Система оценивания деятельности первоклассников

Агрикова Светлана Валентиновна

Потребность в успехе учебно-познавательной деятельности –              

           вполне законное явление (после потребности в развитии,

которое мыслится как преодоление препятствий и трудностей)

Успех – это достижение общезначимой и личностно

намеченной цели в результате напряжённого труда.

                                                                          Ш.А. Амонашвили

 

Актуальность  проблемы

Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В последнее время достаточно много говорится о безотметочном обучении (безотметочной системе оценивания). Однако в основном акцент делается на отрицательных эффектах отметки: искажении отношений ученика со взрослым, повышении тревожности и невротизации детей; искажении учебной мотивации. В связи с этим одну из целей реформы (а не модернизации) в системе школьного оценивания видят в том, чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это, по мнению отечественных психологов, позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно отслеживать знания и навыки. В этом направлении безотметочного обучения уже есть определенный опыт, наработки школ (к сожалению, иногда носящие формальный характер, когда пятибалльная шкала заменяется другими формами оценки учащихся: значками, процентами, рисунками и т.п., не затрагивая при этом всех остальных составляющих образовательного процесса).

Однако, на мой взгляд, помимо вышеуказанной цели (безусловно важной для школы) безотметочную систему оценивания необходимо сориентировать на решение еще одной стратегической задачи модернизации всей российской школы – формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Таким образом, проблему безотметочного оценивания необходимо рассматривать исключительно в контексте другой – более серьезной, более масштабной проблемы начальной школы – проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).

Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Школа отвечает за одну, но чрезвычайную существенную грань воспитания детской самостоятельности: средствами обучения мы должны вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Следовательно, проблему учебной самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте одной ступени образования. Это проблема всей школы. От того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит выполнение задачи в целом на последующих этапах образования.

Объект исследования: контрольно-оценочная деятельность в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: оценочная самостоятельность и её развитие в младшем школьном возрасте.

Цель исследования: изучить возможности развития оценочной самостоятельности у младших школьников.

Задачи исследования:

Исследование теоретических аспектов контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

Анализ современных исследований о развитии оценочной самостоятельности у младших школьников.

Экспериментальное изучение возможностей развития оценочной самостоятельности у младших школьников.

Гипотеза исследования: контрольно-оценочная самостоятельность у младших школьников будет сформирована, если учащиеся будут поэтапно овладевать следующими умениями, а именно:

самооценка ученика предшествует учительской оценке;

самооценка ученика дифференцируется.

 

Теоретические аспекты проблемы развития оценочной самостоятельности младших школьников

 

Контрольно-оценочная деятельность на этапе начальной школы

Проблема оценивания знаний и стремления учащегося к знаниям, в особенности учащегося начального звена, всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда радикальные перемены охватили все общество.

Продуктивное формирование оценочной деятельности, развитие оценочных умений в современной школе невозможно без глубокого и всестороннего анализа степени разработанности данного вопроса в педагогической теории, уяснения сути и сущности используемых понятийных конструктов: «учебная деятельность», «оценка», «отметка», «умения», «оценочные умения первоклассников».

Согласно толковым словарям русского языка, слова «оценка» и «отметка» не являются синонимами. Оценка - это мнение о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо; отметка - это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика. Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает прежде всего свое личное мнение о конкретной работе конкретного ребенка. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний, умений и навыков ученика. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний. Понятия «оценка» и «отметка» не как идентичные и разделяю точку зрения Ю.К. Бабанского, считающего что «количественным выражением оценки является отметка». До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической (Ф.В. Костылев, Ш. Таубаева, Н.Д. Хмель) и методической (А.Б. Воронцов, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская) литературе, равно как и в различных нормативных документах допускается синонимичное понимание этих терминов. Поэтому часто используют слово отметка в сочетании с характеристиками процесса и результата оценивания (о «выставлении оценок», о «системе оценок», о «нормах оценок» и т.п.).

Согласно энциклопедическому словарю, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.

Благополучное развитие конкретной детской самооценки (ее адекватности, устойчивости - независимости от внешних обстоятельств, дифференцированности) возможно только в ситуации сложившейся положительной общей самооценки, то есть безусловного общего принятия ребенка окружающими. Особенно важно это для первоклассников, тем более для тех, кто такой самооценки в семье не имеет и потому в большей степени, нежели другие дети, нуждается в поддержке и принятии его учителем. В начале школьной жизни 6 – 7 летний ребенок находится в полной или частичной зависимости от оценки окружающих взрослых людей (А.В. Захарова, Л.М. Фридман, Н.Ф. Виноградова). Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем, который дает оценку ребенку с позиций эталона, при этом старается научить каждого элементарному оцениванию. Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения (Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.).

Выделяют следующие этапы и фазы становления действий контроля и оценки.

а) В рамках начального этапа образования:

1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);

2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);

3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).

б) В ходе учебного года:

1 фаза – совместной (учащимися и учителем) постановки и планирования задач года (сентябрь);

2 фаза – коллективного решения предметных задач года (октябрь – первая половина апреля);

3 фаза – рефлексивная (вторая половина апреля – май).

На разных этапах начального образования и в разных фазах учебного года последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя.

Рассмотрим этапы, содержание и результаты контрольно-оценочной деятельности младших школьников в ходе всего начального этапа образования.

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом(не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.

В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:

а) Ретроспективная оценка при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки. Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения: выполнение самой работы, выработка критериев, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке.

Необходимо специально отметить, что в первом классе для самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы);

б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия (см. работы Г.А. Цукерман). Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе особым образом. Для этого в первом классе вводится специальное место в пространстве класса: «Место сомнений (тренировки)»; в противовес этому может быть «Место на оценку». Могут вводиться специальные знаки, использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Таким образом, в ходе первого года обучения вводится еще один важный принцип оценивания – взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребенком, действует правило «добавлять, а не вычитать». Ребенку дается право самому выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию, по нашему опыту, побуждает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически, в первую очередь, оцениваются индивидуальные достижения учащихся, различные у всех.

Итак, к концу обучения в 1-м классе учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях 95% учащихся могут:

– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;

– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;

– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;

– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом).

Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке. Это главный дидактический принцип первого этапа начального образования. На последующих этапах начальной школы эта работа будет продолжаться и совершенствоваться, включаться в состав других действий.

Практические  аспекты проблемы развития оценочной самостоятельности младших школьников

         Начиная работать в 1 классе я всегда задаю себе ряд вопросов: «Как заинтересовать или Как увлечь семилеток? Как научить их учиться?» На помощь приходят знания педагогики и психологии младших школьников. Приемы «яркого пятна», диалога «Что будем делать?»,  исследования или выдвижения гипотез «Почему вопрос один, а ответов много?» хорошо работают, когда используются в системе.

На Iэтапе (в сентябре м-це) мы договариваемся о наших правилах и создаем уклад нашей школьной жизни. Результат – «Радуга» – направления, в которых ученики сами себя оценивают -  учеба, поведение, порядок, активность, режим дня, прилежание, целеустремленность. Через мониторинг выявляем общие интересы, направленности, готовность к сотрудничеству и направления игровой деятельности, вырабатываем критерии успешности любой деятельности  (3 гномика: веселый, серьезный, сердитый) Каждый изготавливает свою «Ракету» , которую запускают на весь учебный год , стремясь к звездам.

На месяц каждый ребенок получает свой личный «Календарик», который разбит на рабочие недели. Дети пишут цели на определенный период: 1 – учебные; 2 – внеучебные; 3 - личностные. В течение недели ребята «зарабатывают успехи» - кленовые листочки (осенью),  снежинки (зимой), цветочки (весной) и наклеивают на текущую неделю в своем «Календарике» . В конце каждой недели подводятся итоги : дети анализируют свою деятельность по всем направлениям – что получилось, не получилось;  достигли ли цели, если нет – почему, какая причина неуспеха, над чем еще надо поработать и т.д. Свои результаты они выражают в цветовой гамме (закрашивают «звездочку» - символ успеха) и  ставят метку довольности/недовольности собой, своей деятельностью на «линеечке смайликов». По количеству набранных «листочков», «снежинок» или «цветочков» выявляются «Лучшие за неделю» - и отмечаются на классном стенде (вывешивается портрет лучших учеников). И соответственно за свои достижения ребята получают «Звездочки» на свои ракеты (чем больше звездочек – тем ближе к Звездам). Таким образом ребята учатся не только ставить перед собой цели, добиваться результата, но и еще оценивать свою деятельность и сравнивать с эталоном.

 Один из принципов безотметочной системы оценивания является принцип «ситуации успеха». На оценку выносится учащимся только то, что он считает для себя готовым для публичной оценки. Подобные «уроки» (например, на литературе «праздник читательских удовольствий», в курсе «Окружающий мир» мини-конференции по результатам проведенных экспериментов и исследований, в курсе математики или русского языка – предъявление результатов коррекционной работы по итогам проверочной работы и т.п.). должны проводиться регулярно ( например, один раз в месяц) по итогам самостоятельной работы учащихся.

Другой формой накопительной системы оценки может являться подготовка «портфеля» ученика и его презентация. « Учебное портфолио» представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. Она позволяет ребенку осмыслить свои знания, поступки, возможности. Кроме того, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела всех к успешному результату. Такая форма рефлексивной работы помогает школьникам научится анализировать собственную работу; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. В такой работе повышается ответственность за свой труд. Подобная технология в целом позволяет представить целостную картину объективного продвижения ученика в той или иной предметной области.

В первомклассе учитель сам  распределяет материал по файлам, привлекая к этой работе и родителей. Здесь преследуются следующие цели:

- помощь в отборе и оформлении,

- особое внимание к особенностям их детей, - поддержка и коррекция умений

Очень часто бывает, что даже в таком возрасте родители не всё знают о своих детях: о чём они думают? что переживают? Рассматривая на собраниях «Портфолио» своих детей, родители в какой-то степени  лучше узнают своего ребёнка, пересматривают свои взгляды  и своё отношение на некоторые вещи.

 

 

 

1класс

 

 

Заводится (оформляется) папка достижений.

Материал распределяет учитель и родители совместно с учащимися.

Оценивать свои работы и работы одноклассников.

 

 

 

2 класс

 

 

Составление и предъявление учащимися «Портфолио»

 

Совместно в учебной деятельности (учитель и учащиеся).

 

Производить отбор лучших работ и распределять их по файлам.

 

 

 

3 класс

 

 

 

Выработка способов презентации «Портфолио»

 

 

 

В группах, самостоятельно с рекомендациями

учителя.

 

 

Определять номинации для участия в конкурсе.

Вырабатывать критерии.

Подбирать оценочную шкалу

 

4  класс

 

 

Предъявление достижений для публичной оценки.

 

 

 

Процесс контролируют сами учащиеся (консультация у одноклассников)

 

 

 

Анализировать, обобщать материал.

Рефлексировать со своими целями.

Ставить задачи на будущее.

Презентовать в различных формах.