Языковое и литературное образование

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazykovoe_i_literaturnoe_obrazovanie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Литературное образование младших школьников».

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения выразительному чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.

Навык чтения является синтетическим явлением, состоящим из четырех компонентов: правильности, осознанности, беглости, выразительности.

В тоже время выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.

Являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание. Развитие навыка выразительного чтения в конечном итоге - результат более качественной социализации учащихся.

Учитель на уроке чтения может развивать навык выразительного чтения в качестве составляющей в общей работе по развитию навыка чтения у младших школьников.

Уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова.

Литературное развитие – один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников. «Цели литературного образования: ввести ребёнка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но созидателем духовных ценностей» внимание на близкие и дорогие детям понятия: семья, дом, Родина, родная природа, человеческие взаимоотношения, интерес к родному языку. Это определяет духовное развитие детей. Литературное развитие как учебный процесс предполагает  развитие «способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и развитие собственного литературного творчества детей. На уроках чтения младшие школьники изучают лучшие произведения детской литературы. Истоки детской литературы - в сказочном  волшебном царстве устного народного творчества.

Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из её ярчайших жемчужин. Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает  внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку. Художественные образы загадок не только знакомят с языком народной литературы, но и помогают созданию художественной картины мира, тем самым, выполняя не только познавательную, но и эстетическую функцию литературы. Эстетическое воспитание осуществляется путём выявления и использования средств эстетического содержания, что позволит детям взглянуть на мир и человека в нём с художественной стороны, облагородит личность ребёнка, поможет общему и литературному развитию. При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Сочиняя загадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как личность, развивают свою речь, как устную, так и письменную. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение также развивает речь и способствует формированию коммуникативных способностей. Тайный условный язык загадки заставляет  рассуждать, соображать, пристально всматриваться в окружающую действительность, находить поэзию в самых простых вещах.

В программе «Чтение и начальное литературное образование» авторов – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева в учебнике для второго класса в разделе «Сказка мудростью богата» представлены народные и литературные загадки. Русские народные загадки различны по строению художественного образа. Учащихся знакомят с некоторыми приёмами анализа загадки, с планом самостоятельного составления загадки по образцу (стр. 46). Есть задания, направленные на самостоятельный анализ литературной загадки: «Посмотрите внимательно как «сделаны» загадки Б. Захадера, С. Маршака, А. Прокофьева. Попробуйте сами сочинить загадки» (стр.49). Творческие задания: «Нарисуйте отгадки. Устройте на уроке чтения весёлый конкурс загадок. Как вы думаете, почему загадки включены именно в этот раздел книги?» (стр.49). В списки рекомендуемой литературы включены сборники русских народных загадок, книги детских писателей с литературными загадками. И в учебнике четвёртого класса (в конце его) рекомендуются книги с народными и литературными загадками: Даль В. Старик – годовик, Маршак С. Сказки. Стихи. Загадки, Сапгир Г. Птицы в тетради. Звёздная карусель. Четыре конверта.

При всём том, что во всех учебниках загадка включена и выделена как особый жанр, не всегда она изучается с этой точки зрения. Чаще всего загадку помещают как иллюстрацию разнообразия фольклорных жанров без пристального изучения её структуры и функций. Но я убеждена, что столь любимый учителями и детьми жанр может и должен быть использован в полной мере для достижения целей литературного образования – для развития речи, литературного развития и развития собственного литературного творчества младших школьников.

учитель: Кулешова С.П., МОУ лицей № 10, г. Батайск