления негативных факторов, влияющих на здоровье детей, до оказания посильной помощи в преодолении вредных привычек или болезни.

  1. Практическая направленность 

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

  1. Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

  1. Предполагаемые результаты

   Предполагаемые занятия кружка должны помочь учащимся усвоить основные принципы здорового образа жизни.

Занятия кружка носят  научно-образовательный характер. 

Основные виды деятельности учащихся:

- самостоятельная деятельность

-игра.

Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.

Содержание программы

В программу включены не только мероприятия для организации и проведения спортивных и подвижных игр, но и информационно-практический материал  по истории происхождения и развития различных спортивных видов деятельности. В программу включены комплексные гимнастические упражнения,  комплекс упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки. Программа дает представление о самобытности соседствующих народных культур в играх. Вводятся понятия   структуры игры, правил игры, правил общения, правил безопасности.  В программу включены инсценировки, театрализованные представления, беседы о правилах общения и безопасного поведения во время игры.  Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  1. чтение стихов, сказок, рассказов;
  2. постановка драматических сценок, спектаклей;
  3. прослушивание песен и стихов;
  4. разучивание и исполнение песен;
  5. организация подвижных игр;
  6. выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
  7. осуществление точечного профилактического массажа.

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие по валеологии для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

  1. выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.
  2. выполнять упражнения в игровой ситуации;
  3. владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём.

Учащиеся должны знать:

  1. факторы, влияющие на здоровье человека;
  2. причины некоторых заболеваний;
  3. причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
  4. виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
  5. о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  6. основы правильного питания;
  7. основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

            Режим проведения занятий:

  1. 1-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу.

1 класс (66часов).

Русские народные игры

Содержание

Русские народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Русские народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Основу  составляют игры, сходные  по определённым признакам:

  1. по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
  2. по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
  3. по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
  4. по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
  5. по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);

Прогнозируемые результаты направлены:

  1. на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
    Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.
  2. введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).
  3. 1.Общие подвижные символические игры.
  4.     «Бабки»,  «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк»,  «Платок», «Пирожок».
  5. 2. Игры для формирования правильной осанки. 

Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

3. Игры со скакалками.

   «Найди жгут»,  «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».

4.Игры с бегом.

    «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка»,  «Городок- бегунок».

5. Игры с прыжками.

   «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и   кот», «Болото».

6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.

    «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч»,   «Колодка», «Зевака».

7. Игры лазанием и перелезанием.

    «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи  кованы».

8. Игры для развития внимания.

    «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».

9. Общеразвивающие игры.

   «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и  разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».

10. Игры с разными предметами.

    «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».

11. Игры с камешками, шариками и палками.

    «Двенадцать  палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».

12. Хороводные игры.

      «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли»,  «Жених ищет невесту»,  «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».

13. Игры в помещении.

    «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза»,  «Колечко», «Все в   кружок», «Слепой козёл».

14. Игры в фанты.

     «Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».

15. Игры- шутки.

      «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».

16. Сюжетные игры.

      «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в   огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

17. Загадки, шарады, каламбуры.

      «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».

18. Праздник «Мир русских народных игр».

     Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо»,  «Подвижки льда».

Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Общие подвижные символические игры.

5

2.

Игры для формирования правильной осанки.  

1

3.

Игры со скакалками

3

4.

Игры с бегом

3

5.

Игры с прыжками

3

6.

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча

5

7.

Игры лазанием и перелезанием

3

8.

Игры для развития внимания

3

9.

Общеразвивающие игры

5

10.

Игры с разными предметами

3

11.

Игры с камешками, шариками и палками

3

12.

Хороводные игры

3

13.

Игры в помещении

6

14.

Игры в фанты

3

15.

Игры- шутки

3

16.

Сюжетные игры

6

17.

Загадки, шарады, каламбуры

3

18.

Праздник «Мир народных игр»

5

Итого часов:

66

Требования к учащимся:

  1. знать историческое наследие русского народа и русских  народных игр;
  2. соблюдать традиции русских народных праздников;
  3. владеть культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
  4. формировать устойчивые знания и навыки выполнения игровых ситуаций.

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения дети

должны знать:

  1. историю возникновения русских народных игр;
  2. правила проведения игр, эстафет и праздников;
  3. основные факторы, влияющие на здоровье человека;
  4. основы правильного питания;
  5. правила поведения во время игры.

должны уметь:

  1. выполнять упражнения в  игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
  2. проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
  3. владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
  4. применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

Материально- техническое обеспечение программы:

  1. гимнастическая дорожка (8 матов);
  2. 25 теннисных мячей;
  3. 4 набора кубиков (по 9 штук в каждом);
  4. 15 гимнастических обручей;
  5. 15 гимнастических палок;
  6. 10 мячей – прыгунок;
  7. 6 мячей для минибаскетбола;
  8. 25 миниклюшек;
  9. 25 платочков;
  10. 15 скакалок;
  11. 30 камешков одного размера (галька);
  12. 2 декоративные удочки;
  13. 14 флажков;
  14. 2 набора «Городки»;

Литература:

  1. Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков.   Учебно-методическое пособие  /Владос, 2001.
  2. Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками  оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993.
  3. Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и  туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990.
  4. Журнал «Практика» (№ 4/2004 г.).5.
  5.  Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.6.
  6. Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.7.
  7. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва,  1997.

Егор

Данил

Данил

Данил

Данил

Даниил

Айгерим

Юлия

Настя

Настя

Дима

Юлия

Катя

Марк

Саша

Виталий

Илья

Антон

Ирина

Мария

Вика

Алина

Анна

Ирина

Валерия

Влад

Лиза

Настя

Дима


 

Комментарии

Наталья Николаевна,хорошая программа у вас.Традиции и возникновение русских народных игр и физическое развитие - это здорово!
Суханова Анна Ефтифеевна

Коллега, у Вас три часа физической культуры в первом классе? Если эта замечательная программа на 2 часа, министерская рассчитана тоже на 2 часа. Сколько всего часов в неделю? А может «Здоровей-ка» реализуется во внеурочное время? У нас в школе три часа физкультуры в расписании у первоклашек, и во внеурочной деятельности, во второй половине дня - спортивно – оздоровительное направление - «Русские народные игры», 1 час в неделю. Итого 4 часа на ребёнка, если конечно он (чаще всего с помощью родителей) выберет 4-й час.
Ганзелюк Маргарита Анатольевна

Можно так, а можно просто пропорционально распределить программу на 3 часа. У нас в школе 3 часа в учебной сетке + во 2 половине дня 1 час.