Тематическое планирование
Военно – патриотическое направление
Краеведение
«Мой край»
Родина без нас обойтись может, мы же без нее - ничто.
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:
• Законе российской федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций
• В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Патриотическое воспитание невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.
Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей -- преимущественно местными школами».
Внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение - всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…
История - это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Занятие краеведением помогает «Юным краеведам» глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем поселке, районе, области участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Юный краевед».
Цели. Развитие у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Задачи:
- усиление акцента на изучении истории и культуры Отечества, родного края, истории школы;
- обретение собственного опыта деятельности через участие в школьном самоуправлении и социальной среде школы;
- формирование толерантного поведения;
- объединение деятельности школы, семьи, общественности по созданию условий для самоопределения и самореализации учащихся школы.
Содержание тематики занятий очень разнообразное:
- республика, в которой я живу;
- государственные символы;
- жанры якутского фольклора;
- сказки земли Олонхо;
- разучивание национальных игр;
- рисование по национальным мотивам;
- народные традиции, обычаи, обряды;
- якутские праздники;
- мой город, моя семья, моя школа;
- растительный и животный мир моего края.
Предполагаемые результаты
Требования к уровню подготовки направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности, применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- стимулирование участия в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс 1 четверть
№ур. | ТЕМА | ЧИСЛО |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | Вводная беседа. Экскурсия Где моя Родина. Республика, в которой я живу. Столица моей республики. Президент республики Саха. 27 сентября – день суверенитета республики Саха. Государственные символы – флаг. Государственные символы – герб. Государственные символы – гимн. Многонациональный народ Республики Саха. Коренные народы Якутии. Традиционные занятия. Жанры якутского фольклора. Мифы народов Саха. Сказки земли Олонхо. Сказки земли Олонхо. Обобщающее занятие. |
2 четверть
№ур. | ТЕМА | ЧИСЛО |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Моя семья. Мои родители. Мои бабушки и дедушки. Традиции моей семьи. Досуг моей семьи. История моей семьи. Древо моей семьи. Мой вензель. Наши соседи. Моя школа. Мой класс. Мои друзья и товарищи. Посещение музея. Обобщающее занятие. |
Учитель Ёлгина В.В.
3 четверть
№ур. | ТЕМА | ДАТА |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 | Как мы воспринимаем окружающий мир. «Эта удивительная природа». Разнообразие природы. Значение природы для людей. «Природа Томмота» на фотографиях. Природа в опасности. Животный и растительный мир местности. Разнообразие растений. Деревья и кустарники. Цветы и травы. Лекарственные растения. Охрана растений. Разнообразие животных Птицы. Звери. Рыбы. Охрана животных. Красная книга. Якутские писатели и поэты о природе Якутии. Обобщающее занятие. |
4 четверть
№ур. | ТЕМА | ДАТА |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | Город, в котором мы живем. История нашего города. Улицы нашего города. Предприятия и учреждения нашего города. Дополнительное образование и досуг. Достопримечательности нашего города. Ими мы гордимся. Мой дом, моя улица. 27 апреля – день Республики САХА. Песни и стихи о родном городе. Алданский район. История района. Обычаи и традиции народов севера. Якутские национальные праздники. Якутские национальные игры. Обобщающее занятие. |
|
Учитель Ёлгина В.В.