Выступление на педсовете "Непрерывность и преемственность начальной школы с детским садом

Кречнева Ирина Львовна

Выступление с презентацией. Поговорим о приемственности между детским садом и школой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost.doc61 КБ
Office presentation icon preemstvennost_mezhdu_dou_i_shkoloy.ppt192 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывность и преемственность начальной школы с детским садом


      Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  В условиях развития демократизации общества происходит сложный процесс реорганизации образования и воспитания молодого поколения. Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к права и свободе человека , любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и кончая высшей школой. Актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий содержании образования между дошкольным учреждением и начальной общеобразовательной школой, оптимальное решение этой проблемы.

 Слайд 2


   Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет "Радость детства". С другой стороны школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

    В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

Слайд3

      Одним из аспектов проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе. Имеет свои специфические особенности, которые выражаются в том что выпускник ДОУ вступает в новую для него стадию развития. Ключевым моментом в реализации преемственности в обучении дошкольников и младших школьников является определение сущности ребенка к началу систематического школьного обучения. Одним из непременных условий реализации преемственности является единство содержательного и процессуального аспектов обучения. К характерным признакам содержательной преемственности в обучении предмету относятся: использование на каждом последующем этапе предметных ЗУН, полученных детьми на предыдущем этапе, то есть актуализация опорных результатов обучения; перспективный характер обучения ,то есть возможность на каждом предыдущем этапе закладывать основы обучения предмету в дальнейшем и таким образом ориентировать на требования будущего. К признакам процессуальной преемственности относятся: учет ведущего типа деятельности, взаимосвязь методов, форм и средств обучения, то есть применение в ДОУ форм, методов и средств, используемых при обучении младших школьников, и учет в младших классах тех форм, методов и средств, которые использовались в ДОУ. Таким образом, преемственность в учебно – воспитательной работе старших дошкольников и младших школьников рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Слайд 4,5

   Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учетом его непрерывности формируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие развития личности:

Слайд 6-10

Таким образом, в качестве основополагающего в настоящее время рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Тем не менее в решении данного вопроса существует ряд проблем.

  1. Первая проблема состоит в том, что механизма согласования целей и принципов различных учреждений образования, как правило, нет, поэтому необходимо согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровнях.  Такая согласованность обеспечит общую и специальную готовность к переходу к школьному обучению, где основной целью образования в начальной школе является всестороннее общее развитие детей с учётом возросших возможностей, специфики школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становление учебной деятельности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка.

2.  Вторая проблема – несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в начальной школе новым требованиям социума (исключение – системы развивающего обучения). Общая цель – обогатить общекультурное развитие ребёнка (расширить его информационное пространство, воспитать культуру восприятия чувств, отношений, сформировать систему ценностей и предпочтений.

3.Третья проблема – недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу (адаптационного периода). Сущность переходного периода заключается в том, что у ребёнка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.п.). Однако он, по существу, ещё дошкольник – становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при самых благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации.

Анализ педагогического опыта показывает, что социализация личности будет успешной при соблюдении следующих условий:

Слайд 6

  Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность между ДОУ и начальной школой

Слайд 2

« Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Это - не только ликвидация старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытие, ни в познании.»

Слайд 3

. 1 Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. 3. Умственные и нравственные способности учащихся. 4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. 5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Слайд 4

На дошкольной ступени На ступени начальной школы Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребенка; Развитие его общих способностей, произвольности, познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное обучение на следующем этапе. Физическая культура ребенка, его познавательное развитие и социализация, соответствующее возрастным возможностям; Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром, сформированность учебной деятельности и готовность к обучению в среднем звене школы; Непрерывность дошкольной и школьной образовательных программ предполагает следующие приоритетные цели.

Слайд 5

Создание и соблюдение необходимых педагогических условий для реализации этих целей: На дошкольной ступени На ступени начальной школы 1. Личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком; 2. Формирование игровой деятельности, как важнейшего фактора развития ребенка. 3.Создание развивающей среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребенка 1.Опора на наличный уровень достижений дошкольного развития. 2.Направленность процесса обучения на формирование умения учиться, как важнейшего достижения этого возрастного периода развития; 3.Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития.

Слайд 6

физическое развитие; познавательное развитие; социально – личностное развитие; художественно – эстетическое развитие.

Слайд 7

Физическое развитие Основная цель физического развития – становление ценности здорового образа жизни. Удовлетворение естественной потребности детей в двигательной активности. Формирование элементарной осведомленности в области охраны и укрепления здоровья и физической культуры.

Слайд 8

Познавательно – речевое развитие Основная цель – развитие любознательности, умственных способностей и творческого мышления. Формирование элементарной компетентности представлений о природе, предметном мире, других людях и себе самом.

Слайд 9

Социально – личностное развитие Основная цель – поддержка уверенности в себе и развитие эмоционально – положительного отношения к окружающим, формирование коммуникативных навыков.

Слайд 10

Художественно – эстетическое развитие Основная цель – воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщение к искусству, развитие художественных способностей.

Слайд 11

- возможность общения (развитие коммуникативных способностей, эмоциональной сферы); - временной фактор (срок вхождения ребёнка в школьную жизнь продлён до одного месяца, при этом игровая деятельность сочетается с учебной деятельностью); - продолжительность урока 35 минут; - безоценочная система в течение первого года обучения; - создание условий, приближённых к условиям детского сада (игровой уголок, дополнительные прогулки между уроками).