Кружок для младших школьников "Я познаю мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ya_poznayu_mir.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Я познаю мир»
«Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе.
Сгорать от стыда за нищету, хоть она существует как будто не по своей
вине. Радоваться за товарища, который достиг успеха. Знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».
Антуан де Сент-Экзюпери
Вышеприведенные слова раскрывают активную позицию человека-гражданина своего Отечества, болеющего душою за ближнего, за город, за страну. Этих позиций в своей жизни придерживаюсь я сама и стремлюсь воспитать своих учеников нравственно чистыми и духовно богатыми личностями, стремящимися к саморазвитию и самосовершенству. Начальная школа является чрезвычайно важным этапом возрастного развития и становления личности детей. Она призвана помочь ребенку, его родителям, учителям определиться в выборе индивидуального образовательного маршрута. Поэтому моя работа по обучению и воспитанию младших школьников основана на развитии индивидуальных познавательных способностей.
Приоритетные направления деятельности: создание условий для раскрытия личности ученика; развитие индивидуальных познавательных способностей; формирование здорового образа жизни, общей культуры для успешной социализации в обществе; воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважение к правам и свободам человека; любви к окружающей природе, Родине, семье.
Реализация индивидуального подхода в обучении позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о характере каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения; получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным школьникам, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей ребенка. Поэтому я стараюсь выявить ту индивидуальность, которая заложена в ребенке, развить ее во внеклассной работе. Вовлекаю детей в разные виды деятельности, чтобы они могли проявить свои творческие способности. Каждый ученик моего класса посещает кружок по интересам. Дети участвуют в конкурсах и побеждают, что вселяет им уверенность в свои силы, возможности. Большинство из них являются победителями и призерами Всероссийских, областных, районных конкурсов (см. прил.2). Два ученика в числе одаренных детей Брянщины являются получателями именных стипендий областной администрации и областной Думы: в 2008 году – Зайцев Иван, в 2010 году – Гавриленко Александр. Из аналитической справки по теме «Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников через проектную, исследовательскую деятельность как один из путей реализации личности в процессе обучения и воспитания»: «…Организовывая различные виды деятельности, в которых каждый ребенок может быть успешным, Эглитис Людмила Павловна старается выявить ту индивидуальность, которая присуща каждому, а потом находит способы реализации способностей детей. Совместная проектно-исследовательская деятельность ее учащихся, их родителей является успешным средством преодоления разобщенности семьи и школы, развивает у детей активную жизненную позицию». Для решения проблемы реализации способностей детей в проектно – исследовательской деятельности мною разработана КЦП «Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников».
Цель программы: создать условия для развития индивидуальных способностей младших школьников.
Задачи программы:
- создать систему диагностики, направленную на выявление индивидуальных особенностей учащихся;
- организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
- создать оптимальные условия для развития способностей детей во внеурочное время.
В рамках программы разработан кружок « Я познаю мир», который рассчитан на ребят 7-10 лет, срок реализации 3 года. Его организация основана на модульной технологии, которая обеспечивает индивидуализацию учебно – воспитательного процесса: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Модульная технология позволяет:
- достичь гарантированных результатов работы участников кружка «Я познаю мир»;
- решить проблему дифференциации и индивидуализации обучающихся;
- постепенно увеличить самостоятельность, творческую и познавательную активность детей;
- использовать различные средства учебно-воспитательной работы (формы и методы) с учащимися в кружке «Я познаю мир» и методики контроля, анализа результатов своей деятельности.
Содержание кружка «Я познаю мир» представляет собой систему 3 учебных модулей, так как модульное обучение предполагает структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы детей с полными, логически завершенными модулями. Работа с модулями направлена на развитие индивидуальных способностей младших школьников и профилактику асоциального поведения (см. рис 1.).
Цель кружка – оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность.
Рисунок 1
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Художественная деятельность
Я познаю мир
Задачи кружка:
- организовать образовательный процесс на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей, обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его способностей, склонностей;
Ожидаемый результат:
Ученик, владеющий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного продолжения обучения в основном звене школы, в жизни и практическими умениями по осуществлению проектной и исследовательской деятельности.
Обучая детей в кружке «Я познаю мир», мной учитываются не только типологические, но и индивидуальные особенности младших школьников, их жизненный опыт и социокультурные традиции. В учебно-воспитательном процессе отдаю предпочтение разнообразным формам, методам и технологиям работы (см. таб. 1).
Таблица 1
Средства учебно-воспитательной работы с учащимися в кружке «Я познаю мир»
Технологии | Методы | Формы |
Проектная технология | Метод проектов | Индивидуальные, парные, групповые и коллективные |
Технология сотрудничества | Методы организации учебно-познавательной деятельности | Активные формы: учебная игра, беседы, кукольный театр, заочные экскурсии, путешествия, соревнования и др. |
Технология поддержки | Методы стимулирования и мотивации | Индивидуальные консультации |
Личностно-ориентированные | Методы контроля и самоконтроля | Индивидуальные беседы, тестирование |
Информационно-коммуникационные | Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся | Устные и письменные |
1 модуль – «Исследовательская деятельность» (24ч/з.ед.)
Организация исследовательской деятельности способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы. Исследовательская деятельность позволяет детям, замкнутым, неуверенным в своих возможностях, c низкой самооценкой, включиться в познание окружающего мира, высказать свое мнение.
Велика роль исследовательской деятельности как в общем развитии школьника, так и в индивидуальном. Она дает представление о широкой картине мира, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове, развивает собственное творчество.
Программа модуля 1 «Исследовательская деятельность» помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск. Она разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов (см. прил.3).
Задачи: уточнить и скорректировать детские представления об исследовании; обучить специальным умениям и навыкам исследовательского поиска; сформировать умения самостоятельно выражать мысли, оформляя их в связную речь при защите творческих работ.
Каждая игра – исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования. На 1 этапе проводятся фронтальные тренировочные занятия, на которых ученики знакомятся с «техникой проведения исследований». На 2 этапе организуется самостоятельная деятельность учащихся по обучению специальным умениям и навыкам исследовательского поиска: как выбрать тему исследования, какими могут быть темы, цель, задачи, гипотеза исследования, как составить план работы, какие использовать методы исследования, как подготовиться к защите работы, оформить и защитить свою исследовательскую работу. На 3 этапе ведется индивидуальная работа по организации исследований, 4этап - конкурс исследовательских работ. Так как интересы учащихся разные, разнообразна и тематика исследовательских работ: « Мои права и обязанности», «Государственный флаг РФ – главный символ нашей страны», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Животные в истории нашей семьи» и др.
2 модуль – «Проектная деятельность» (22 ч./з. ед.)
Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.
Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на земле. Если ребенка с детства приучить заботиться об окружающей природе, то у него сформируются нравственные отношения к нашему общему дому – Земле. Поэтому экологические проекты помогают детям быть более внимательными, заботливыми, добрыми к окружающему миру, а исследования, проводимые в рамках экологического проекта, развивают исследовательские способности детей, полученные в ходе занятий 1 модуля. В программе представлено 3 этапа: подготовительный – получение теоретических знаний, исполнительный – разработка проектов (коллективных и индивидуальных), итоговый – защита проектов (см.прил.4).
Цель: познакомить учащихся с технологией выполнения экологических проектов.
Задачи: изучить теоретические основы выполнения экологических проектов, этапы их выполнения; обосновать значимость практической работы; развить коммуникативные навыки, креативность, умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними отдаленные задачи. Поэтому, тему выбирает сам ученик, исходя из своих потребностей и интересов, и выполняет маленький конкретный проект. Что дает работа над проектом ученикам моего класса?
Эта работа позволяет учащимся общаться с окружающим миром:
- беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
- приносят в класс познавательную литературу, анализируют статьи;
- совершают учебные экскурсии по родному краю;
- посещают музеи и другие учреждения культуры;
- выполняют практические дела (конкретную природоохранную деятельность);
- сотрудничают с библиотекой, средствами массовой информации;
- учатся искать информацию через сеть Интернет (самостоятельно, с помощью родителей, сотрудников районной библиотеки).
На основе полученной информации учащиеся: выступают перед учениками своего класса или школы, пишут рефераты, заметки в школьную газету, рисуют, фотографируют, участвуют в экологических конкурсах и олимпиадах (см. приложение 6). Ученики уходят из начальной школы, а проекты живут:
- 4 года сажаем цветы на клумбах в детском парке нашего поселка, выращивая дома цветочную рассаду;
- 2 года выращиваем из желудей дубки, чтобы высадить дубовую аллею, тем самым сохранить историческое название нашего поселка Дубровка(см.презентацию «Экологические проекты).
3 модуль – «Художественная деятельность» (22 ч./з. ед.)
Творчество – источник доброты, истины и красоты. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества не закрывался перед ребенком классной дверью. Развивать творческие способности детей – это потребность жизни. Большую роль в развитии творческих способностей детей играют творческие наклонности учителя. Используя свои способности, я организовала работу изостудии. Программа представлена 3 разделами: 1 – изображение на плоскости, 2 – прикладное искусство, 3 – эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства (см. прил.5).
Цель: гармоничное развитие личности, приобщение школьников к эстетическим и художественным ценностям.
Задачи: развитие активного эстетического отношения к жизни и искусству, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, интереса и способности к художественно–творческой деятельности; формирование практических навыков художественной деятельности, способности образного воплощения замысла в творческой работе.
Критерии эффективности занятия детей в кружке:
- активная деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе;
- сформированность мотива предстоящей деятельности;
- использование различных методов исследования проблемы, способов переработки информации;
- самостоятельность ученика.
Результаты учебно-воспитательной работы с детьми через кружок «Я познаю мир»
Изучение исследовательских, проективных и художественных способностей детей осуществлялось в ходе наблюдения по следующим показателям:
- сформированность интереса, мотивации к данным видам учебной деятельности;
- преобладание знаний о способах познания окружающего мира;
- наличие умений видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал.
Результаты наблюдения показали, что процентное соотношение выраженности данных показателей свидетельствует о высоком уровне у большинства учащихся (80%), который характеризуется наличием интереса, мотивации к проектно – исследовательской, художественной деятельности, знаний о способах познания окружающего мира, умений видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, формулировать выводы, структурировать материал. А средний уровень составляет 20%, что указывает на продолжение работы по данным направлениям путем применения индивидуализированных заданий.
Таким образом, положительные результаты работы кружка «Я познаю мир» позволяют отметить, что у детей формируются исследовательские навыки, развиваются творческие способности, дающие им возможность не просто накапливать определенный запас знаний, а создавать и выстраивать свою деятельность. Я учу детей творчеству, воспитываю в каждом ребенке самостоятельную личность. Моя роль - помочь ученикам обнару живать чудеса в окружающем нас мире. Мы их на ходим — в стихах, играх, в богатстве природы, проектах, исследованиях. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопро сы. Занятие всегда на чинаю с улыбки. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Под бодрить, сказать ласковое, доброе слово друг другу – главное правило на занятиях. Мои ученики успешно обучаются в старших классах, активно участвуют в творческих кружках, имеют высокие результаты в олимпиадах и конкурсах разного уровня, а фундамент успешности закладывает кружок «Я познаю мир» в начальных классах.
Приложение 1
Публикации и печатные работы:
- Эглитис Л.П. Обучение младших школьников исследовательской деятельности: [Текст] /Л.П.Эглитис // Инновации в начальном образовании: материалы всероссийской заочной научно – практической конференции. – Барнаул: БГПУ, 2008. – с. 38-41.
- Эглитис Л.П. Праздник добрых дел, любви к родной земле: [Текст] /Л.П.Эглитис //Брянская учительская газета. - № 19. – 2011. – с. 15.
- Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Сборник описаний работ. 2006/2007 учебный год: Книга 2.- М.:ООО. «Чистые пруды», 2007. – с. 345 – 347.
- Эглитис Л.П. Я – исследователь!: [Текст]/Л.П. Эглитис//Знамя труда. – 2006. – с. 2.
- Эглитис Л.П. Первая награда Вани Зайцева.:[Текст] /Л.П.Эглитис//Знамя труда. – 2008. – с. 3.
- В 2007 году мультимедийный комплекс «Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира» выпущен на СД-диске в рамках проекта «Золотые уроки России. Медиатека опыта лучших учителей» научно-производственной организацией «Медиаресурсы для образования и просвещения».
Приложение 2
Достижения учащихся по результатам изучения трех модулей кружка «Я познаю мир»
1 модуль «Исследовательская деятельность» (24ч/з.ед.) | 2 модуль «Проектная деятельность» (22 ч/з.ед.) | 3 модуль «Художественная деятельность» (22 ч./з.ед.) |
|
|
|
Приложение 3
Тематическое содержание 1 модуля «Исследовательская деятельность»
№ | Темы занятий. | Количество часов |
1 этап | Игры – исследования с младшим школьниками. Тренировочные занятия ( фронтальные). Цель: познакомить с «техникой проведения исследований». | 5 часов |
2 этап | Коллективные и самостоятельные исследования. 1.Как выбрать тему исследования. 2.Какими могут быть темы исследований. 3.Цель и задачи исследования. 4.Гипотеза исследования. 5.Как составить план работы. 6.Методы исследования. 7.Подготовка к защите исследовательской работы. 8.Подготовка к защите исследовательской работы. 9.Оформление работы. 10. Защита своей работы. | 10 часов |
3этап | Индивидуальная работа по организации исследований. | 7 часов |
4 этап | Конкурс исследовательских работ. | 2 часа |
Приложение 4
Тематическое содержание 2 модуля «Проектная деятельность»
№ | Темы занятий. | Количество часов |
1 этап подготовительный | Теоретические основы: экология; влияние человека на окружающую природу; экологические катастрофы; защита окружающей среды. | 4 часа |
исполнительный | Разработка проектов 1. Что такое проект ? 2. Основные этапы выполнения проекта: - целеполагание (определить наиболее актуальную и в тоже время посильную задачу) - разработка проекта (плана деятельности по достижению намеченной цели). - выполнение проекта (конкретное практическое дело) - итог работы (описание проекта) | 10 часов |
3этап | Индивидуальная работа по выполнению проекта. | 6 часов |
4 этап итоговый | Защита проектов. | 2 часа |
Приложение 5
Тематическое содержание 3 модуля «Художественная деятельность»
№ | Темы занятий. | Количество часов |
Раздел 1 | Изображение на плоскости
| 8 часов |
Раздел 2 | Прикладное искусство
| 8 часов |
Раздел 3 | Эстетическое восприятие действительности и восприятие искусства
| 4 часа |
| 2 часа |