Развитие памяти у детей

Кузина Татьяна Алексеевна

Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

Упражнение 1.

Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.

Упражнение 2.

Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил.
Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 3.

Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 4.

Предложите ребенку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд.
Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.

 

пень

 

лето

дом

 

зима

 

стол

 

поле

 

мама

лес

 

клест

 

пожар

 

 

Упражнение 5.

Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

Упражнение 6.

Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

Упражнение 7.

Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую–нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

VI. Заключительное слово классного руководителя.

Главное условие работы с ребенком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только один.

Хвалите ребенка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребенком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребенку для улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребенка интереса к развитию самого себя.
Если ребенок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

VI. Рефлексия собрания, оценка родителями результативности собрания.

Литература для подготовки к родительскому собранию:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2002.
  2. Сонин В.В. Психологический практикум М., 1998.
  3. Филимонова Н.И. Через занимательное – к развитию личности. Минск, 2000.
  4. Локанова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 2001.

Памятка для учащихся по развитию памяти.

  • Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
  • Ставьте себе цель запомнить надолго.
  • Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.
  • Многократно повторяйте заученное.
  • Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
  • Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать ее несколько раз.
  • Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть таким? Тогда - за дело!

 

  • .Вступительное слово классного руководителя.
  • Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно.
    Вот какой разговор был послушан психологом, а мне хотелось бы вам рассказать:
  • - Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.
    - Не знаю, - отвечает тот.
    - Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
    - А она – вчерашняя!
  • Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.
    Сегодняшний наш разговор мы поведем о том, как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память, мог ее развить с помощью специалистов школы и своих родных.
    Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебной деятельности ребенка. Ребенок много учит, пересказывает, но приходит на урок и - результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Есть в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды.

 

  • память учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.

 

IV. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома 

Упражнение 1.

        Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предме­ты, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и прове­рит, верно  ли, были им названы предметы.

Упражнение 2.

       Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножь­те их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его.

Для этого он должен встать из—за стола, подбежать к листочку с тек­стом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил.

Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 3.

       Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

 Упражнение 4.

       Прочтите ребенку диктант из сборника или из учебника.

В  первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в  каждом  предложении  пропускайте одно—два слова. В задачу ребенка входит   восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

 После  написания   диктанта  он   должен   самостоятельно  сверить  свой  текст  с  оригиналом.

 Упражнение  5.

        Предложите ребенку внимательно посмотреть на слова в рамках  в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.Например:пень,  лето, дом, зима, стол,поле, лес, клест, пожар, мама.

Упражнение 6.

       Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребенку  и  попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

 Упражнение 7.

    Прочитайте текст  вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

 Упражнение 8.

      Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок   в столбик слова, состоящие   из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте  слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научиться их схватывать за одно мгновение.

 Упражнение 9.

         Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами ка­кую-нибудь смысловую связь.

        Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из перво­го столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанав­ливать смысловые связи.

 Упражнение 10.

        Дайте ребенку лист бумаги, разделенный на 20 клеток (5 клеток по горизонтали 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7-10 секунд.

       При этом ребенок должен в каждой клеточке последовательно в со­ответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение - пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя. Через 10—15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребенок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать в нижней части клетки под        соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:

Веселый праздник                                     Сомнение

Радость                                                         Зависть

Гнев                                                              Сила  воли

Мальчик-трус                                             Болезнь

Отчаяние                                                     Успех

Быстрый человек                                      Дружба

Скорость                                                      Смелый  поступок

Печаль                                                          Справедливость

Вкусный ужин                                            Хороший  товарищ

Теплый ветер                                              Мороз

 

      Все упражнения, которые предлагает педагог для работы с ребенком дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.

 

V. Заключительное слово классного руководителя

 

        Главное условие работы с ребенком — это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти за­дания — будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ре­бенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет зада­ние не только он один.

        Хвалите ребенка за достигнутые результаты.  Похвала    послужит  толчком к его дальнейшим занятиям.

        Помните, что заниматься с ребенком 2—3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребенку для улучшения его результатов.

       Главным достижением ваших занятий будет формирование у ре­бенка интереса к развитию самого себя.

        Если ребенок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи - в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

VI. Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности

 Литература для подготовки к родительскому собранию:

1. Локанова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.,2001.

2. Сонин  В. А. Психологический практикум. М., 1998.

3. Филимонова Н. И. Через занимательное  — к развитию личности. Мн., 2000.

4. . Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2002.