Дистанционное обучение по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью гласных"

Григорьева Надежда Анатольевна

Дистанционное обучение по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью гласных" . Рекомендуемые упражнения для выполнения в домашних условиях .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tverdye_myagkie_sogl_dokument_microsoft_word.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Обозначение мягкости согласных с помощью гласных

                   Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я

  1. Вставьте пропущенные буквы А или Я,  подчеркните слова с твердыми согласными звуками,  укажите цифрой над словом количество слогов.

   Кв_др_т,   х_л_т,   пл_ск_,   шл_п_,   ц_пл_,   м_рк_,   п_р_д,   м_л_р,  

нер_х_,   реб_т_,   ш_пк_,   порос_т_,   звер_т_,    девч_т_,   кулеб_к_,    с_л_т,

 л_гушк_,  тр_пк_,   п_л_тк_,   д_д_,   _год_,    л_мк_,   б_н_,   ч_щ_,    зн_м_.

2.  Вставьте недостающий слог РА или РЯ.

Бо___    

Ню___

Ло___

Ю___

Ве___

бу___

Ки___

за___

фа___

ги___

но___

иг___

3.Заполните таблицу,                          4. Вставь слог ДА или ДЯ

используя имена детей.                      Дя_____,   На_____,   Ли_____,

                                                             во____,   мо_____,   Воло____

_

А

_

Я

_

А

_

Я

 _

А

_

Я

_

А

_

Я

_

А

_

Я

_

А

_

Я

5.  Вставь недостающие слоги ЛА или ЛЯ

То___,  Ко___,  Ми___,  Га___,  пу___,  иг___,  саб___,  зем___, туф___,  во___,  пи___,  кап___,  ваф___,  ска___,  Гу___,  касу___,  де___,  си___

6.  Выполните задание по образцу, подчеркните все мягкие согласные:

У кошки - котята,                                                у лисы ____________________, у белки - ___________________,                       у ежихи - __________________, у волчицы - _________________,                      у зайчихи - _________________,  у козы - ____________________,                      у собаки - __________________, у овцы - ____________________,                     у лошади - _________________,  у свиньи - __________________,                     у медведицы_________________

7. Вставьте нужные по смыслу слова в предложения

Скульптор_________глину.                                            мал

Дима еще очень___________.                                         мял

Сын__________, как мама ________________ .             гладит, глядит

Цветок у Вали_______________ .                                    завал

На дороге после урагана сильный ______________.     завял

Приятный запах у ______________.                                маты

В спортивном зале тяжелые _________.                         Мяты

             Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё

1. Вставьте пропущенные буквы О или Ё,  подчеркните слова с твердыми согласными звуками,  укажите цифрой над словом количество слогов:

М_л_т_к,  пил_т,  г_р_х,  к_ст_р,  пр_с_,  с_в_н_к,  н_с_к,  к_зл_н_к, г_л_с_к,

б_кс_р,  п_с_л_к,  т_п_р,  _с_л,  г_р_д_к,  т_п_л_к, переп_л_чка, _п_н_к.

2. Вставьте недостающие ЛО или ЛЁ:

___мы,  ___то,   _____тчик,  ___вля,  ___дка,   ___жка,  к___в,   по___т,  с___т

3. Заполните таблицу:

Маленький лес

Л

_

с

о

_

_

к

Строительный материал

П

с

о

к

Часть чего-либо (пирога)

К

с

о

к

Одежда

Н

с

о

к

Часть лица

В

с

о

к

Радостный

В

с

ё

й

Сельское поселение

П

с

ё

к

Узкая ленточка

Т

с

ё

а

Маленькая сосна

С

с

ё

а

4.Вставьте пропущенные буквы О или Ё:

   С_р_ка   жив_т  в  зел_н_м  лесу.  В п_ле  выс_кий  ур_жай  св_клы.  Б_кс_р

выступает в  л_гком  весе.  П_л_т  сам_л_та  пр_х_дит  н_рмальн_.  Л_дка

плыв_т  по м_рю, Сер_жа  греб_т  в_слами.  Н_чью  х_р_ш_  см_треть на зв_зды.   Бокс_р   пл_х_   пров_л  б_й.

5. Закончи предложение:

У коровы  один_____________________.

У курицы один______________________.

У лошади один______________________.

У свиньи один_______________________.

У овцы один_________________________.

6. Вставьте нужные слова в предложения:

Мяч закатился в самый ________________________________. уголёк

В печке тлеет последний_______________________________. уголок  

Мы услышали _____________медведя.                                        ров                                          

Перед замком принцессы был выкопан глубокий__________.  рёв

Петя _______ портфель.                                                                нос  

В сильный мороз береги__________.                                          нёс  

С гор стремится мощный_____________.                                   потёк

На кухне____________кран.                                                         поток

Запомни в слове первый_______________.                                 слёг  

Коля ________от гриппа.                                                               Слог

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю

1.  Вставьте пропущенные буквы У или Ю,  подчеркните слова с твердыми согласными звуками,  укажите цифрой над словом количество слогов:

   Кл_мба, р_башка, л_бл_, р_бл_, ст_ч_, кл_ква, с_да, стар_шка, вс_д_, ут_г,

хр_кн_л, м_сли, пос_да, молч_н, л_ди, _рист, к_вшин, пил_ля, ж_ри, л_тик.

2.  Закончите слово, добавив окончание УЮ или ЮЮ. Помните о правиле:

ЧУ-ЩУ – пиши с буквой У:

   Бел___,  син___,  смел___,  весел___,  тих___, летн___, мил___, весенн___,

лесн___,  красив___,  осенн___,  певч___,  верхн___,  сильн___,  зимн___,

цел___,   пуст___,  звездн___,  зелен___,  сахарн___,  поющ__,  ждущ__.

3. Заполните таблицу:

Вьющееся растение

_

Л

Ю

_

Ворсистая ткань

Л

Ю

Рот у птицы

Л

Ю

Математический знак

Л

Ю

То, чем открывают замок

Л

Ю

Культурное учреждение

Л

У

Инструмент для вспашки земли

Л

У

Обманщик

Л

У

Способность воспринимать звуки

Л

У

4. Решите кроссворд:

Ю

Ветер бывает северный, а бывает…

У

Добывают шахтеры

Ю

Цветок

У

Дарят женщинам на 8 марта

Ю

Одежда

У

Музыкальный инструмент

Ю

Праздничный феерверк

У

Проказник

Ю

Я очень …. мороженое.

У

Кошка ловит ….

5. Вставьте пропущенные буквы У или Ю:

      У  б_льдога  сильные  чел_сти.  Вербл_д  л_бит  жевать вербл_жь_ кол_чку. Т_ристы  п_тешеств__т с р_кзаками.  Х_дожник  к_пил  т_бик  с краской. Стар_шка  л_бит  печь  пл_шки  и  варить  каш_ из манной кр_пы.

Л_да  и  Мар_ся  игра_т  в к_клы.  _ра  и  _ля  собира_т  кл_кву.  На кл_мбе

раст_т  л_тики  и т_льпаны.  В зимн__  ст_жу  мы  у_тно располагаемся возле камина. Весенн__  песн_  игра_т  скворцы. Дед_шка и вн_к  идут нарыбалк_. У них  в р_ках  _дочки.  Баб_шка подарила вн_чке  _л_. Ночь_  волки во_т нал_н_. В пр_д_  купа_тся  _тки. _тром  Л_ба г_ляла в сад_.

         Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И

1.  Вставьте пропущенные буквы Ы или И,  подчеркните слова с твердыми согласными звуками,  укажите цифрой над словом количество слогов:

   Т_кв_,  д_р_,  кр_с_,  ш_н_,  ц_фр_,  л_ж_,  пл_т_,  л_с_,  гр_в_, бр_тв_,

м_н_,  сл_в_,  сп_н_,  кр_ш_,  гр_ж_,  бул_жн_к_,  этаж_,  ш_п_,  м_ш_.

2. Преобразуйте слова с буквой Ы в слова с буквами И по образцу:

Сады – садики                                  банты – __________________

винты – ________________            носы –  ___________________

кусты – _________________          плоты – ___________________

усы – ___________________          зонты – ___________________

цветы – _________________          возы – ____________________

3. Заполните таблицу:

И

_

И

_

_

_

Конфета

Л

И

И

Животное

Л

Ы

Спортсмен

К

Ы

То, чем закрывают банки

О

И

И

Мелкие частицы древесины

М

И

Автомобиль

К

Ы

Емкость для стирки белья (устаревшее)

К

И

Маленький ковер

Ж

Ы

Цвет

4. Исправьте ошибки в словосочетаниях, вспомните правило – ЖИ-ШИ пиши с буквой И:

 Белие снежынкы,  дружние малиши,  душыстые ландишы,  легкые пушынкы,

острие клыкы, весёлие каныкули, шустрие мишы, съедобние грыби, гыбкие камишы, лысьы следи, слывовий пырог,  бистрая машына, хыщные зверы.

5. Измените слова, данные в скобках, используя окончания Ы, И, запишите:

У (лиса и белка)___________________________пушистый хвост.

 У (сосна и елка)_______________________________зеленые иголки.

У (берёза и ольха) __________________________________сержки.

У (коза и овца) ____________________________________густая шерсть.

У (сестра и бабушка)________________________________новые руковицы.

6. Прочитайте и запишите текст, вставляя буквы Ы, И:

Эти  в-шн-, эти  сл-в-  сам-  м-  сажал-,

Эти куст-к-  мал-ны  сам-  пол-вал-.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

          Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Е. Е - Э  

1.  Распределите слова на две группы:

    Антенна, ателье, дельта, депо, интернет, интервью, кафе, купе, модель, сессия, тема, шоссе, музей, пионер, сервиз, консервы, фанера, крем, резерв, лидер.

С мягким произнесением согласного звука перед Е:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С твердым произнесением согласного звука перед Е:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные буквы Е или Э:

М_тро, _таж, _ль, _лектричество, п_ро,  _тап, с_ло, а_роплан, _ра, св_т, л_то, т_сто, м_р, _вакуация, _хо, _лита, м_сяц, к_пка, _кватор, б_лка, ст_на, _кран, д_ло, р_па, _талон, _стетика, п_чка, _стония, п_рвый, _кипаж.

3. Реши кроссворд:

Э

Команда корабля

Е

Детский тележурнал

Е

Пуховый матрас

Е

То, из чего сделан стакан

Е

Её искал Иван-Царевич

Е

Он есть в каждой песне

Е

Нитки для вышивания

4. Соедините стрелками слова, чтобы получились словосочетания:

Веселые                         цветы

Прекрасные                   ребята

Серебристые                 берег

Колючие                        ежи

Песчаный                      ерши

Цветное                         кофе

Крепкий                        стекло

5. Вставьте пропущенные Е или Э

М_дв_дь   зал_з  на  д_р_во. П_р_пёлка  п_ла  п_сню.  Д_ти  сл_пили сн_говика. По_зд  про_хал  п_р__зд. Лифт при_хал с ч_твертого _тажа.

Издал_ка  прил_т_ло  тихо_   _хо.  Мы  п_р_в_зли   м_б_ль на  дачу.

Б_лый л_бедь плава_т в оз_ре. П_р_лётны_ птицы в_рнулись в_сной на с_в_р.  _кономить нужно в м_ру.  Мы п_р_с_кли _кватор.  П_т_рбург – это

с_в_рная В_н_ция.