Дистанционное обучение по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью гласных"
Дистанционное обучение по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью гласных" . Рекомендуемые упражнения для выполнения в домашних условиях .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tverdye_myagkie_sogl_dokument_microsoft_word.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обозначение мягкости согласных с помощью гласных
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я
- Вставьте пропущенные буквы А или Я, подчеркните слова с твердыми согласными звуками, укажите цифрой над словом количество слогов.
Кв_др_т, х_л_т, пл_ск_, шл_п_, ц_пл_, м_рк_, п_р_д, м_л_р,
нер_х_, реб_т_, ш_пк_, порос_т_, звер_т_, девч_т_, кулеб_к_, с_л_т,
л_гушк_, тр_пк_, п_л_тк_, д_д_, _год_, л_мк_, б_н_, ч_щ_, зн_м_.
2. Вставьте недостающий слог РА или РЯ.
Бо___
Ню___
Ло___
Ю___
Ве___
бу___
Ки___
за___
фа___
ги___
но___
иг___
3.Заполните таблицу, 4. Вставь слог ДА или ДЯ
используя имена детей. Дя_____, На_____, Ли_____,
во____, мо_____, Воло____
_ | А | _ | Я |
_ | А | _ | Я |
_ | А | _ | Я |
_ | А | _ | Я |
_ | А | _ | Я |
_ | А | _ | Я |
5. Вставь недостающие слоги ЛА или ЛЯ
То___, Ко___, Ми___, Га___, пу___, иг___, саб___, зем___, туф___, во___, пи___, кап___, ваф___, ска___, Гу___, касу___, де___, си___
6. Выполните задание по образцу, подчеркните все мягкие согласные:
У кошки - котята, у лисы ____________________, у белки - ___________________, у ежихи - __________________, у волчицы - _________________, у зайчихи - _________________, у козы - ____________________, у собаки - __________________, у овцы - ____________________, у лошади - _________________, у свиньи - __________________, у медведицы_________________
7. Вставьте нужные по смыслу слова в предложения
Скульптор_________глину. мал
Дима еще очень___________. мял
Сын__________, как мама ________________ . гладит, глядит
Цветок у Вали_______________ . завал
На дороге после урагана сильный ______________. завял
Приятный запах у ______________. маты
В спортивном зале тяжелые _________. Мяты
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё
1. Вставьте пропущенные буквы О или Ё, подчеркните слова с твердыми согласными звуками, укажите цифрой над словом количество слогов:
М_л_т_к, пил_т, г_р_х, к_ст_р, пр_с_, с_в_н_к, н_с_к, к_зл_н_к, г_л_с_к,
б_кс_р, п_с_л_к, т_п_р, _с_л, г_р_д_к, т_п_л_к, переп_л_чка, _п_н_к.
2. Вставьте недостающие ЛО или ЛЁ:
___мы, ___то, _____тчик, ___вля, ___дка, ___жка, к___в, по___т, с___т
3. Заполните таблицу:
Маленький лес | Л | _ | с | о | _ | _ | к |
Строительный материал | П | с | о | к | |||
Часть чего-либо (пирога) | К | с | о | к | |||
Одежда | Н | с | о | к | |||
Часть лица | В | с | о | к | |||
Радостный | В | с | ё | й | |||
Сельское поселение | П | с | ё | к | |||
Узкая ленточка | Т | с | ё | а | |||
Маленькая сосна | С | с | ё | а |
4.Вставьте пропущенные буквы О или Ё:
С_р_ка жив_т в зел_н_м лесу. В п_ле выс_кий ур_жай св_клы. Б_кс_р
выступает в л_гком весе. П_л_т сам_л_та пр_х_дит н_рмальн_. Л_дка
плыв_т по м_рю, Сер_жа греб_т в_слами. Н_чью х_р_ш_ см_треть на зв_зды. Бокс_р пл_х_ пров_л б_й.
5. Закончи предложение:
У коровы один_____________________.
У курицы один______________________.
У лошади один______________________.
У свиньи один_______________________.
У овцы один_________________________.
6. Вставьте нужные слова в предложения:
Мяч закатился в самый ________________________________. уголёк
В печке тлеет последний_______________________________. уголок
Мы услышали _____________медведя. ров
Перед замком принцессы был выкопан глубокий__________. рёв
Петя _______ портфель. нос
В сильный мороз береги__________. нёс
С гор стремится мощный_____________. потёк
На кухне____________кран. поток
Запомни в слове первый_______________. слёг
Коля ________от гриппа. Слог
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю
1. Вставьте пропущенные буквы У или Ю, подчеркните слова с твердыми согласными звуками, укажите цифрой над словом количество слогов:
Кл_мба, р_башка, л_бл_, р_бл_, ст_ч_, кл_ква, с_да, стар_шка, вс_д_, ут_г,
хр_кн_л, м_сли, пос_да, молч_н, л_ди, _рист, к_вшин, пил_ля, ж_ри, л_тик.
2. Закончите слово, добавив окончание УЮ или ЮЮ. Помните о правиле:
ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У:
Бел___, син___, смел___, весел___, тих___, летн___, мил___, весенн___,
лесн___, красив___, осенн___, певч___, верхн___, сильн___, зимн___,
цел___, пуст___, звездн___, зелен___, сахарн___, поющ__, ждущ__.
3. Заполните таблицу:
Вьющееся растение | _ | Л | Ю | _ |
Ворсистая ткань | Л | Ю | ||
Рот у птицы | Л | Ю | ||
Математический знак | Л | Ю | ||
То, чем открывают замок | Л | Ю | ||
Культурное учреждение | Л | У | ||
Инструмент для вспашки земли | Л | У | ||
Обманщик | Л | У | ||
Способность воспринимать звуки | Л | У |
4. Решите кроссворд:
Ю | Ветер бывает северный, а бывает… | ||||
У | Добывают шахтеры | ||||
Ю | Цветок | ||||
У | Дарят женщинам на 8 марта | ||||
Ю | Одежда | ||||
У | Музыкальный инструмент | ||||
Ю | Праздничный феерверк | ||||
У | Проказник | ||||
Ю | Я очень …. мороженое. | ||||
У | Кошка ловит …. |
5. Вставьте пропущенные буквы У или Ю:
У б_льдога сильные чел_сти. Вербл_д л_бит жевать вербл_жь_ кол_чку. Т_ристы п_тешеств__т с р_кзаками. Х_дожник к_пил т_бик с краской. Стар_шка л_бит печь пл_шки и варить каш_ из манной кр_пы.
Л_да и Мар_ся игра_т в к_клы. _ра и _ля собира_т кл_кву. На кл_мбе
раст_т л_тики и т_льпаны. В зимн__ ст_жу мы у_тно располагаемся возле камина. Весенн__ песн_ игра_т скворцы. Дед_шка и вн_к идут нарыбалк_. У них в р_ках _дочки. Баб_шка подарила вн_чке _л_. Ночь_ волки во_т нал_н_. В пр_д_ купа_тся _тки. _тром Л_ба г_ляла в сад_.
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И
1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И, подчеркните слова с твердыми согласными звуками, укажите цифрой над словом количество слогов:
Т_кв_, д_р_, кр_с_, ш_н_, ц_фр_, л_ж_, пл_т_, л_с_, гр_в_, бр_тв_,
м_н_, сл_в_, сп_н_, кр_ш_, гр_ж_, бул_жн_к_, этаж_, ш_п_, м_ш_.
2. Преобразуйте слова с буквой Ы в слова с буквами И по образцу:
Сады – садики банты – __________________
винты – ________________ носы – ___________________
кусты – _________________ плоты – ___________________
усы – ___________________ зонты – ___________________
цветы – _________________ возы – ____________________
3. Заполните таблицу:
И | _ | И | _ | _ | _ | Конфета |
Л | И | И | Животное | |||
Л | Ы | Спортсмен | ||||
К | Ы | То, чем закрывают банки | ||||
О | И | И | Мелкие частицы древесины | |||
М | И | Автомобиль | ||||
К | Ы | Емкость для стирки белья (устаревшее) | ||||
К | И | Маленький ковер | ||||
Ж | Ы | Цвет |
4. Исправьте ошибки в словосочетаниях, вспомните правило – ЖИ-ШИ пиши с буквой И:
Белие снежынкы, дружние малиши, душыстые ландишы, легкые пушынкы,
острие клыкы, весёлие каныкули, шустрие мишы, съедобние грыби, гыбкие камишы, лысьы следи, слывовий пырог, бистрая машына, хыщные зверы.
5. Измените слова, данные в скобках, используя окончания Ы, И, запишите:
У (лиса и белка)___________________________пушистый хвост.
У (сосна и елка)_______________________________зеленые иголки.
У (берёза и ольха) __________________________________сержки.
У (коза и овца) ____________________________________густая шерсть.
У (сестра и бабушка)________________________________новые руковицы.
6. Прочитайте и запишите текст, вставляя буквы Ы, И:
Эти в-шн-, эти сл-в- сам- м- сажал-,
Эти куст-к- мал-ны сам- пол-вал-.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Е. Е - Э
1. Распределите слова на две группы:
Антенна, ателье, дельта, депо, интернет, интервью, кафе, купе, модель, сессия, тема, шоссе, музей, пионер, сервиз, консервы, фанера, крем, резерв, лидер.
С мягким произнесением согласного звука перед Е:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С твердым произнесением согласного звука перед Е:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные буквы Е или Э:
М_тро, _таж, _ль, _лектричество, п_ро, _тап, с_ло, а_роплан, _ра, св_т, л_то, т_сто, м_р, _вакуация, _хо, _лита, м_сяц, к_пка, _кватор, б_лка, ст_на, _кран, д_ло, р_па, _талон, _стетика, п_чка, _стония, п_рвый, _кипаж.
3. Реши кроссворд:
Э | Команда корабля | |||||
Е | Детский тележурнал | |||||
Е | Пуховый матрас | |||||
Е | То, из чего сделан стакан | |||||
Е | Её искал Иван-Царевич | |||||
Е | Он есть в каждой песне | |||||
Е | Нитки для вышивания |
4. Соедините стрелками слова, чтобы получились словосочетания:
Веселые цветы
Прекрасные ребята
Серебристые берег
Колючие ежи
Песчаный ерши
Цветное кофе
Крепкий стекло
5. Вставьте пропущенные Е или Э
М_дв_дь зал_з на д_р_во. П_р_пёлка п_ла п_сню. Д_ти сл_пили сн_говика. По_зд про_хал п_р__зд. Лифт при_хал с ч_твертого _тажа.
Издал_ка прил_т_ло тихо_ _хо. Мы п_р_в_зли м_б_ль на дачу.
Б_лый л_бедь плава_т в оз_ре. П_р_лётны_ птицы в_рнулись в_сной на с_в_р. _кономить нужно в м_ру. Мы п_р_с_кли _кватор. П_т_рбург – это
с_в_рная В_н_ция.