Готовность ребёнка к школе
Предварительный просмотр:
Доклад
Что такое
«готовность к школе»?
Быть готовым к школе уже сегодня
не значит уметь
читать, писать, считать.
Быть готовым к школе- значит
быть готовым всему этому научиться.
Л. Венгер
Что такое «Готовность к школе»?
Быть готовым к школе уже сегодня
не значит уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе- значит быть
готовым всему этому научиться.
Л. Венгер
Как бы вы определили, что ждёт школа от ребёнка? Каких качеств? Черт? Ответить, как правило, трудно, потому что порой самим родителям не ясно, к чему же готовить сына или дочь.
Школа проводит тестирование весной-летом, но уже осенью и зимой необходимо знать составляющие психологической готовности ребёнка к школе и помочь ему. Тесты на шкоьную готовность нередко состоят из диагностических процедур на счёт, письмо, чтение. Тогда как обучение в школе требует умения:
- Устанавливать причинно- следственные связи;
- Сравнивать, анализировать, группировать;
- Действовать произвольно;
- Действовать по образцу;
- Общаться со сверстниками;
- И желания быть школьником, «взрослым»
В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе осуществляется переход к учебной деятельности, которая на ближайшие 11лет станет ведущей для детского развития. В переходный период (5-6лет) в детском саду осуществляется постепенная ,щадящая подготовка ребёнка к школе, вплетающая в игровую деятельность элементы учебной, т.е. опираясь на зону ближайшего развития. В ЗРБ входят умения и способности ребёнка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством,- то, что полностью самостоятельно ребёнок ещё не может делать(например, долго удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т.д.).Эти способности тренируются на занятиях в детском саду.
Детям с задержками общего, речевого развития одних «детсадовских» занятий недостаточно , процесс формирования готовности занимает у них более длительное время. Поэтому особенно важна преемственность занятий дома.
Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребёнка к школе(навыки действия по образцу, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать память, речь, строить отношения с окружающими взрослыми и сверстниками). Повседневное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания и радости детско- родительских отношений и в этом ведущая роль принадлежит родителям.
Важной составляющей подготовки к школе может стать знакомство ребёнка со школой: как она выглядит, как устроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети в школе; не менее интересными и познавательными могут стать воспоминания родителе о своём первом классе, домашние фотографии, сохранившиеся первые тетрадки и букварь и впечатления родителей, ориентирующие ребёнка на школу, формирующие у него реальные представления о ней. Важно правильно подобрать школу для ребёнка. Посильная учебная нагрузка предупреждает школьную неуспеваемость и школьные неврозы.
Практика показывает, что нежелание учиться в основном возникает в следующих случаях:
- Ребёнок представлял себе школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. Столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него возникнет резко отрицательное отношение к школе.
- Школьная жизнь требует от ребёнка постоянных усилий, а он не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него возникает активное противодействие, формируется установка на «отказ от усилия».
- Дома сформировали страх перед школой(Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут).
- Дети избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу
В сложном положении оказываются дети, не имеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача приводит к ощущению своей неполноценности, удача вызывает слишком бурную радость. Поглощённые переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, они невнимательны, у них ослабевает способность к рассуждению и логическому мышлению. Иногда ребёнок может показаться недостаточно развитым. Неспособным, особенно в стрессовой ситуации, при тестировании, а в дальнейшем- при ответе у доски.
Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», неторопливым «мямликам», застенчивым, нелюдимым детям и юным «агрессорам». Они требуют особого внимания при подготовке к школе, и в процессе обучения. Такие дети вряд ли смогут в первом классе сами готовить уроки, им обязательно потребуется помощь родителей.
Дети с ограниченными и функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами (заикание, энурез, страхи, навязчивые состояния) постоянно должны находиться под наблюдением медиков и психологов. Для них недопустимо раннее начало обучения, работа по по программам повышенной сложности. Если же малыша, ещё не готового психологически к обучению, родители всё-таки отдают в школу, то необходимо сделать всё возможное для обеспечения щадящего режима(малочисленный класс, индивидуальный подход, полноценный отдых). Независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребёнка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт.
Уже к 6- 6,5годам можно научить ребёнка контролировать свои чувства и переживания, познакомить его с с приёмами «самоуспокоения» (например: уговаривать самого себя: «Всё хорошо, всё пройдёт, я успокоюсь, всё получится»), при этом важно избегать формулировок с частицей «не», например: «не надо плакать».
Нужно научить ребёнка простейшим дыхательным упражнениям (10вдохов и выдохов), технике «отстранение»(представить, что все неприятности отгораживаются толстым стеклом, или превращаются в текучую воду).
У каждого ребёнка есть свой срок достижения цели. Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремление познавать мир.
Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытаются определять по ручной умелости детской руки особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выяснить степень соответствия возрастным нормам, требованиям и «стандартам», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению.
Чаще всего анализируются графические умения детей. Так ,английские исследователи Д.Элстон и Д.Тейлор оценивают, соответствуют ли норме развитие мозга и руки ребёнка по результатам копирования простейших геометрических фигур.
Нормой считается, если в два года с половиной года- горизонтальной линии, в три года- копирование круга, в четыре года- пересекающихся линий, с соблюдением размеров и соотношения штрихов; в пять лет- копирование квадрата; в пять с половиной лет- треугольника; в шесть лет- простейших геометрических фигур с соблюдением их размеров и пропорций.
Существует всемирно известны тест «Рисунок человека» или ( «Человек», разработанный американскими психологами- докторами Маковерон и Гуденау (вариант для детей 5-6 лет разработан Керном-Йирасеком)).
Ребёнку предлагают лист бумаги и карандаш и просят нарисовать человека. Рисунок оценивается в баллах, каждое «да» равняется одному баллу, которые набираются на основе утвердительных ответов на следующие вопросы:
- У человека есть голова?
- У него две ноги?
- У него две руки?
- Туловище достаточно отдельно от головы?
- Плечи выделены хорошо?
- Длина туловища превышает его ширину?
- Места соединения рук и ног с туловищем выделены хорошо?
- Точки соединения рук и ног с туловищем выделены хорошо?
- Шея на своём месте?
- Шея удлинена по отношению к плечам и туловищу?
- У него есть глаза?
- У него есть нос?
- У него есть рот?
- Нос и рот имеют нормальные размеры?
- Можно различать ноздри? (Эти вопросы для детей дошкольного возраста).
Нормально развитый ребёнок должен набрать: в три года-2балла, в четыре-6; в пять лет-10, в шесть-14баллов, и т.д.
«Копирование букв».Ребёнку предлагают скопировать предложение из трёх слов, написанных письменными(не печатными!) буквами Он ел суп. Расстояние между словами составляет половину буквы. Оцениваются в баллах (от 1до 5) четкость копирования, точность размера букв и расстояние между словами.
«Копирование группы точек». Ребёнку предлагают нарисовать такие же точки, как на образце . Оценивается в баллах (от 1 до5) точность срисовывания.
В 1995году Министерство здравоохранения России разработало рекомендации(под редакцией академика РАМН Г.И. Сердюковской) по определению функционально готовности к обучению в школе на основе массовых скрининг –тестов. Его авторы использовали уже известный тест «вырезывание круга». Испытуемый получает карточку из картона или ватмана, на которой одной утолщённой линией изображён круг диаметром 5см. Снаружи и внутри этой линии проводятся ещё по три тонких линии- круга. Ребёнку дают ножницы и объясняют: нужно вырезать круг по средней толстой линии круг надо вырезать за 1 мин.
Тест считается невыполненным, если:
- Превышено время
- Допущены ошибки(частые перерезания), и выполненным, если за 1минуту круг вырезан почти везде по толстой линии. Описание тесты дают возможность медикам и педагогам определить, насколько созрели психика и моторика ребёнка, насколько согласованы движения его пальцев. Насколько он может управлять своей двигательной активностью, тормозить её, сосредотачивать и сохранять рабочую позу без напряжения, т.е.как мозг управляет рукой.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим.
Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли , измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились…
По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга). Его силе, энергичности, профессии(музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные, быстрые, нервные руки).
Не случайно в языке так, много выражений, связанных с руками : «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Откуда руки растут», «Работать, не покладая рук».
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
По умелости детской руки специалисты на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её «святая- святых»- мозга.
Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности , в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно или предметно- действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать «Ручным»- ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдет ко второму этапу- наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Такая буква, как баранка».
Трети этап- словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме.
Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления даёт рука.
Рука изучает мир вещей
Табличку «Руками не трогать» часто можно встретить в музеях, на выставках, в магазинах. Почему же посетители, особенно дети , пытаются игнорировать устные и письменные просьбы? Их толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется попробовать не только зрением, но и на ощупь. Ведь рука даёт очень много информации: о весе, мягкости, шероховатости, тепле- прохладе, сухости- влажности и о многом другом.
Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движении руки- органе чувственного познания.
В детстве движения доставляют кроме всего прочего, и мышечную радость. Чем младше ребёнок, тем сильнее его желание двигать, хватать всё руками, переставлять, а значит исследовать.
В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
- Органов движения
- Органов познания
- Аккумуляторов энергии (и для мышц и для других органов).
Если ребёнок трогает какой- либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать».
Как же рука изучает , обследует предметы?
- Прикосновение- взрослые используют чаще, постепенно приучают к этому и детей. Люди прикасаются, когда хотят убедиться в наличии предмета, его температуры(горячий, холодный, тёплый), влажности и т.д.
- Постукивание – удары одним или несколькими пальцами дают возможность взрослым получить информацию о свойствах материалов (из чего, какой, какая?).Например, если постучать по стеклу, фарфору, хрусталю, дереву, металлу, пластмассе или картону , то можно по характерным звукам распознать материал даже с закрытыми глазами. Детей учат постукивать пальцами во время игры на музыкальных инструментах- постукивать музыкальными молоточками, палочками по металлофону.
- Взятие в руки- начинает формироваться с хватания. Когда ребёнок учится не хватать, в руки брать, то обнаруживает многие интересные свойства предметов: вес ,особенности поверхности, формы и т.д.
- Надавливание- даёт возможность определить, мягкий или твёрдый предмет, из какого материала сделан. Малышам надавливание доставляет удовольствие, если оно ещё и вызывает звучание. По принципу извлечения звука, путём надавливания устроены многие детские игрушки- пищалки, клавишные инструменты. Сила надавливания определяет характер звука- это дети устанавливают опытным путём.
- Ощупывание(обхватом, потиранием, поглаживанием , круговыми и мнущими движениями). При ощупывании используются движения с учётом величины предмета и его особенностей. Мелкие, сыпучие предметы (например, зерно, крупа, соль) ребёнка учат ощупывать прикосновениями ладони или двумя пальцами. Большим указательным и средним пальцами учат ощупывать детали мозаики, пуговицы, гайки, монеты. Крупные предметы(игрушки, плоды) дети захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не уменьшается в руке, то переходят к двуручному ощупыванию- осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой – исследуют.
Таким образом рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления, которые являются основой всех начинаний: развитие мозга, внимание, наблюдательность, мышление, фантазия, эмоции и словарный запас.
Литература:
1.«Мастерская слова» Л.Е. Стрельцова
Н.Д.Тамарченко
2. «Речь и этикет» В.Е.Гольдин
3. «Рука развивает мозг»Г.Любина
Комментарии
Многие родители задаются