Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя начальных классов.

Информатизация начальной школы обозначена в нормативно-правовых документах в качестве одного из направлений развития, проблемы ее осуществления широко обсуждаются педагогической общественностью.<?xml:namespace prefix = o /??>

В связи с тем, что для массовой школы применение учителем начальных классов этого средства обучения пока не является повседневной реальностью, принято говорить об инновационной деятельности педагогов, использующих информационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatizaciya_v_nach._shk..doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя начальных классов.

Информатизация начальной школы обозначена в нормативно-правовых документах в качестве одного из направлений развития, проблемы ее осуществления широко обсуждаются педагогической общественностью.

В связи с тем, что для массовой школы применение учителем начальных классов этого средства обучения пока не является повседневной реальностью, принято говорить об инновационной деятельности педагогов, использующих информационные технологии.

Наиболее распространенная трактовка понятия «инновация» звучит так: «Это процесс освоения новшества». В качестве синонима слова «инновация» часто употребляют «нововведение», понимаемое как введение нового в практику. При этом под новшеством понимается новое для данного индивида или группы людей средство, метод, программа, технология или методика. 

 Очевидно, что в рассматриваемом нами случае новшеством являются как электронные учебные материалы — новое средство обучения, предлагаемое учителю для применения в образовательном процессе, так и методика их применения на уроке, во внеурочной деятельности младших школьников. Кроме того, новшеством можно считать и технологию осуществления информатизации начального образования, поскольку это новый для большинства образовательных учреждений процесс с организационно-педагогических позиций. В последнем случае можно говорить об обеспечивающем и управленческом новшестве, рассматривать которое следует отдельно.

Остановимся кратко на некоторых проблемах, рассматриваемых педагогической инноватикой, и обозначим наш взгляд на их разрешение в контексте информатизации образовательного процесса.

 Одной из проблем является совмещение инновационных технологий с традиционными. Применительно к начальной школе это не только проблема, но и концептуально значимое положение. Нами выявлено, что нарушение традиций образовательного процесса в начальной школе, оправдываемое поиском новых форм организации обучения, зачастую ведет к усилению педагогических рисков.

Другая проблема, решением которой занимается педагогическая инноватика, связана с существованием в одном образовательном учреждении сторонников различных педагогических концепций.

Наш опыт позволяет утверждать, что информатизация начальной школы наиболее успешно осуществляется в том случае, когда принятие, освоение и применение новшества большинством учителей уравновешивается конструктивным оппонированием наиболее опытных педагогов, не всегда участвующих в инновационной деятельности. Важнейшим условием решения проблемы является открытость инновационного процесса и особым образом организованная методическая работа с учителями начальных классов.

Третья проблема связана с различиями в потребностях субъектов образовательного процесса. Применительно к информатизации начальной школы все субъекты образования выделяют в качестве положительного фактора соответствие требованиям времени. При этом ценностные установки участия в инновационной деятельности, использования компьютера в обучении и учении различны. Их изменения, зафиксированные нами в процессе экспериментальной работы, позволяют утверждать, что названная проблема вполне разрешима.

 

Еще одна существенная проблема, рассматриваемая инноватикой, заключается в отсутствии или недостаточности учебно-методического обеспечения для работы по новым концепциям. Несмотря на обширное предложение рынком различных учебных материалов, предназначенных, по утверждению авторов, для обучения и развития младших школьников, учителя начальных классов отмечают, что качественных электронных изданий и ресурсов, применимых для использования на уроках, очень мало. В рассматриваемом контексте можно говорить также об острой потребности в научно-методическом обеспечении информатизации образовательного процесса в начальной школе.

 

Работу над разрешением этой проблемы мы осуществляем в рамках комплексного подхода, суть которого заключается:

 

— в создании концептуальных подходов к осуществлению инновационной деятельности учителем начальных классов и апробации этих подходов в педагогической практике;

 

— в разработке электронных учебных материалов, сопровождаемых методическими рекомендациями по их использованию;

 

— в разработке и апробации подходов к подготовке педагогических кадров на всех этапах непрерывного педагогического образования.

 

Разработка стратегии и тактики подготовки учителя начальных классов к эффективному использованию информационных технологий в образовательном процессе в рамках курсов повышения квалификации, в реализации программ развития лицея и самообразования, осуществляется нами с целью решения такой проблемы, как отсутствие профессиональной подготовки нового типа педагога.

 Существенной проблемой также является адаптация новшеств к имеющимся условиям. В процессе организации опытно-экспериментальных работ в школах различных типов мы столкнулись не только с вариативностью учебных планов, программ и образовательных моделей, требующей унификации электронных учебных материалов. Наибольшие трудности связаны с профессиональным уровнем учителей, значительно различающейся степенью их готовностью к инновационной деятельности. В связи с этим требуется коррекция разработанной технологии внедрения инноваций в педагогическую практику с учетом особенностей развития и кадрового состава конкретного образовательного учреждения.

Остановимся подробнее на наиболее общих компонентах инновационной деятельности учителей начальной классов, начавших применение информационных технологий в образовательном процессе.

 Прежде всего, при вполне понятной вариативности субъектных отношений можно выделить в качестве общего среду инновационной деятельности. Конечно, решаются  проблемы преемственности на уровне средств и методов обучения, изучаются особенности инновационной деятельности учителей основной и старшей школы, их взаимодействие с педагогами, работающими на первой ступени обучения.

Формирование и развитие методических навыков применения информационных технологий в образовательном процессе начальной школы планируется в рамках вариативной части авторских курсов по названной теме. Учителя начальных классов примут участие в методических тренингах, разработают и представят фрагменты уроков с использованием информационных технологий, в том числе и уроков технологии, посвященных изучению модуля «Практика работы на компьютере», самостоятельно изучат и познакомят своих коллег с современными исследованиями проблем информатизации начальной школы.

Таким образом, мы планируем подготовить организаторов инновационной деятельности в рамках использования информационных технологий в обучении младших школьников.

 В заключение хотелось бы отметить, что эффективность инновационной деятельности учителя начальных классов во многом зависит от комплекса мер по ее обеспечению — методологическому, программно-методическому, организационно-педагогическому и техническому. При этом очевидно, на наш взгляд, что определяющим фактором, существенно влияющим на результат, является отношение педагога, других субъектов образовательного процесса к нововведениям, степень принятия нового и готовность к его применению, способность к рефлексии и проблемному анализу происходящих изменений.

учитель: Кулешова С.П., МОУ лицей № 10, г. Батайск