Абрамова Н.В.МОУ «СОШп.Расково Саратовской области»
Практическая значимость работы.
Урок разработан в свете требований новых ФГОС. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке математики во2 классе.
Тема урока: «Сложение и вычитание вида 26+2, 26-2, 26+10, 26-10»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме.
Методические задачи урока:
Метапредметные:
- формировать универсальные учебные действия учащихся;
- развивать математическую речь учащихся;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, воображение;
-развивать умение работать в поре, группе, самостоятельно, делать выводы.
Предметные:
-познакомить с частными и общими приемами сложения и вычитания двузначных чисел, основанных на поразрядном сложении и вычитании.
- формировать вычислительные навыки: сложение и вычитание чисел;
Личностные:
- формировать положительную мотивацию учения;
- развивать личностные качества: дружелюбие, взаимовыручку, учить сочувствовать друг другу, толерантность;
- развивать интерес к предмету математики.
Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Первый урок по теме «Сложение и вычитание вида 26+2, 26-2, 26+10, 26-10».Основные дидактические методы: проблемный, частично-поисковый, практический.
Форма организации познавательной деятельности:
-коллективная
-индивидуальная
-работа в группе
Оборудование и используемые учебные пособия:
1.Учебник В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева «Математика». 2 класс, часть 1-я , -М.:Вентана –Граф,2009;
2.Индивидуальные наборы цветных палочек: розовых и белых, наборы цветных полосок для демонстрации на доске
3. Предметные картинки: Волк и Заяц,
4.Технические средства. Магнитофон для организации физминутки.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности | - Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда,
Вниманье ваших умных глаз. | Подготовка к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний | Арифмет. диктант. Запиши цифрами числа: один десяток, два десятка, одиннадцать, двадцать пять, восемнадцать, два десятка и 6 единиц. Разбейте данные числа на две группы.
Обведите самое большое число; самое маленькое число , увеличьте каждое число на 2
В каких примерах возникло затруднение? Чем они отличаются от других? Чему мы будем учиться на уроке? | Самостоятельная работа А) по количеству десятков: 10, 11, 18 25, 20, 26 В)круглые числа и числа ,в которых есть десятки и ед. 10 20 11 18 25 26 С)четные и нечетные числа: 10 18 20 26 11 25
10+2=12 26+2=? 10-2=8 26-2=? 10+10=20 26+10=? 10-10=0 26-10=?
Ответы детей и проговаривание : - Мы будем учиться складывать и вычитать двузначные числа
Индивидуальная работа детей, знающих данный алгоритм действий №60 в рабочей тетради
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические : -анализ объектов, -выбор оснований и критериев для сравнения, -классификации объектов, -построение логической цепи рассуждений, -выдвижение гипотез и их обоснование.
|
3.Постановка учебной задачи
| А как можно назвать прием?
| Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока, проговаривают. «Сложение и вычитание вида 26+2, 26-2, 26+10, 26-10»
| - регулятивные действия: целеполагание – постановка учебной задачи; - познавательные: общеучебные -формулирование познавательной цели
|
4.Открытие нового знания
Как , не исполь зуя цветные палочки можно склады вать и вычитать двузначные числа?
Прочитайте правило на с.41 и сравните с нашим выводом |
Используя цветные палочки, найти способ сложения чисел26 и2 Рассмотреть рисунок на с.40 учебника и высказать свои предложения
Пример2 26-2
Пример 3 26+10
Пример 4 26-10 |
Рассуждения детей; В числе 26 два десятка и 6 единиц, поэтому Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых вагонов. (Дети составляют такой же поезд из своих палочек) Заяц прицепляет к белым «вагонам» еще 2 белых «вагона» (Дети выполняют и это действие).Получится поезд , в котором 2 оранжевых и 8 белых «вагонов»(6+2 =8)Он обозначает число 28 Снова составляют поезд из 2 оранжевых и 6 белых вагонов. По рисунку видно, что вычитая 2, волк предложил отцепить 2 белых вагона. Получился поезд , в котором 2 оранжевых и 4 белых вагона(6-2=4)
Дети составляют такой же « поезд» из своих палочек Заяц прицепляет к оранжевым «вагонам» еще 1 оранжевый «вагон» (Дети выполняют и это действие). Получится поезд , в котором 3 оранжевых и 6 белых «вагонов»(2+1 =3)Он обозначает число36
Дети составляют такой же « поезд» из своих палочек Заяц отцепляет от оранжевых «вагонов» 1 оранжевый «вагон» (Дети выполняют и это действие). Получится поезд , в котором 1 оранжевый и 6 белых «вагонов»(2-1 =1)Он обозначает число16
Дети делают вывод: «при сложении чисел единицы складываются с единицами, а десятки с десятками. При вычитании из единиц вычитают единицы, из десятков – десятки»
Читают и сравнивают правила с 41 |
- регулятивные действия: выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить; планирование – составление плана и последовательности действий; коррекция. - личностные действия: формируется интерес к новому материалу, способность к самооценке. - знаково – символические действия: перекодировка полученной информации. - коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. -познавательные общеучебные универсальные действия: моделирование, логические: выдвижение гипотез и их обоснование; анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений.
|
| Физминутка |
|
|
5 Первичное закрепление | №2 в учебнике. Работа парами
| Решают типовые задачи (как Волк и Заяц) с проговариванием алгоритма вслух |
- коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.
-регулятивные действия: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция. -познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
|
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | № 57 в рабочей тетради | Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7. Рефлек сия
| -Что нового узнали? Каким способом? Где можно использовать? Каковы результаты в целом? (Справились!)Что нужно сделать еще? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: выражение своих мыслей; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |