Родительское собрание "Трудности обучения чтению и письму"

В данной статье даются рекмендации родителям как правильно работать с ребенком дома по обучению чтению и письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx64.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Работа по организации помощи при трудностях в обучении чтению и письму

Форма работы: практикум

Цель для родителей: научить родителей как правильно организовать помощь при трудностях в обучении чтению и письму.

Цель для детей:

1.Развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.

2. Развивать фонематический слух, фонематические представления.

3.Формировать связную речь детей на примере словосочетаний.

4.Развивать зрительное внимание и память, тактильные ощущения.

5.Закрепить знания о предлоге, как отдельном слове.

6.Закрепить представления о предложении, проверить умение составлять предложение из слов, данных в ложном порядке.

7. Учить  чтению слов, написанных разными шрифтами.

Ход собрания:

 Приветствие детей, родителей. Родительское собрание проводится совместно с учащимися.

Ребята! В  течение всего урока мы должны будем показать вашим родителям,  как нужно организовать занятия с вами  дома, какие игры могут проводить в свободное время.

Слово учителя:

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности, важнейшее условие формирования мыслительных способностей. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений формирует познания жизни, эмоциональную сферу, нравственно-эстетические идеалы, взгляды, отношения ребёнка. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащихся. Поэтому так важно именно в этот период научить ребёнка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста.

Сейчас мы с вами разобьемся на пары

Игра «Живые буквы» (предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога)

На столе набор карточек со слогами, дети разбирают карточки. Они должны найти себе пару, так чтобы получилось имя. Полученные пары  рассаживаются за столы.

-Какое время года у нас сейчас?  (весна)

-Какой месяц? Май

-Ребята на улице май, а у нас до сих пор на деревьях нет листвы. Может быть,  мы с вами поможем весне нарядить деревья?

 В течение всего урока  каждая пара будет зарабатывать фишки-листики.  У каждой пары на столе ствол дерева  ему  и нужны будут листочки. Каждая пара должна будет помогать  друг другу.

1 задание

(предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова)

Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква «а»

Чья пара придумает как можно больше предложений

 Разрезных предложений  

         

    , а

2 задание

Детям раздаются  конверты с карточками, где слово сломалось, т. е карточки, разрезанные по горизонтали.  Нужно найти  и соединить части.

.

 

3 задание

Детям предъявляются изографы

Дети читают слова, показывая указкой буквы. Затем опускают головы на сложенные руки, вспоминают с закрытыми глазами только что прочитанные слова и выделяют новое слово по третьей букве:

Часы, слониха, лампа – сом

4 задание:

Любых  5 учеников выходят из класса. Один ребенок выходит к доске,  я ему читаю текст,  он внимательно его слушает. Слушают его как дети, так и  родители.

Пушок.

В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал  к спине колючки. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Ученик, внимательно прослушав, пересказывает его первому ученику, этот следующему ученику и т. д. В итоге  видно, насколько близко к тексту был сделан пересказ или искажен.                  

(В этой ситуации нужно показать родителям, что нужно  дома не только прочитать текст, но и правильно его пересказать, выделить главную мысль.)

5 задание.

Недавно мы с вами читали рассказ В.Осеевой «Собака яростно лаяла» и пересказывали его по рисунку. Кто из вас сейчас вспомнит эту картинку и может пересказать его? (Ответы детей)

Физминутка

6 задание

Какое слово потерялось? (Упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов.)

Напишите словосочетания, в которые входят предлоги. "Верните " "маленькие  словечки" на место.         

КОШКА _ ДИВАНЕ        

КОСТЮМ _ ШКАФУ        

 СОБАКА _ ЗАБОРОМ        

 ПРИШЛА _ МАГАЗИНА        

 КНИГА _ ЖИВОТНЫХ        

7 задание

Разрезные предложения

Для этого задания нужно написать предложения на карточках и разрезать их на слова.  (Для родителей можно предложить вырезать предложения из журналов или  газет.) Ребенок читает слова и составляет предложение из них. Можно добавлять к комплекту слов предложения лишние слова, не подходящие по смыслу или форме слова, например:

Птицы жарких летят стран из

Птицы стран летят из жарких

Птицы жарких стран новая  из летят

(Можно и даже нужно повторить правила оформления предложения)

8 задание

Расставь точки

Определите, где заканчивается одна фраза и начинается следующая. Напишите текст, расставляя знаки препинания.

У ВИТИ НОВЫЙ ВЕЛОСИПЕД ОН КАТАЕТСЯ НА НЕМ БЫСТРО ЕДЕТ ВИТЯ НАПЕРЕГОНКИ С САШЕЙ ВИТЯ ПРИЕХАЛ ПЕРВЫМ

Физминутка

9 задание

6.жат

Задание: читая слоги, запишите их в порядке указанном цифрами, вы получите название рассказа, который нужно будет  прочитать. Запишите  что получилось.

4.мед

3.ние

2.па

5.ве

1.Ку

Для развития скорости и гибкости чтения используются такие упражнения:

– “Бросок-засечка”. Ребёнок кладёт руки на колени и начинает читать вслух по команде “Бросок”. По команде “Засечка” ребёнок отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. По команде “Бросок” он должен отыскать глазами то место, где остановился и продолжать чтение вслух. Руки при этом должны быть на коленях. Цель этого упражнения – развитие зрительного умения ориентироваться в книге.

Купание медвежат

        Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и  вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весе лых медвежонка. Медведица схвати ла одного медвежонка зубами за шиворот и давай, окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хо рошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался хо лодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлеп ков, а потом - в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень доволь ны купанием.  День был  знойный и  им было очень жарко в густых лох матых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи  опять скрылись в лесу, а охотник слез с де рева и пошел домой.

Итак, подведем итоги нашего урока.

 Дети, в парах помогая друг другу,  наклеивают свои листочки и вывешивают на доску свое дерево. Придумывают про дерево небольшой рассказ. Интересный рассказ заносится в журнал лучших работ. Родители видят результат работы своих детей и могут сделать выводы  с кем и как нужно поработать.

Уважаемые родители!

Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Вы должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком. И должны соблюдать основные правила. Родителям раздаются памятки-рекомендации.

Памятка:

• успешное продвижение возможно лишь в том случае, если труд ность и сложность заданий не       увеличиваются, а уменьшаются;

• работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по вос кресеньям и на каникулах;

• начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе - с .10-15 минут);

• необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;

• во время занятий через 15-20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки,         упражнения на расслабление;

• начинать занятия следует с игровых упражнений;

  1. в занятии должны быть исключены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», и т.п.

Желаю всем удачи!