Формирование компетентного читателя

 

Статья Зязенковой Наталии Викторовны,

учителя начальных классов ГОУ лицея № 395 г.Санкт-Петербурга

«Формирование читательской компетентности

в УМК «Начальная школа.XXIвек».

 

       Ученики, изучающие курс «Литературное чтение» по программе УМК «Начальная школа.XXI век», работают с учебными пособиями Ефросининой М.А., Омороковой М.И. Этот  соответствует  всем целям и задачам, которые ставит перед  начальной школой ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

     Курс литературного чтения открывает младшему школьнику дверь в мир литературы, помогает познать нравственные и этические законы окружающего мира. Важнейшая задача ФГОС – формирование читательских умений, которые являются универсальными учебными действиями (УУД).  Умение читать – важнейшее для  изучения всех учебных предметов, а не только литературного чтения. Ученики начальной школы овладевают основными видами чтения: 1. Ознакомительным; 2. Изучающим; 3. Поисковым; 4. Просмотровым.

      Все эти виды чтения должны стать средством интеллектуального развития ребенка. Навигатором в мире литературы и в процессе обучения в целом является учебный комплект  литературного чтения. Работа с целым комплектом УМК «Начальная школа. XXI век» ( учебная хрестоматия +учебник в 2-х частях+ рабочая тетрадь на печатной основе) создает условия для формирования читательской компетентности учащихся. Школьники  не только развивают навык чтения ( вслух и про себя), но и учатся воспринимать произведение в целом, развивать устную речь (пересказ, выразительное чтение, рассуждение, описание героев). Овладение важными литературоведческими понятиями помогает ребенку разобраться в мире художественных произведений, учит его читать осознанно и «чувствовать» литературу. 

     - В 1 классе ученики читают текст выразительно по образцу, заданному учителем, называют главных героев и тему ;

-    во 2 классе – знакомятся с логическим ударением и паузой, различают доступные им жанры, называют авторов книг;

-    в 3 классе читательский опыт  углубляется на более сложных текстах. Дети повторяют жанры фольклора, знакомятся с былинами, с ее интонационным рисунком;

-  в 4 классе ученики определяют заданный тон и темп чтения. Четвероклассники знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, очерк, легенда, предание), узнают новые имена поэтов и писателей.

     В учебниках «Литературное чтение» есть раздел «Книжная полка», служащий ориентиром в дополнительном детском чтении. В рабочей тетради даны задания поискового характера. От класса к классу растет читательский опыт учащихся. У детей должны появляться мотивы и потребность обращения не только к художественной, но и к справочной научно-познавательной литературе.

    Читательская компетентность формируется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, на внеклассных занятиях. Традиционные календарные праздники (Новый Год, 8 Марта, День Победы), народные православные праздники (Рождество, Масленица) стимулируют учащихся активно обращаться к разной литературе и научным справочным изданиям. Так при подготовке к фольклорному празднику «День Калевалы» ученики обратились к неизвестным для них старинным преданиям карело-финского эпоса  – рунам. Древние руны о могучих богатырях и трудолюбивых карелах расширили исторический и литературный кругозор второклассников, помогли им узнать новое о своем родном крае – Ленинградской области.

   Учителю важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, направляющий  развитие читательской деятельности. Важно помочь ребенку постичь мир литературы – мир духовной нравственности и социально-эстетического опыта, привить ему важнейшие духовные ориентиры и понятия, которые станут интеллектуальным богатством растущего гражданина России.