Компетентностный подход в преподавании предметов учебного плана на 1 ступени.
Современное образование претерпевает изменения. Вопрос формирования и развития ключевых компетентностей находит всё более широкое обсуждение. Приходит понимание того, что одних знаний, умений, навыков недостаточно. Как помочь ребёнку стать компетентным?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
celyu_sovremennogo_nachalnogo_obrazovaniya_yavlyaetsya_razvitie_lichnosti_rebenka.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шеломова Елена Юрьевна, учитель начальных классов
первой квалификационной категории МОУ «Куединская средняя
общеобразовательная школа№2 - БШ»
Компетентностный подход в преподавании предметов учебного плана на 1 ступени.
Современное образование претерпевает изменения. Вопрос формирования и развития ключевых компетентностей находит всё более широкое обсуждение. Приходит понимание того, что одних знаний, умений, навыков недостаточно. Как помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр.
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
Как построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться ребенку? Мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий, формируя общепредметные и ключевые компетенции. Этому способствуют активные формы и методы обучения. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами активного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками.
Деятельность по формированию ключевых компетентностей организую с помощью специальных компетентностно-ориентированных заданий, органично включая их в урок.
Учитывая возрастные особенности учащихся начальной школы, целесообразно включать в работу компетентностно-ориентированные задания, объединенные тематически. Это может быть учебный проект, в рамках которого ученики работают над достижением одной для всех цели, или сюжетная игра, позволяющая объединить компетентностно-ориентированные задания единым сюжетом.
Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели
Ключевые компетентности - результат образования, выражающийся в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
Уровень сформированности ключевых компетентностей - степень присвоения универсального способа деятельности;
выделение уровня сформированности ключевых компетентно-стей связано с усложнением деятельности, т.е.: - с повышением уровня ее интеграции, - с повышением уровня субъектности.
Аспекты ключевых компетентностей - универсальные по отношению к объекту воздействия способы деятельности, входящие в состав компетентностей.
Структура компетентностно-ориентированного задания:
- Стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
- Задачная формулировка- точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
- Источник информации- содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания;
- Бланк для выполнения задания- задает структуру предъявления учащимся результата своей дея-тельности по выполнению задания;
Инструмент проверки:
- аналитическая шкала - способ детализации критериев оценки результатов выполнения заданий открытого типа, состоит из единой шкалы, которая используется для оценки заданий открытого типа со свободной формой ответа, и специфической шкалы, применяемой для оценки каждого конкретного задания и уточняющей единую шкалу по параметрам «содержание» и «организация» устного или письменного ответа учащегося;
- модельный ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа;
- ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа;
- бланк наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания.
На своих уроках я применяю различные формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Чаще всего сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой работой. Так как в результате сотрудничества школьников между собой у учащихся формируются компетенции. Работая в группе, в паре дети имеют возможность высказывать свою точку зрения, обосновывают выбор своего ответа, осваивают навыки публичного выступления.
Использую активные методы работы на уроке. Такие как ролевые и деловые игры, защита проектов, путешествие.
На уроках создаю условные ситуации, из которых учащиеся самостоятельно находят выход. При выполнении практических работ учащиеся учатся извлекать пользу, связывать полученные на уроке знания с практической деятельностью.
Рассмотрим деловые игры. В таблице представлены основные этапы деловой игры, компетенции, средства и методы и итоговый результат.
Этапы урока | Компетенции | Методы и средства | итог | ||||
Учебно-познавательная | Информационная | Коммуникативная | Социально-трудовые | личностного самосовершенствования | |||
предварительная подготовка | + | + | Организация целеполагания Проблема письмо | Овладение умением ставить цель | |||
игра | + | + | + | + | Работа в группе Овладение соц.ролями Работа с информацией Исследование Анкеты Таблицы Ролевая игра Анализ Представление и защита мнений | развитие важных общеучебных умений: правильно строить предложения, работать с информацией, словарями и таблицами, умение работать в группе, умение представить себя, . | |
заключение по уроку | + | Рефлексия Самооценка Обобщение знаний Оценивание Выводы | Умение оценивать себя, одноклассников, работу группы. Умение делать выводы, обобщать |
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение являются:
- Технология проблемного обучения;
- Технология проектного обучения;
- Технология развития критического мышления;
Процесс обучения был специально ориентирован мной на формирование компетенций, что принципиально изменило позицию ученика. Он не бездумно принимает учебный материал, а сам в равной мере отвечает за свои промахи и успехи. На любом уроке стремлюсь к тому, чтобы пробуждать мышление, давать простор самостоятельным наблюдениям, суждениям и умозаключениям детей, не сообщаю в готовом виде то, к чему ученики могут прийти путем собственных умственных усилий.
Свою задачу вижу в том, чтобы выбрать и эффективно использовать педагогические технологии, способствующие формированию и развитию общепредметных компетенций младших школьников.
Одной из них считаю природно–рефлексивную технологию саморазвития человека Кимы Яковлены Вазиной. Это технология, учитывает особенности мышления человека, это универсальная технология, которая может быть успешно применима при обучении различным предметам.Опыт работы убеждает, что значимая для ребят проблема пробуждает высокую мыслительную активность, эмоционально насыщает урок. Трудно не согласиться со словами Г.И.Гончаровой: «Настоящий урок-это совместный поиск истины учителем и учеником, лаборатория культуры мышления. Где этого нет, там скука».
Работая в начальной школе, уроки математики стараюсь выстраивать таким образом, чтобы на каждом этапе формировалась та или иная компетенция.
Примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока математики.
Этапы урока | Цель | Виды деятельности | КОМПЕТЕНЦИИ |
Проверка домашнего задания | Активирование умственной деятельности учеников. Развитие критического мышления. Обучение оцениванию знаний учеников. Развитие самостоятельности мышления. Формирование гибкости и точности мысли. Развитие внимания и памяти | Рецензирование ответов домашнего задания (в паре, группами, отвечающий-рецензенты) Математический диктант | Комуникативная. Учебно-познавательная. |
Объяснение нового материала | Обучение исследовательской работе. Обучение краткой рациональной записи. Отработка умения делать выводы и обобщения. Обучение приёмам оперирования знаниями. Развитие гибкости использования знаний. | Доказательство и т.п. Лекция с использованием приобретенной учениками информации Исследовательская лаборатория (коллективная экспериментальная работа) Наблюдение. | Комуникативная. Учебно-познавательная. Общекультурная. Информационная. |
Физкульт-минутка | Развитие эмоциональности речи, творческой деятельности. | Игры-физкультминутки | Личностного-самосовершенствования |
Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков | Отработка умений и навыков. Изучение свойств. Закрепление знаний о … и ее применении, и т.п.; Разработка правила (алгоритма) запоминания. Закрепление умений решать задачи и примеры. Закрепление знаний учеников. Формирование умения проверять, слушать, думать. Развитие личной позиции учеников, опираясь на их знание темы. Обучение работе с информацией. Закрепление знания текста, понимания темы. | Учебная самостоятельная работа. Исследование различных видов памяти. Решение задач, примеров с комментированием. Математическая эстафета. Решение задач несколькими способами Работа с учебником. | Информационная. Учебно-познавательная. Общекультурная. |
Творческая работа | Формирование умения на основе изученного материала создавать проекты. Обучение учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера. | Создание проектов Заседание математического кружка | Информационная. Учебно-познавательная. Общекультурная. |
Контроль | Формирование у детей и умения абстрагироваться, развитие воображения. Формирование умения, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать. | Создание рекламы (презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой. Самостоятельная работа с взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа Защита проекта, работы. | Социальная. Информационная. Учебно-познавательная. Общекультурная. |
Домашнее задание | Проверка усвоения материала урока. Формирование умения подбирать примеры. Проверка знаний учеников согласно их уровню подготовки. | Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока. Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п. | Личностного -самосовершенствования |
Урок в режиме проектного обучения
Этапы работы методом проектов:
Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
В последние годы в школе все большее распространение получают интерактивные методы преподавания. К ним относятся различного рода игры, среди которых педагоги обычно выделяют poлевые и деловые игры.
Цели и задачи ролевых игр:
• учащиеся смогут показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи;
• ролевая игра дает возможность или для получения дополнительных знаний, или для выявления не освещенных в учебном курсе вопросов;
• развиваются творческие способности;
• учащиеся получают опыт занятия различных позиций, нахождения аргументов и формулирования взглядов в той или иной роли;
• игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, со трудничества в достижении поставленной цели;
• формируется толерантное отношение к другим мнениям;
• приобретается жизненный опыт, вырабатываются умения и навыки, нужные для жизни.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирую щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
В процессе деловой игры обучение максимально приближено к практической деятельности. Учащиеся принимают самостоятельно решения. Во многих играх решения принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся и коммуникативные способности. В процессе возникает определённый эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс, формируются компетенции.
Функции учебной деловой игры.
-воссоздаёт определённую форму содержания какой-либо деятельности.
-моделирует системы отношений.
-воспроизводит типичные ситуации.
-способствует овладению компетенциями.
-даёт возможность репетиции и исполнения социальных ролей, в которых отражается ценностный характер поступков персонажа в конкретной ситуации.
Цель учебной деловой игры.
Осмысленное, оперативное владение учебным содержанием и использование его в незнакомых ситуациях с учётом взаимодействия с одноклассниками.
Виды деловой учебной игры.
-имитационная (предполагает имитацию деятельности, какого либо органа, учреждения, события, обстановки)
-операционная - упражнения в конкретных специфических действиях и моделирование определённого процесса (изготовление плаката, подготовку к конференции…)
-исполнение ролей, (погружение в ситуацию с целью мобилизациии активизации знаний, опыта, нравственно-волевых качеств)
-инсценировка
Методика подготовки деловых игр включает следующие этапы:
1. Составление плана игры.
2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.
3. Подбор информации; средств обучения.
4. Разработка способов оценки результатов игры.
Этапы
-предварительная подготовка. Класс разбивается на команды, распределение обязанностей,
-игра
-заключение по уроку: выводы о работе участников, рефлексия и оценивание.
Некоторые из игр.
Игра "Ученый Совет"(природоведение, история…)
План игры:
Вступительное слово ведущего.
Слово Ученому совету.
Представление рефератов.
Голосование Учёного совета
После представления каждого реферата было дано слово рецензентам, которые высказывали свое мнение о работах. Также мог выступить каждый из присутствующих. После того как были представлены все четыре реферата, Ученый совет приступил к голосованию.
Научно-практическая конференция.
Вся группа была разбита на 4 подгруппы (5-6 человек). Каждая подгруппа дома знакомилась с одной из тем, читая литературу, в которой освещался данный вопрос. Затем деловая игра проводилась по следующему плану:
1. Представление доклада (каждой подгруппой).
2. Выступление "редакторов" из методических журналов "…", "…", "…", ", которые отстаивают первенство по освещению той или иной темы на страницах своих изданий.
3. Подведение итогов экспертным советом.
Экспертный совет подводит итог по двум направлениям: какая из подгрупп более глубоко, осознанно представила информацию.
Заседание редакционного совета
Знакомство с обязанностями отделов
- Подготовка рубрик. Формирование практических умений
- Отчёт групп.
- Подведение итогов. Рефлексия
Деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией. Считаю, что деловая игра, помогает раскрыться ребенку, активизирует учебный процесс, способствует овладению компетенциями
Спасибо за внимание