Формирование ключевых компетенций в обучении на первой ступени

Получивший в последнее время распространение термин «компетентность» в ряде концепций используется для описания способов деятельности в других – служит синонимом для системы формируемых знаний. Понятие компетенции рассматривается также как основа для принятия собственных решений.<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_klyuchevyh_kompetenciy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций в обучении

на первой ступени.

Получивший в последнее время распространение термин «компетентность» в ряде концепций используется для описания способов деятельности в других – служит синонимом для системы формируемых знаний. Понятие компетенции рассматривается также как основа для принятия собственных решений.

ВЗГЛЯДЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ШКОЛЕ:

Д.В.ЭЛЬКОНИН (доктор психологических наук, профессор, вице-президент Международной ассоциации развивающего обучения) представляет компетентность как радикальное средство изменения формы образования.

Так что же такое компетентностный подход?

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Фактически в этом подходе понимание знания как наращивания суммы предметной информации противопоставляется знанию как комплексу умений, позволяющих действовать и добиваться требуемого результата, причем часто в неопределенных, проблемных ситуациях.

Б.Д.ЭЛЬКОНИН пишет: «Мы отказались не от знания как культурного «предмета», а от определенной формы знаний (знания «на всякий случай», то есть сведения).


Что такое знание в нашем подходе? Что такое понятие?

  1. Знание-это не сведения.
  2. Знание - средство преобразования ситуации.
  3. Если знание - средство мысленного преобразования ситуации, тогда это понятие.

Мы пытаемся строить понятия так, чтобы они стали средствами преобразования ситуаций действия».

В.П.ЗИНЧЕНКО противопоставляет знание и информацию:

«Информация захлестнула человечество. Не избежало этой участи и образование, которое все чаще строится по типу «шведского стола знаний». ...Сплошь и рядом происходит смешение подлинного понимания, эрудированности и информированности. Грани между ними все больше размываются, как и грани между знанием и информацией. Тем не менее, такие грани существуют. Опытный педагог  легко отличит всезнайку и скорохвата от вдумчивого и основательного ученика. Опаснее другое: иллюзии учащихся по поводу того, что запомненное есть знаемое. Эти иллюзии еще свежи и в педагогике, и в психологии.

Понятие «компетенция» выделяется через термин «умение»: - это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение.

«компетенция» - совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к предмету деятельности.

ПРИРОДА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА:

Компетентностное образование – очень противоречивая тема, которая на сегодняшний день остается недостаточно исследованной.


ДЕТАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (относительно уроков математики):

Реализация данного подхода в школе подразумевает становление в процессе обучения семи ключевых образовательных компетенций:

  1. ценностно-смысловая
  2. общекультурная
  3. учебно-познавательная
  4. информационная
  5. коммуникативная
  6. социально-трудовая
  7. личностного самосовершенствования.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:

  1. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:

Лучше всего для реализации данной компетенции подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартное задание, требующее применение учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса. Таким образом, склонность к тому или иному предмету не может быть выявлена по результатам контрольных проверок знаний. Одним из приемов ее выявления является проведение олимпиады.

  1. ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:

На первый взгляд довольно трудно реализовать данную компетенцию на уроках математики. Однако возможно использование задач со скрытой информативной частью.

Например: «известно, что ученик 2 класса должен спать 10 часов  в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?».

Таким образом, работая над данной задачей, ребенок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.

Задачи со скрытой неявной информативной частью не сложны в работе. Данный прием вполне применим в школе. Важно только при проведении урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и общекультурных.

  1. УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

 Реализация данной компетенции не вызывает особых трудностей. Так как для ее становления способствуют различные приемы организации работы учеников.

Также одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в  форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностного подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Это является подготовкой к ЕГЭ.

Данная компетенция реализуется в современной начальной школе, она имеет практическую направленность, однако не следует забывать о значимости данного направления в будущей жизни ребенка.

  1. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Во втором классе общеобразовательной школы, после проведения нескольких уроков с разнообразными видами заданий устного счета, детям может быть предложена контрольная работа с пятью видами заданий на устный счет. Таким образом, развивается у детей способность применения умения вычислять в различных (в том числе не стандартных) ситуациях. Постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета. Это найдет свое применение в социально- трудовой сфере (вычисление суммы в магазине до подхода к кассе).

  1. КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ:

С целью реализации компетенции используется такой вид деятельности, как решение задач с «лишними данными».

Например:

«Известно, что зубы надо чистить 2 раза в день: утром и вечером. А в обед, после еды надо полоскать рот. За неделю Вася забыл почистить зубы 3 раза утором и 4 раза вечером, также он забыл прополоскать рот после обеда 6 раз. Сколько всего раз за неделю Вася забыл про свои зубы?»

В условии прослеживается группа, которая отвечает за развитие общества. Таким образом, дети усваивают уже более совершенные задания.

С целью формирования понятия «ломаная линия» используется совокупность компетенций, необходимых для осознания данного понятия, умение извлекать пользу из практического опыта, думать, организовать взаимосвязь своих знаний, уметь включаться в работу. Для формирования понятия «длина ломаной линии», необходимо владеть следующими компетенциями:

  • Устанавливать взаимосвязь между имеющимися знаниями
  • Упорядочивать их
  • Сотрудничать в группе
  • Пользоваться измерительными приборами
  • Владеть формой изложения материала

Введение и использование в учебном обиходе понятий ключевые компетенции и компетентностный подход в системе непрерывного образования позволяет повысить эффективность результатов обучения, как в общеобразовательной школе, так и в системе профессиональной подготовки.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Ключевыми словами характеристики компетенции являются слова:

  • Искать
  • Думать
  • Сотрудничать
  • Приниматься за дело
  • Адаптироваться

Например:

Искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию.

Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решение; улаживать разногласие и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Введение компетентностного подхода в учебный процесс  требует серьезных изменений в содержании образования, осуществлении учебного процесса и практике работы педагога.

Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающемуся:

  • приоритетным становиться свободный доступ к информационным ресурсам,
  • самообучение,
  • дистанционное и сетевое обучение.

Все эти обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли, чтобы научить его быть успешным и в том и в другом. Это поможет ему, затем самостоятельно повышать свой профессиональный уровень.

МОУ лицей № 10

Руководитель МО учителей начальных классов: Кулешова С.П.