Развитие памяти у детей
Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.
Упражнение 1.
Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
Упражнение 2.
Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его. Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил.
Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 3.
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 4.
Предложите ребенку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд.
Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.
пень |
|
лето |
дом |
|
зима |
|
стол |
|
поле |
|
мама |
лес |
|
клест |
|
пожар |
|
Упражнение 5.
Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 6.
Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 7.
Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую–нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
VI. Заключительное слово классного руководителя.
Главное условие работы с ребенком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только один.
Хвалите ребенка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребенком 2-3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребенку для улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребенка интереса к развитию самого себя.
Если ребенок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.
VI. Рефлексия собрания, оценка родителями результативности собрания.
Литература для подготовки к родительскому собранию:
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2002.
- Сонин В.В. Психологический практикум М., 1998.
- Филимонова Н.И. Через занимательное – к развитию личности. Минск, 2000.
- Локанова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 2001.
Памятка для учащихся по развитию памяти.
- Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
- Ставьте себе цель запомнить надолго.
- Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.
- Многократно повторяйте заученное.
- Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
- Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать ее несколько раз.
- Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». Вы же не хотите быть таким? Тогда - за дело!
- .Вступительное слово классного руководителя.
- Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно.
Вот какой разговор был послушан психологом, а мне хотелось бы вам рассказать: - - Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она – вчерашняя! - Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно.
Сегодняшний наш разговор мы поведем о том, как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память, мог ее развить с помощью специалистов школы и своих родных.
Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебной деятельности ребенка. Ребенок много учит, пересказывает, но приходит на урок и - результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Есть в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды.
- память учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной.
IV. Упражнения для тренировки памяти учащихся дома
Упражнение 1.
Предложите ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли, были им названы предметы.
Упражнение 2.
Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его.
Для этого он должен встать из—за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее место и записать то, что запомнил.
Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 3.
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 4.
Прочтите ребенку диктант из сборника или из учебника.
В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно—два слова. В задачу ребенка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.
После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 5.
Предложите ребенку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.Например:пень, лето, дом, зима, стол,поле, лес, клест, пожар, мама.
Упражнение 6.
Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребенку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 7.
Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 8.
Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научиться их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 9.
Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
Упражнение 10.
Дайте ребенку лист бумаги, разделенный на 20 клеток (5 клеток по горизонтали 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7-10 секунд.
При этом ребенок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение - пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя. Через 10—15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребенок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:
Веселый праздник Сомнение
Радость Зависть
Гнев Сила воли
Мальчик-трус Болезнь
Отчаяние Успех
Быстрый человек Дружба
Скорость Смелый поступок
Печаль Справедливость
Вкусный ужин Хороший товарищ
Теплый ветер Мороз
Все упражнения, которые предлагает педагог для работы с ребенком дома, апробируются родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно.
V. Заключительное слово классного руководителя
Главное условие работы с ребенком — это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания — будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не только он один.
Хвалите ребенка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.
Помните, что заниматься с ребенком 2—3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребенку для улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребенка интереса к развитию самого себя.
Если ребенок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи - в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.
VI. Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности
Литература для подготовки к родительскому собранию:
1. Локанова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.,2001.
2. Сонин В. А. Психологический практикум. М., 1998.
3. Филимонова Н. И. Через занимательное — к развитию личности. Мн., 2000.
4. . Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2002.
- Мне нравится (1)