Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло новое направление в педагогике: "Педагогика оздоровления". В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного  телесно-духовного организма. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна их самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессирования. На своих уроках я провожу упражнения, способствующие укреплению мышц глаза.

Гимнастика для глаз проводится в виде игры, например,

Филин (закрыть глазки на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть  вдаль и не моргать)

На уроках я использую тренажеры для глаз, которые создаю сама. Они помогают укреплять мышцы глаза, способствуют профилактике близорукости у детей. (Слайд)

 В этом мне помогает методика зрительно – координационных тренажей доктора В.Ф.Базарного. Схема – тренажер находится на стене. Обычные круги  и восьмерки использую для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям в разных направлениях. (Образец тренажера В.Ф.Базарного)

Одновременно дети делают движения и головой, и туловищем, и шеей, что позволяет одновременно делать гимнастику для этих частей тела. При постоянном выполнении этих упражнений с начала обучения в школе в моем классе наблюдается остановка роста снижения зрения у детей. (График)

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая, корригирующая, дыхательная), через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен. У ребенка, впервые пришедшего в школу, достаточно слабо развита мелкая моторика, пальчики слабые. Поэтому трудно научить  правильно  держать ручку, владеть линейкой и т. д. Зная это, я на своих уроках стараюсь как можно больше времени уделять  пальчиковой гимнастике:

1.Сжимаем пальцы в кулак и делаем круговые движения кистью влево - вправо.

2.Сжимаем и разжимаем пальцы с силой, пока не устанут.

3.Выпрямляем пальцы и выполняем круговые движения большим пальцем влево - вправо.

4.Последовательно сжимаем все пальцы в кулак, начиная с большого, а затем также разжимаем.

На многих уроках (русский язык, математика, окружающий мир) учащимся приходится много писать. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы кисти работающей руки. Признаки утомления могут отступить, если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. Наиболее эффективно помогают в этом физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, для кистей рук,  коррекции  осанки и т. д. Например, я использую такие упражнения, которые помогают снять утомление:

Лягушка.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо – влево наклонялись        

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!        

Чтобы избежать проявления усталости учащихся на уроках необходимо чередовать  виды  работ: самостоятельную,  с учебником, творческие задания. От учителя требуется такого построения урока, где он учтет объем нагрузки, рациональное распределение  ее благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.

Всегда считалось, что школа должна обучать, но не менее важной задачей стало сохранение в процессе обучения и здоровья детей.

Здоровый образ жизни человека не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дошкольники – 25 – 30% Школьники - в 4 раза уменьшается число здоровых детей. Близорукость(1–11 класс)- с 3,9% до 12,3% Нарушение остроты зрения – до 30– 40%!

Слайд 9

Слайд 10

Физкультурные минутки. Дыхательная. Пальчиковая гимнастика . Гимнастика для глаз . Оздоровительная гимнастика.

Слайд 12

Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. В стороны руки , плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем- Крылья сложили назад.

Слайд 13

Без духовного не может быть здорового!


 

Комментарии