Включение идеи славянской взаимности в предметы гуманитарного цикла, исследовательскую и внеурочную деятельность
Уважаемые коллеги! Наша школа вот уже третий год работаем над темой "Включение идеи славянской взаимности в предметы гуманитарного цикла, исследовательскую и внеурочную деятельность".
Кафедра работает в этом направлении с 2009 года. Был разработан проект воспитания посредством включения идеи славянской взаимности в учебную деятельность и дополнительное образование младших школьников, который в 2010 году одержал победу в окружном конкурсе воспитательных технологий и был представлен на городском конкурсе «Творческий мир воспитания».
Наши учителя уделяют большое внимание поликультурному воспитанию посредством исследовательской деятельности на уроке. Но дополнительное образование, которое является необходимым звеном в воспитании многогранной личности, в ее образовании, более многообразно, разно - направленно, вариативно и способствует реализации сил, знаний, полученных учащимися в базовом компоненте.
Именно исследовательская деятельность дает возможность педагогу научить воспитанника самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий.
В ситуации, когда исследование выступает как элемент обязательной школьной системы, учитель ставится в сложную ситуацию выстраивания мотивационного пространства, которое бы создало интерес к проведению исследования.
В условиях же дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, в которые он посещает. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.
Вся исследовательская и проектная деятельность ребят с прошлого учебного года осуществлялась в рамках изучения идеи славянской взаимности. Почему именно славяне?
В мае 2009 года мне представилась возможность участвовать в Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. X Юбилейные Кирилло-Мефодиевские чтения», которая положила начало работы кафедры учителей начальной школы над новой моделью воспитания. Проблема забвения общих корней славян, разобщенность некогда родственных народов, скудное представление культурного наследия славян натолкнули нас на мысль проанализировать программы по литературному чтению, опросить учащихся и родителей на предмет толерантности и знания истоков славян, определить круг исследований. Кроме того, кафедра работает в составе городской экспериментальной площадки «Разработка модели организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся»
под руководством А.В. Леонтовича.
Анализ программы начальной школы по литературному чтению показал фрагментарное и поверхностное обращение к культурному наследию славян. На изучение традиций, фольклора, истории родственных народов уделяется неоправданно мало часов.
Опрос учащихся выявил, что ребята практически ничего не знают об общих истоках славянских народов, а родители не проявляют толерантность в своем отношении к людям других национальностей. Между тем, славянская культура – это материальная и духовная база для создания особой эстетической среды, в которой происходит психологическое «погружение» в мир народного творчества, объединяющая педагогов, родителей и детей на почве постижения народной культуры в самых разных ее проявлениях. Чувство любви и уважения к родной стране и культуре может и должно осуществляться наряду и через понимание и признание самоценности культур народов-соседей. В нашей школе обучаются дети разных национальностей: украинцы, белорусы, есть представители Сербии и Чехии. Ребята из средней школы ежегодно совершают поездки по странам дальнего и ближнего зарубежья.
Исходя из этого, дляизучения культурного наследия славян взяты следующие государства: Украина, Беларусь, Чехия, Сербия, Болгария, Россия.
Областью изучения славян стали:
Ø календарно-обрядовая культура
Ø песенно-танцевальный фольклор
Ø устное поэтическое творчество
Ø народные инструменты
Ø национальные игры
Ø декоративно-прикладное искусство
Ø национальное жилище, одежда, кухня, орудия труда
Ø семья, как главное звено в передаче традиционной культуры народа
Формы организации исследовательской деятельности в системе дополнительного образования:
1. Кружки
2. Факультативы
3. Секции
4. Классные часы
5. Надпредметные курсы
Вот что сделано два года силами учителей нашей кафедры:
1. Заседание кафедры учителей начальных классов.
2. Обсуждение с учащимися начальной школы и самостоятельный выбор ребятами каждого класса славянского народа с целью изучения страны и нахождения доказательств родственности славянских народов.
3. Совместные с учащимися родительские собрания для обсуждения круга вопросов исследовательской деятельности детей.
4. Проведение конкурса рисунка на асфальте «Дружат дети всей Земли». Кружок по рисованию.
5. Проектная работа «Народная сказка – душа народа» - Дипломант конкурса «Юные таланты Московии» Сочинение собственных сказок по мотивам фольклора разных народов.
6. Создание портфолио изучаемой страны.
7. Проведение мастер-класса оригами по мотивам сербских народных сказок для ребят подшефного детского сада.
8. Изучение панславянских цветов в первом классе с помощью веревочных кукол.
9. Кружок «Рукотворный мир». «Печём чешское печенье».
10. Изучаем национальный чешский костюм. Национальные костюмы пошиты родителями первоклассников.
11. Факультативное занятие по истории. Тема: «Славянские народы на карте мира» в технологии «Развитие критического мышления».
12. Защита проектной деятельности «Пироги-свидетели прошлого славян», который стал дипломантом конкурса «Юные таланты Московии».
13. Проектная деятельность «О чем может рассказать национальный костюм»
14. Вышивание национальных узоров.
15. Постановка болгарской сказки в теневом театре.
16. «Творческие мастерские» по теме «Народная сказка-душа народа» с целью исследования и поиска общих корней славян.
17. Создание коллекции кукол в национальных костюмах.
18. Национальные костюмы славян и японский национальный костюм. Отличие славянской культуры от культур других народов на кружке «Творческая мастерская оригами»
19. Занятия по истории славянской культуры в школьном музее «Русская изба».
20. Традиционный ежегодный фольклорный праздник с использованием культурного наследия славян.
21. Изучение флоры и фауны славянских стран.
22. Разучивание игр славянских народов на переменах и группе продленного дня, на занятиях спортивного кружка «Ритмика»
23. Изучение традиционной славянской кухни на кружке «Рукотворный мир».
24. Чаепитие по-славянски на классных огоньках.
25. Концерт фольклорного ансамбля балалаечников.
26. «Три девицы под окном. . .» Пушкин и Сербия. Страницы биографии.
27. Проект Конструирование славянской деревни.
28. Конкурс «Славянский каравай».
29. Пополнение школьного музея домашней утварью. Исследовательская работа учащихся.
30. 12 февраля 2010 г в школе прошел праздник «Широкая славянская Масленица». В этом году мы планируем городской семинар по масленице. Приглашаем вас принять в нем участие. 4 марта. В программе история праздника у разных славянских народов, игры славян, презентации детских исследований и проектов, масленичные блюда в традициях разных народов.
Это работы, созданные детьми начальной школы на тему «Памятник славянской дружбе».
А это учащиеся 3-их классов, которые заняли третье место в окружном конкурсе «Кухни мира». Мы представляли Сербию.
Результаты работы площадки за год.
• Мастер – классы (школа, детские сады), оригами, мартенички
• Творческие мастерские
• Межшкольная конференция
• Детская внутришкольная конференция
• Детские мини – фестивали по исследованию сих культурных славянских традиций
• Выступления на окружных и городских конкурсах, выставках